Требования к современному уроку математики по ФГОС
учитель математики
МОБУ Увальской СОШ
Акинфиева Т.П.
ФГОС
- Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования
actualis – деятельный
- Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный урок , существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего.
- «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
- «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».
- «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».
- «Современный урок – это урок без стрессов».
Высказывания учеников.
« Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
М.Скаткин
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции».
В.А. Сухомлинский
«Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него».
С.И. Гессен
В условиях внедрения ФГОС основным должно стать развивающее обучение.
Для такого обучения необходим системно-деятельный подход к построению урока, который обеспечивает :
- - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ФГОС: изменение требований к результату
Портрет выпускника – гражданина России:
Патриот, уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения.
Предметные Метапредметные Личностные
результаты результаты результаты
способы деятельности ,
применимые как в рамках
образовательного процесса,
так и при решении
проблем в реальных
жизненных
ситуациях
ценностных
творческой
деятельности и др.
ориентаций,
- Интересы
- Мотивации
- толерантность
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Главный участник образовательного процесса - современный ученик – кто он?
- Ученик – субъект , т.е. хозяин своей деятельности
- Сам ставит цели
- Сам решает задачи урока
- Сам делает выводы
Учебная деятельность -
самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик
Чему? Зачем?
Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм
Как?
Самоконтроль - определение правильности выполненного действия
Правильно?
Самооценка - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия
Хорошо?
Можно лучше?
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты
По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока математики в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
Определить и четко сформулировать:
целевую установку урока – зачем он вообще нужен?
С моей точки зрения, современная структура урока с учётом требований ФГОС заключается в следующем: постановке учебной задачи, выборе учебных действий, действий самоконтроля и самооценки.
Проектируя урок, я придерживаюсь следующих правил:
- Конкретно определяю тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отбираю учебный материал (определяю его содержание, объем, устанавливаю связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и свои на всех этапах урока.
- Определяю формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумываю оптимальный темп урока, то есть рассчитываю время на каждый его этап.
- Продумываю форму подведения итогов урока.
- Продумываю содержание, объем и форму домашнего задания.
Требование к структуре урока математики по технологии деятельностного метода.
1. Релаксация
Лень и плохое настроение умножим на ноль!
От улыбки хмурый день светлей
2. Мотивация к учебной деятельности.
Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно. Конфуций
Чем больше я знаю,
Тем больше умею.
- Я хороший,
- Я всё знаю,
- Я всё умею,
- Я буду стараться,
- У меня всё получится!
3. Формулирование проблемы и путей ее решения
Обязательным элементом современного урока математики является учебная проблема:
учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;
учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:
невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
невыполнимое, но сходное с предыдущими.
В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".
Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:
учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;
учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.
Задача 1
Белка вылезла из дупла
и бегает по стволу дерева
вверх и вниз.
Вопросы:
- Что нужно знать, чтобы
определить положение
белки на дереве?
- Достаточно ли знать лишь
расстояние белки от дупла?
Надо знать еще и направление.
6
6
6
6
5
5
5
5
4
4
4
4
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
г)
а)
в)
б)
20
15 градусов тепла
10
0
15 градусов выше нуля
10
+15º,С (плюс 15º,С)
20
Опишите показания термометра
25
20
5 градусов мороза
10
0
5 градусов ниже нуля
10
-5 о ,С (минус 5 о ,С)
20
Опишите показания термометра
26
4. Принятие цели и принятие решения.
Тема урока:
Цели урока: Ввести понятия координата точки, координатная прямая , показать обозначение чисел на координатной прямой.
Задачи урока: Образовательная (формирование познавательных УУД):
- Познакомить с определением.
- Сформировать умениям и навыки, необходимые для применения в практической деятельности.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- Развитие умственных операций (прием создания образа, перенос знаний, обобщение, сравнение, анализ, синтез).
- Развитие умений организации учебного труда.
Воспитательные (коммуникативные и личностные):
- Воспитание настойчивости в достижении цели.
- Воспитание ответственного отношения к учёбе.
- Воспитание взаимопомощи, культуры общения.
- привитие навыков самостоятельной и групповой работы
Планируемые результаты:
- предметные:
Сформировать у учащихся представление о координате точки, координатной прямой, положительных и отрицательных числах, познакомить учащихся с фактами из истории появления отрицательных и положительных чисел.
- метапредметные:
познавательные УУД: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя, анализировать результаты своей работы на уроке, умение контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками;
- личностные :
потребность в справедливом оценивании своей работы, применение полученных знаний в практической деятельности. Развитие находчивости, активности при решении математических задач, способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность, их достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.
Я хочу узнать о новых …
Я хочу научиться записывать …
Я хочу узнать, где применяются …
Я хочу научиться отмечать на …
+
координатную прямую можно изобразить не только горизонтальной, но и вертикальной.
Например: ,
термометр:
начало отсчета соответствует температуре таяния льда 0 о С. При 100 о С вода закипает.
Пример 2: Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс, УМК Л.С.Атанасяна.
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 900 0 , 1200 0 , 600 0 .
Побуждающий диалог.
Учитель : - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученик : - Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .
- Начертите треугольник.
- Измерьте его углы транспортиром.
- Найдите сумму углов.
- Какие результаты у вас получились?
- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
- Сверим вывод с учебником.
- А почему у вас получились неточные результаты?
Для проверки гипотез, вывода формул я использую исследовательские и практические работы, учебные проекты.
Продумать «изюминку» урока
- Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут
Представь,
что модуль – это баня, а знак «минус» - грязь.
Оказываясь под знаком модуля, отрицательное число «моется» и выходит без знака «минус» - чистым.
В бане могут «мыться» (т.е. стоять под знаком модуля) как положительные, так и отрицательные числа.
Подведение итогов урока
Конец урока предвещает постановку домашнего задания. Однако способы окончания урока также полезно разнообразить:
∙ путем подведения итогов;
∙ ознакомления учащихся с обобщающими выводами и идеями;
∙ привлечения исторических сведений;
∙ выполнения игровых упражнений;
∙ решения головоломок, кроссвордов, ребусов на математическую тему.
Интеллектуальная игра.
Найти периметр и площадь заштрихованной фигуры, если сторона квадрата 4 см ( 3) .
Диаметр самого большого блина
испечённого в России, равен 2 метра.
Найдите площадь блина?
Рефлексия урока
- Текущая рефлексия (может осуществляться по ходу выполнения каждого задания урока)
- Итоговая рефлексия (в конце урока)
Способы рефлексии:
Рефлексия «Классическая»
Рефлексия «Трактат»
- Каковы ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
- Перечислите трудности, с которыми вам пришлось столкнуться?
- Каким образом вы преодолевали эти трудности?
- Чему вы научились?
- Что вам удалось больше всего при изучении темы?
- Что не получилось и почему?
- Опишите динамику ваших чувств и настроения при изучении темы?
- Представьте, что у вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В нём вы опишите ваши основные достижения и результаты. Дайте наставления, советы, попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым вам и удалось решить проблемы и достигнуть результаты. Какое из заданий застигло вас врасплох? Почему? Как избежать ваших ошибок? Какие рекомендации вы бы дали по добыче знаний в будущем?
«Лесенка достижений»
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне было интересно..
- Мне было трудно…
- Я понял, что координата…
- Я почувствовал, что…
- Больше всего мне понравилось…
- Я знаю, что любое положительное число….
- Я знаю, что любое отрицательное число….
- Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Еще одно требование к уроку математики: формирование системы ценностных ориентаций
— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение.
На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют.
Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности.
Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным.
Деятельность школьников на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.
Прекрасным материалом для развития чувства патриотизма являются сведения из истории развития математики и математического образования в России. В качестве примера приведу учебный фрагмент о задаче, пришедшей к нам с картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет». Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской школы 19 века (причем ученики – мальчики, ведь в то время девочек в школу не принимали). Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму чисел от 1 до 100. Попробуйте сосчитать устно.
И далее идет рассказ об учителе (дополнительное домашнее задание повышенного уровня сложности), подготовлен учащимися.
На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И … в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского. Сергей Александрович Рачинский до конца жизни вкладывает все свои силы и деньги в народное образование.
Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики.
- Скажите, кто назвал эту науку математикой?
Из сообщений учащихся: Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э. - 490 до н. э.? И почему у него это странное имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.
Два с половиной тысячелетия прошло с момента смерти ученого, философа, музыканта, спортсмена, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью. Вот некоторые из них:
- Статую красит вид, а человека – деяние его.
- Истинное отечество там, где есть благие нравы.
- Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
- Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе.
- Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
Например.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
( Ответы детей)
- Представьте, что Вы- мастер. Сформулируйте обращение к ученикам, в котором дайте обоснование необходимости учения.
«Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.»
Задача. В классе 20 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в районе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова. Как вы понимаете эту народную мудрость?
Организация проектной деятельности
Темы проектов, посвященных Мазановскому району:
- История появления нашего района в задачах(1 группа)
- Памятники нашего района (2 группа)
- Мазановский район – живой памятник нашей победы ( Великая Отечественная война в задачах по математике) (3 группа).
- Природа в нашем районе в цифрах и фактах (4 группа)
Темы проектов:
Роль процентов в жизни человека
Из истории возникновения процентов
Положительные и отрицательные числа в нашей жизни
История возникновения отрицательных чисел и их применение в математике и других науках
Координаты в различных профессиях
Путешествие в будущее «Встреча с координатами»
Некоторые старинные задачи по теме «Координатная плоскость»
Загадочное числи Пи
Ученические презентации
Подготовил: Сердобинцев Дмитрий
5а класс
Подготовил:
Двининидзе Степан
учащийся 5а класса
МОБУ Увальская СОШ
Появление десятичных дробей
Как появились дроби?
Выполнила:
Таскаева Анастасия
учащаяся 5 а класса
МОБУ Увальская СОШ
Подготовил:
Аллазов Дмитрий
учащийся 5а класса
МОБУ Увальской СОШ
Результаты успеваемости
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах
Учебный год
Количество участников
район
2015 - 2016
Призовые места
-
РФ, международн.
2016 - 2017
район
4+
2
РФ, международн.
11
1(грамота за 1 место ) , сертификаты участия
-
Современный урок математики по ФГОС
- Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
- урок , содержащий разные виды деятельности;
- урок , на котором ученику должно быть комфортно;
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
- современный урок развивает у детей креативное мышление;
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю учить, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ». Л. Н. Толстой « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи
Требования к учителю:
- Точно и чётко формулирует задания
- Не даёт новое знание в готовом виде
- Не повторяет задания два раза
- Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам
- Не повторяет то, что сказали ученики
- Предугадывает затруднения учеников и меняет задание по ходу урока, если дети не смогли выполнить его с первого раза
- Подбирает комплексное задание
- Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»
(Дональд Д. Куинн).