СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами старшей группы для детей с ОНР по лексической теме: «Одежда и головные уборы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами старшей группы для детей с ОНР по лексической теме: «Одежда и головные уборы».»



Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами старшей группы для детей с ОНР по лексической теме: «Одежда и головные уборы».


Расширение и активизация словарного запаса по теме


Предметный словарь:  одежда, пальто, куртка, плащ, платье, юбка, блузка, кофта, свитер, рубашка, шорты, брюки, костюм, фартук, сарафан, колготки, носки, гольфы, платок, косынка, шапка, шляпа, варежка-варежки, перчатка- перчатки, рукав, манжет, пояс, воротник, карман, пуговица, петля, крючок, кнопка, молния, резинка, швея, портниха, иголка, нитки, наперсток, халат.

Глагольный словарь: одевать, надевать, завязывать, развязывать, снимать, вешать, класть, чистить, стирать, гладить, расстегивать, застегивать, одеваться, раздеваться, шить, вышивать, вязать.

Словарь признаков: женская, мужская, детская, спортивная, осенняя, летняя, теплая, вязаная, меховая, зимняя, короткий, длинный, новый, старый, чистый, грязный, мятый, глаженый, удобный, неудобный, красивый, нарядный.

Словарь наречий: быстро, медленно, красиво, удобно, неудобно, чисто.

Развитие общей моторики. Координация речи с движением.

Физминутка «Головные уборы»


Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)
Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку)


Развитие мелкой моторики

Пальчиковая зарядка «Одежда».


Раз, два, три, четыре, пять –            Последовательно соединяют пальцы

 Будем вещи мы стирать:               одной руки с пальцами другой руки. 

Платье, брюки и носочки,                                                                                                                  

Юбку, кофточку, платочки.                                                                                                                  

Шарф и шапку не забудем –                                                              

Их стирать мы тоже будем.             Кулачки имитируют стирку.


Массаж биологически активных точек лица «Неболейка»


Чтобы горло не болело,           Поглаживать ладонями шею мягкими

Мы погладим его смело.          движениями сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать,     Указательными пальцами растирать крылья

Надо носик растирать.              носа.

Лоб мы тоже разотрем,              Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и

Ладошку держим козырьком.    Растирать лоб движениями в стороны.

Вилку пальчиками сделай,         Разжать указательные и средние пальцы,

Массируй ушки ты умело.          Растирать пальцами точки перед и за ушами.

Знаем, знаем – да-да-да!             Потирать ладони друг о друга.

Нам простуда не страшна.



Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения для губ и языка:

«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

«Большие пуговицы» – максимально округлить губы и «Маленькие пуговки» – вытянуть губы узкой «трубочкой.

«Иголочка» – вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

«Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

«Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении.

«Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

«Строчит машинка» Губы в улыбке, чистый пальчик—под язычок, произносить: др-р-р-р.

«Строчка» – кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта


Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Разложи картинки». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [м]-[мь] в словах майка, пижама, меховая, панама, муфта).

2.Развитие навыков звукового анализа (определение места звука в слове).


Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия, внимания, согласование прилагательного с существительным). (Не стало меховой шубы, шелковой блузки и т.п.

2. Игра с мячом «Подбери слова». (подбор однокоренных слов). - Встаем в круг. Будем передавать друг другу мяч и подбирать слова одной семейки, похожие на слово «одежда». Одевать, надевать, одетый, одеваться, оденусь, надеть.                                                  

3. Игра «Какой, какая, какое?» [Совершенствование грамматического стоя речи (образование относительных прилагательных). Развитие тактильной чувствительности.] Платье из ситца-ситцевое платье, шуба из меха-…, пальто из драпа-.., блузка из шелка-…, шапка из шести -…, платок из хлопка-…

4. Игра «Мой моя моё» (употребление притяжательных местоимений).

Дети берут картинки одежды, проговаривая, чья это одежда (мой шарф, моя шуба).

Одежда: майка, трусы, блузка, платье, юбка, сарафан, пижама, шорты, брюки, костюм, свитер, носки, плащ, пальто, комбинезон, шуба, шарф, шапка, варежки, перчатки.

 5. Игра с мячом «Скажи наоборот». (подбор антонимов). В игре образуются пары антонимов: надевать - снимать, пачкать — стирать (чистить), мять — гладить, вешать (в шкаф) — доставать (из шкафа) и т. п.  Аналогично подобрать пары слов-антонимов, отвечающих на вопрос «Какой?» (теплый — легкий, новый — старый, мятый — выглаженный, чистый — грязный

 6.  Игра «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.]

Развитие связной речи

Составление описательных рассказов по схеме.

Индивидуальная работа

Отслеживать правильность произношения поставленных звуков в речи: