Учитель начальных классов Александрова Анастасия Ильинична
Взаимодействие воспитателя с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Введение.
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.
Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.
1. Особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В семьях, где воспитываются дети с нарушением интеллекта, у родителей формируются «рентные установки», при которых родители не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют утяжелить диагноз ребенка, ожидая от общества только материальной поддержки.
Среди родителей детей с умственной отсталостью высок процент лиц, имеющих нарушения интеллекта, что снижает возможности коррекции семейных взаимоотношений.
Л. М. Шипицына характеризуют следующие межличностные отношения в таких семьях:
1) доминирование авторитарной гиперсоциализации детей родителями;
2) приписывание родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности.
Я. В. Крючева, изучая взаимоотношения в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития, отмечает, что большая часть таких детей воспитывается в семьях с неблагоприятными социальными и психолого-педагогическими условиями (некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, конфликтные отношения, жесткое обращение с ними и т.д.). Родители не имеют глубоких знаний о природе задержки психического развития, недооценивают их возможности, не понимают трудности детей в обучении, не воспринимают собственной роли в воспитании и развитии детей с задержкой психического развития.
В семьях, воспитывающих детей с нарушениями слуха, чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий (Е. И. Исенина, Д. Льютеман, В. М. Рахманов): 1 стадия – шок, 2 стадия – понимание, 3 стадия – «защитное отрицание», 4 стадия – «принятие глухоты», 5 стадия – конструктивные действия.
Также выделяются типы отношений родителей к глухому ребенку: полное принятие, сверхопека, нереалистическое отношение и безразличие.
Родители слепого ребенка нередко испытывают чувство вины, что отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых.
Изучая родительское отношение в семьях, воспитывающих детей с глубокими нарушениями зрения, отечественные авторы (Л. И. Солнцева, С. М. Хорош и др.) отмечают, что в этих семьях встречаются негармоничные стили. Многие родители переживают из-за дефекта зрения.
Л. И. Солнцева и С. М. Хорош выделяют следующие родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту: адекватные (ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются) и неадекватные (родители испытывают чувство вины перед ребенком, которую они постоянно пытаются искупить).
Многие исследователи, занимающиеся вопросами изучения родителей и детей с нарушениями речи, считают, что особенности развития детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми нарушениями также являются отягощающими для психики родителей. Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущем.
В работе В. В. Ткачевой отмечено, что для родителей аутичных детей особой психотравмирующей проблемой является отсутствие возможности помещения ребенка в специально созданное для таких детей образовательное учреждение. У родителей формируется вторичная аутизация.
Семьи, воспитывающие ребенка с синдромом Дауна, отличаются более жесткой организацией семейного функционирования, отношения в таких семьях более напряженные, супруги в меньшей степени удовлетворены собой, своей супружеской и семейной жизнью в целом.
Травмирующим фактором является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с ними. Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка к близкому контакту (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать).
Проблемы коммуникативного поведения, высокая возбудимость и гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), требуют от родителей повышенного внимания и напряжения.
Преобладающим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети и подростки с детским церебральным параличом, является гиперопека. Данное отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности), матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей.
Семьи, имеющие детей с нарушениями психического развития, имеют следующие признаки (Л. М. Шипицына):
1. Родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, тревогу и усталость.
2. Родители чувствуют раздражение и неудовлетворенность из-за личностных и поведенческих особенностей детей.
3. Нарушаются и искажаются семейные взаимоотношения.
4. Снижается социальный статус семьи: родители скрывают диагноз ребенка от ближайшего окружения, сужается круг «внесемейного функционирования».
5. В семье возникает «особый психологический конфликт» (Ч. Шеффер, Л. Кэрри), который является следствием «столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка».
2. Современные технологии работы с родителями, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями, дефектологом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.
При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи:
формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
развитие детско-родительских отношений;
совершенствование коммуникативных форм поведения;
формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок (Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина.– М. : ИКЦ «МарТ» ; Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.).
Разнообразные подходы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентированы на диагностику семейного воспитания в таких семьях, изучение отношения родителей к особенностям ребенка, проведение коррекционной работы с родителями и ближайшими родственниками, обучение способам взаимодействия с детьми и так далее.
Формы и методы взаимодействия с родителями:
Традиционные | Нетрадиционные |
Родительские собрания Индивидуальные консультации Посещения на дому Конференция Анкетирование | Тренинги Дискуссии Вечера Родительские чтения Практикумы Психологические вечера Театральные вечера Школы матерей Университеты для родителей Родительские клубы Мастер-классы Дни открытых дверей Устный журнал On-line технологии и др. |
2.1 Основные формы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа.
1) Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ.
Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.
1.Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
2.Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
3.Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, беседы. Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить:
- беседы с родителями всего класса, с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ (не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка);
- индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования.
Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
4. Переписка с родителями педагога - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
5. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.
6. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.
7. Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.
2) Групповые и коллективные формы
1. Родительские лектории, практикумы
Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и обучающихся в школе. Темы могут быть разнообразными.
2. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ как школы, так и класса .
3.Родительское собрание.
Одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником классных дел, заявить о себе как об активном родителе и, придя домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам класса. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.
4. Совместные досуговые мероприятия
Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно-музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
5. Тематические консультации
Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное занятие. Может проводиться в режиме On-Line (он-лайн), используя Skype (скайп).
6.Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.
Воспитателю необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.
Воспитатель может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются…», «Письмо ветерану», проведение акции «Напиши письмо другу!» или конкурс детского рисунка « Я и мир» и разместить их на сайте школы, в классных уголках.
Учителю и воспитателю нужно организовывать совместные интернет проекты детей класса и детей с ОВЗ. Например, участие в проекте «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей». Учащиеся с ОВЗ в парах со здоровыми детьми делают фотографии друг друга, своих друзей, школы, города.
На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в Skype (скайпе) и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами школы при организации открытых школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.
Заключение.
“Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.
Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.
Роль воспитателя и педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский) .
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Список литературы
Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
Кожанова Т.М. Педагогические технологии взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ [Текст]// Лекция, Чебоксары, 2017.
Савин С.М. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)[Текст]// Лекция, Чебоксары, 2017.
Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье/ О.В. Солодянкина.-М.: АРКТИ,2007(Коррекционная педагогика).
Стребелева Е.А., Закрепина А.В. “Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10;
Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59;
Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
Ресурсы сети интернет:
Гусева Н.А., Курдвановская Н.В. Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // http://festival.1september.ru/articles/528415/