Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса
Учитель русского языка и литературы
Пивнева Ольга Алексеевна
п
« Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, то результатов образования не будет», - гласит педагогическая аксиома.
Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках .
Цель:
Школьные факторы риска взаимодействия учителя и учащегося:
- Предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
- Изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
- Педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
- Формализм программных знаний;
- Нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;
- Недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности;
- Стрессовая тактика педагогических воздействий;
- Несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;
- Нерациональная организация образовательного процесса;
- Недостаточная психологическая компетентность педагогов и многое другое.
Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь» Н. М. Шанский).
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь» С. И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться
Мы единая СемьЯ = дети+ учителя + родители
Почему я чувствую себя комфортно уроке:
- Я уверен в знаниях по этому предмету.
Я понимаю этот предмет.
Мне близки эти предметы.
- Я всегда выполняю задания по этим предметам и не боюсь отвечать.
- Чувствую себя спокойно и уверенно, не боюсь получить плохую отметку.
- Ничего не понимаю, занимаюсь своими делами.
- 1. Есть взаимопонимание с преподавателем.
- 2. Спокойная, доброжелательная атмосфера, которую создает учитель.
- 3. Учитель прислушивается к нашему мнению, я не боюсь остаться непонятым.
- 4. Учитель не выделяет кого-либо из учеников класса, для него каждый в классе – личность.
- 5. Хорошие знания предмета учителем. Учитель пытается разнообразить урок разными формами.
- 6. С учителем легко в общении, он может позволить себе пошутить, посмеяться.
Почему я чувствую себя тревожно на уроке:
- 1. Я этот предмет не понимаю, и мне он не интересен.
- 2. Сомневаюсь в своих знаниях. Страшно получить плохую отметку.
- Учитель агрессивен, не уравновешен, не хочет понять ученика, не сдержан в своих эмоциях.
- Напряженная обстановка на уроке.
- Я боюсь учителя, он очень кричит.
- Учитель не справедлив к ученикам.
- Однообразие и скука на уроке.
- Учитель не владеет дисциплиной в классе, складывается впечатление, что урок – одна большая перемена.
- Учитель не знает свой предмет, не умеет вести урок.
- Завышенные требования к ученикам во всем классе.
Золотые правила психологического комфорта на уроке:
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельности сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организованна).
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Технология, приемы создания психологического комфорта на уроке (Д. Карнеги):
1) УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
6) Искренне интересуйтесь людьми.
7) Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости.
Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите
В школьные классы,
Одни – как в клетку,
Другие – как в храм.
Р.Рождественский
Благодарю
за внимание