Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь краеведенья и экологического воспитания на уроках иностранного языка»
Взаимосвязь краеведенья и экологического воспитания на уроках иностранного языка.
Развитие краеведения очень важная задача как для всей России так и для отдельных ее регионов. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей Малой Родине, заботливо сохранять народные традиции. С каждым годом непрерывно растёт интерес к своему краю у детей и взрослых. И задача педагога развить и укрепить этот интерес.
Так же не стоит забывать, что краеведенье неразрывно связанно и экологическим воспитанием подрастающего поколения. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, в частности урокам иностранного языка, которые также должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние. Уроки иностранного языка способствуют развитию экологического воспитания посредством изучения тем, неразрывно связанных с экологией, как всей России, так и своего региона.
Темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку - такие как «Откуда ты?», «Погода», «Мой дом», «Животные», напрямую связаны с целями и задачами экологического образования. Учителю достаточно связать и наполнить тематику уроков экологическим содержанием. Во 2-4 классе, учитывая уровень владения языком и возрастные особенности школьников, организуется проект «Мой край» (My Region), в котором дети описывают место где они живут, и своё отношение к нему. «Моё любимое животное» (My favourite animal) В рамках этого проекта ребята собрали информацию о том, какие животные чаще всего становятся домашними питомцами, сравнивают различных животных, предварительно изучив их образ жизни, физические особенности и характерную внешность. Проект – «Моё любимое время года» (My favourite season). Цель этого проекта – развитие творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Если на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся только с отдельными элементами экологической проблематики, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне. Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику, увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Расширяется сочетаемость лексического материала, сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем.
Экологическая тема широко представлена в разделе «Друг ли ты своей планете?»(Are you a friend of the planet?). Учащиеся готовят выступление о том, в какой опасности наша планета Земля. Загрязнение воды и воздуха, уничтожение лесов и исчезновение животных – это важные экологические проблемы. Учащиеся приводят примеры на затронутую тему, из текстов, подобранных заранее. Итогом по этой теме стал проект «Экологические проблемы моего села» (Eco-problems in my hometown). В восьмом классе изучая традиции англоговорящих стран учащиеся знакомятся с экологическими традициями Великобритании, в частности, праздновании Дня Окружающей Среды (5 июня) и о том, какие мероприятия в этот день проводятся.
В старшей школе основным направление работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации и окружению ребенка. Ученики работают над проектом «Глобальное потепление» (Global Warming). В нем учащиеся обсуждают проблему потепления и способы её решения. «Страна моей мечты» В этой работе дети описывают воображаемую стану, комфортную для жизни. Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека. Так же учащиеся изучают международный опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций.
Таким образом, экологическое воспитание школьников на уроках иностранного языка необходимо и возможно. Если умело использовать языковые игры в качестве самостоятельной технологии, это дает значительный скачок в усвоении новых или закреплении уже изученных знаний, повышает мотивацию к изучению данной темы или изучению иностранного языка в целом, позволяет получать удовольствие от процесса общения на изучаемом языке. Указанные приемы и формы развивают познавательные способности школьников, вызывают любовь к природе, вызывают умение общаться на равных по этой теме со своими сверстниками за рубежом, повышают их экологическую культуру.