Разработка урока по профориентации учащихся 10 класса
"Взгляд в будущее"
«…профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту»
К.Маркс
Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Задачи:
- активизация знаний учащихся о многообразии профессий;
- побуждение учащихся к осознанному, мотивированному выбору профессии на основе понимания своих возможностей, интересов и склонностей;
- оказание психолого – педагогической поддержки учащимся для дальнейшего личностного роста.
Для психологического настроя на мероприятие, демонстрируется мультфильм «Все профессии важны, все профессии нужны».
Психолог.Здравствуйте, ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня это очередное мероприятие, которое посвящено очень важной теме - профориентация в школе, ее необходимость при выборе дальнейшего обучения выпускника, его будущей профессии, его жизненного пути.
Сегодняшнее занятие будет проходить, а с элементами игр. Есть такое выражение лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И я предлагаю вам не только смотреть, но принять активное участие в сегодняшнем уроке. Любая психологическая игра имеет двойное назначение. Во-первых, получить удовольствие от общения с другими людьми, во-вторых, это возможность лучше узнать себя и других.
Как в тренингах, так и в играх и есть определенные правила, которые мы сейчас примем:
выполнять инструкции;
слушать друг друга внимательно, не перебивая;
говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю…».
Психолог.Все мы знаем, что выбор профессии — это сложный и ответственный шаг в жизни каждого подростка, где приходится сталкиваться с различными препятствиями. Прежде всего, выпускники имеют поверхностное и искаженное представление о профессиях, их выборе и их получении.
Чтобы принять правильное решение, важно учитывать основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь таких факторов были описаны известным российским психологом Евгением Александровичем Климовым, эти факторы мы с вами учитываем на протяжении нескольких лет, давайте сейчас пройдемся по всем восьми факторам.
Фактор - знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для того чтобы выбрать себе профессию, необходимо познакомиться с множеством различных профессий. Информацию о нихмы получаем из художественной литературы, просмотры видеороликов, интернет ресурсы, тематические мероприятия, экскурсии на предприятия нашего поселка и других районов.
«Мир профессий»
«Мы выбираем…»
«Знания – сила»
«Профессии мира»
Фактор - склонности. Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе, поэтому, при выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься, а чтобы в этом разобраться мы с вами проводили диагностику - «Типы и особенности профессий». Вы уже знаете, к какому типу профессий вы можете себя отнести. Давайте их вспомним. (Ответы учащихся). Человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек - человек).
Фактор.Одного интересак будущей профессии, конечно, мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух, а для кого - то мало любить учить детей, нужно еще уметь находить с ними общий язык.Адаптированный тест А. Алексеевой и Л. Громовой - «Психогеометрия», поможет вам определить тип личности, дать подробную характеристику ваших личных качеств (точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%).(Приложение 1)
Фактор - уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры.
Фактор - мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т. д.Ребята, вы знаете, что родители очень переживают за ваш будущий выбор, и принимают активное участие в этом непростом деле. Предлагаю посмотреть на ответы проведенного опроса ваших родителей по профориетации. (СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИЯ опрос родителей)
Фактор - мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно, важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
Фактор - всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя, опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. И чтобы вам было проще разобраться в своих способностях, мы с вами встречались с представителями многих учебных заведений.
(СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИЯ с приглашением специалистов)
8. Фактор - личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Ребята, вы проходили тест на сайте Фоксфорд по выбору профессии. Многие из вас прошли его и получили результаты. Скажите, совпали ли предлагаемые там профессии с теми профессиями, которые вы выбрали. (Ответы детей). Спасибо, молодцы. А сейчас, небольшая игровая разминка.(Две команды)
На доске написаны буквы: К, Р, Ф, А, П, С командам раздаются по половине ватмана.
Вам необходимо вспомнить и написать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
К – контролер, крановщик, кондитер и т.д.
Р – редактор, рентгенолог, репорте и т.д.
Ф – фрезеровщик, фармацевт, фотограф и т.д.
А – агроном, архитектор и т.д.
П – плотник, полицейский, пилот и т.д.
С – столяр, строитель, судья и т.д.
Психолог. Играя, мы вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не совсем подходящих для нашего поселка, но востребованных в стране и мире.
А сейчас, давайте поговорим о том, что может влиять на выбор профессии.Существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским - это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?(Ответы детей), психолог пишет на доске или ватмане ответы детей.
Востребованность на рынке труда.
Доходность.
Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
Возможность карьерного роста (важно или не важно) и т.д.
Психолог.Выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, город, где мы живем.
Ребята, как вы считаете, какие профессии востребованы в нашем поселке и районе? (Ответы детей). А какие самые нужные профессии? Предлагаю вам составить списки таких профессий. Работаем группами: 3 группы
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии у нас в поселке».(Юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.)
Вторая группа - «Профессии, по которым трудно устроиться в Ардатове и районе»,
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны в Ардатове и районе».
Послушаем, что у вас получилось.Хорошо, молодцы.
Ну чтоже, из полученных ответов, можно сделать вывод, что вы знакомы с профессиями которые требуются в нашем районе, наверное, всем вам знакома пословица «Где родился, там и пригодился», а каков смысл данной пословицы? (Ответы детей). Правильно.Мы надеемся, что получив профессию, кто то из вас обязательно вернется в свой родной поселок для продолжения своей трудовой деятельности.
Как вы думаете через 10,15, 20 лет, в каких отраслях и какие новые профессии могут появиться? Ответы детей. (На слайде «Профессии будущего»). Приложение 2
Ребята, сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в будущее, в 2090 год и узнать, как там обстоят дела.Видеоролик «Сигнал из будущего».
Психолог:Ребята, самая большая ценность у каждого из нас - это жизнь. И мы хотим прожить ее интересно, полезно, счастливо, а чтобы жизнь была интересной, нужно выбрать дело, которое будет по душе. И сейчас вы находитесь в том возрасте, когда необходимо задуматься над будущей профессией и начать шаг за шагом приближаться к своей мечте. Я думаю, сегодня еще один шаг мы с вами уже сделали.
Рефлексия «Сундук идей»
Учащиеся записывают на листочкахсвое мнение об уроке, все листочки кладутся в сундучок, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
(Приложение 1 )
Психогеометрический тест С. Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)
Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Инструкция.Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту, которая первой привлекла Ваше внимание. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Сила их влияния убывает с увеличением порядкового номера. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. Важно также значение последней фигуры — она указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности.
Квадрат
Квадрат — неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты.
Жизненные ценности: традиции, стабильность, безопасность, надежность, прошлое.
«Сильные» качества: организованность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, законопослушность, трудолюбие, терпеливость, упорство, настойчивость, верность слову, честность, осторожность, благоразумие, рациональность, бережливость, практичность.
«Слабые» качества: негибкость, сухость, односторонность, нерешительность, упрямство, консерватизм, сопротивление новому, боязнь риска, бедная фантазия, замкнутость, скупость, мелочность, склонность к бюрократизму.
Внешний вид: опрятный, строгий, неяркий, сдержанный, консервативный, «как положено».
Рабочее место: каждая вещь на своем месте, все «параллельно и перпендикулярно».
Подходящие профессии: бухгалтер, аналитик, заместитель директора по общим или хозяйственным вопросам, участковый инспектор милиции, руководитель в бюрократической организации, «жесткий» секретарь.
Треугольник
Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение.
Жизненные ценности: власть, лидерство, карьера, статус, победа, будущее.
«Сильные» качества: рациональность, эффективность, лидерские качества, энергичность, харизматичность, высокая работоспособность, инициативность, смелость, решительность, независимость суждений.
«Слабые» качества: властность, самоуверенность, эгоизм, категоричность, резкость, язвительность, нетерпимость к инакомыслию, безаппеляционность («или по моему, или никак»), бесчеловечность («пройдет по трупам»).
Внешний вид: в зависимости от обстоятельств: если нужно для дела, то одет броско и «статусно», если нет, то склонен одеваться удобно.
Рабочее место: все в высшей мере функционально, много оргтехники — если позволяют средства, то дорогой, но при этом надежной и удобной.
Подходящие профессии: руководители в иерархических организациях, в том числе, и высшие, лидеры проектов, врачи-хирурги, психотерапевты «звездного» типа, в особенности гипнотизеры.
Прямоугольник
Это — люди, постоянно заняты поиском лучшего положения.
«Сильные» качества: доверчивость, открытость, чувствительность, любознательность, готовность к изменениям, высокая обучаемость, «детскость», неамбициозность.
«Слабые» качества: наивность, неуверенность, нерешительность, ненадежность, психическая неустойчивость, «проблемность».
Внешний вид: зачастую неадекватный ситуации,в большой степени зависимый от того «что нашлось в гардеробе».
Рабочее место: смесь порядка и беспорядка.
Подходящие профессии: идеальное занятие для прямоугольника — это учиться или отдыхать. Прямоугольник может быть хорошим экспертом или консультантом, но только в тех вопросах, где он признанный авторитет.
Круг
Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм.
Жизненные ценности: общение, комфорт, общее благополучие, помощь людям.
«Сильные» качества: доброжелательность, мягкость, деликатность, бесконфликтность, терпимость, коммуникабельность, доброта.
«Слабые» качества: пассивность, подверженность влияниям, склонность к компромиссам, неаккуратность, неорганизованность, непунктуальность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих.
Внешний вид: зачастую небрежный, немодный, главное, чтобы было комфортно.
Рабочее место: уютный беспорядок, сладкие пирожки вперемешку с деловыми бумагами, много старых вещей, которые «жалко выбросить».
Подходящие профессии.: «мягкий» секретарь, HR-менеджер, педагог, врач-терапевт, семейный психолог, священник.
Зигзаг
Эта фигура символизирует креативность, творчество.
«Сильные» качества: спонтанность, креативность, напор, остроумие, легкость на подъем.
«Слабые» качества: неуправляемость, непостоянство, непредсказуемость, несдержанность, эксцентричность, возбудимость, индивидуализм, ненадежность.
Внешний вид: экстравагантный, демонстративный, модный, зачастую неряшливый, склонность к сочетанию «несочетаемого».
Рабочее место: фантастический беспорядок в комплексе с кричаще-декоративным оформлением.
Подходящие профессии: креативщик, артист, свободный художник, страховой агент или продавец «на проценте».
Приложение 2
