СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заболоцкий лирика. Урок 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок- презентация " Лирика Заболоцкого"

Просмотр содержимого документа
«Заболоцкий лирика. Урок 7 класс»

Лирика Николай    Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ МАОУ гимназия№4 Хабаровск-2020  Буяло Ю.Ю.
  • Лирика Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ

МАОУ гимназия№4 Хабаровск-2020

Буяло Ю.Ю.

Душа – поле борьбы добра и зла.  (Л.Н. Толстой) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка) Душа – это человек.
  • Душа – поле борьбы добра и зла.

(Л.Н. Толстой)

  • Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание.

(С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

  • Душа – это человек.
Внутренний мир человека.  Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души ( по 2-3 глагола) ДУША
  • Внутренний мир человека.

Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души ( по 2-3 глагола)

  • ДУША
ДУША  открывается страдает  радуется болит
  • ДУША

открывается страдает

радуется болит

Запишите  в первый столбик слово «трудится», во второй – слово «ленится» . Первое слово способствует достижению поставленных целей, а второе уничтожает у человека интерес ко всему.  приведите в качестве примера ситуации, когда, по-вашему мнению, «душа трудится» и когда «душа ленится».
  • Запишите в первый столбик слово «трудится», во второй – слово «ленится» .
  • Первое слово способствует достижению поставленных целей, а второе уничтожает у человека интерес ко всему.
  • приведите в качестве примера ситуации, когда, по-вашему мнению, «душа трудится» и когда «душа ленится».
Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа». Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй душе лениться» и будем работать над ним. Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл, понять который – и есть задача нашего сегодняшнего урока.
  • Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа».
  • Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй душе лениться» и будем работать над ним. Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл, понять который – и есть задача нашего сегодняшнего урока.
 Тема урока « Что такое труд души?»

Тема урока

  • « Что такое труд души?»
Лексические средства и их функции Синтаксические средства и их функции   Образы   Тема, идея стихотворения      

Лексические средства и их функции

Синтаксические средства и их функции

 

Образы

 

Тема, идея стихотворения

 

 

 

Использование художественно-изобразительных средств Использование фразеологизмов Лексика стихотворения Бурелом - поваленный бурею лес. Ухаб – выбоина, яма на дороге. Коль - если. Узда – сдерживающее приспособление Поблажка - нестрогое, излишне снисходительное отношение Толочь воду в ступе; И день и ночь! Держать в черном теле; Не снимать узды; Дать поблажку; Последняя рубашка;
  • Использование художественно-изобразительных средств
  • Использование фразеологизмов
  • Лексика стихотворения
  • Бурелом - поваленный бурею лес.
  • Ухаб – выбоина, яма на дороге.
  • Коль - если.
  • Узда – сдерживающее приспособление
  • Поблажка - нестрогое, излишне снисходительное отношение
  • Толочь воду в ступе;
  • И день и ночь!
  • Держать в черном теле;
  • Не снимать узды;
  • Дать поблажку;
  • Последняя рубашка;

Особенность структуры произведения Каким вы увидели лирического героя стихотворения? Форма, композиция стихотворения кольцевое обрамление, рассуждение Кольцевая композиция (композиция обрамления) – Человек неравнодушный, чувствующий свою ответственность за происходящее вокруг это такое построение текста, при котором какой-либо элемент в конце произведения обращается к элементу в начале или повторяет его.  Например, события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, говорится одна и та же фраза и т. п.
  • Особенность структуры произведения
  • Каким вы увидели лирического героя стихотворения?
  • Форма, композиция стихотворения

кольцевое обрамление, рассуждение

Кольцевая композиция (композиция обрамления) –

  • Человек неравнодушный, чувствующий свою ответственность за происходящее вокруг

это такое построение текста, при котором какой-либо элемент в конце произведения обращается к элементу в начале или повторяет его. Например, события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, говорится одна и та же фраза и

т. п.

Использование художественно-изобразительных средств Какие тропы использует автор? Определите роль глагольной лексики Отсутствие эпитетов; Скрытое сравнение «Жить по-человечьи»; Метафоричность; Градация во второй строфе; Ключевые слова: душа, дом, работа, человек, труд Не позволяй лениться! Гони, тащи, не разрешай спать, держи, не снимай, хватай, учи и мучай. Обязана трудиться! (риторическое восклицание)
  • Использование художественно-изобразительных средств
  • Какие тропы использует автор?
  • Определите роль глагольной лексики
  • Отсутствие эпитетов;
  • Скрытое сравнение «Жить по-человечьи»;
  • Метафоричность;
  • Градация во второй строфе;
  • Ключевые слова: душа, дом, работа, человек, труд
  • Не позволяй лениться!
  • Гони, тащи, не разрешай спать, держи, не снимай, хватай, учи и мучай.
  • Обязана трудиться!

(риторическое восклицание)

Использование художественно-изобразительных средств Определите размер, рифму, звукопись Использование анафоры и антитезы Она, она, она Рабыня и царица; Работница и дочь; И день и ночь… Четырехстопный ямб Рифма точная, перекрестная Аллитерация : от д ома к д ому, сп ать в п о с тели Ассонанс: п у стырь, б у релом, с у гроб, у хаб Ана́фора  (от др.-греч. ἀναφορά « анафора », букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы ..
  • Использование художественно-изобразительных средств
  • Определите размер, рифму, звукопись
  • Использование анафоры и антитезы
  • Она, она, она
  • Рабыня и царица;
  • Работница и дочь;
  • И день и ночь…
  • Четырехстопный ямб
  • Рифма точная, перекрестная
  • Аллитерация : от д ома к д ому, сп ать в п о с тели
  • Ассонанс: п у стырь, б у релом, с у гроб, у хаб

Ана́фора  (от др.-греч. ἀναφορά « анафора », букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы ..

Актуальность послания Заболоцкого Какова идея стихотворения? Однокоренные слова, определяющие позицию человека Душа обязана трудиться… (идея выражена в кольцевом обрамлении стихотворения) Душа – душевный- равнодушный- бездушный -духовный- бездуховный- простодушный- воодушевление- душеспасительный…
  • Актуальность послания Заболоцкого
  • Какова идея стихотворения?
  • Однокоренные слова, определяющие позицию человека
  • Душа обязана трудиться…
  • (идея выражена в кольцевом обрамлении стихотворения)
  • Душа – душевный- равнодушный- бездушный -духовный- бездуховный- простодушный- воодушевление- душеспасительный…
- Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему «нельзя позволять душе лениться»? Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»?
  • - Как бы вы сейчас ответили на вопрос:
  • Почему «нельзя позволять душе лениться»? Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»?
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 
  • Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 
Кластер  Душа

Кластер

Душа

Душа – работница, доброта, человек, счастье, царица. Душа – достойная жизнь, сила воли, труд, внутренний мир человека. Душа- человек, сила, трудолюбие, зло, лень, победа.

Душа – работница, доброта, человек, счастье, царица.

Душа – достойная жизнь, сила воли, труд, внутренний мир человека.

Душа- человек, сила, трудолюбие, зло, лень, победа.

Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.
  • Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.
В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.
  • В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.
Чему учит стихотворение Заболоцкого?  Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу.
  • Чему учит стихотворение Заболоцкого?
  • Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу.
Домашнее задание Выучить стихотворение « Не позволяй душе лениться»
  • Домашнее задание

Выучить стихотворение

« Не позволяй душе лениться»