СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Законодательная и нормативная база инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Законодательная и нормативная база инклюзивного образования»

  «Законодательная и нормативная база инклюзивного образования»  Работу выполнила  Галкина Н.В.

«Законодательная и нормативная база инклюзивного образования»

Работу выполнила

Галкина Н.В.

Конвенция о правах инвалидов  Статья 24  «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

Конвенция о правах инвалидов

Статья 24

«Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

Федеральные нормативные акты

  • Конституция Российской Федерации,
  • Закон РФ «Об образовании»,
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации, от 14.10.2000 №751
  • Федеральные Законы:
  • - от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
  • - от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ,
  • - 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • - от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Послание Президента страны Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ 12.11.2009г
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
  • Указ Президента Российской Федерации от 01 06 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
  • Письма Минобразования науки: - от 03.04.2003 г. №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», -№АФ-150/06 от 18.04.2008г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования Всеобщая декларация прав человека (1948г.),  Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.), Декларация о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975г., Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.), Джомтьенская декларация образования для всех 1990 года Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 23 ноября 2001г. №1-16. О Модельном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования

  • Всеобщая декларация прав человека (1948г.),
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.),
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.), Декларация о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975г., Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.),
  • Джомтьенская декларация образования для всех 1990 года Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.),
  • Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 23 ноября 2001г. №1-16. О
  • Модельном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:  развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;  обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества  доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;  предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; создание условий для освоения социальных навыков; обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:

  • развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
  • обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества
  • доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
  • предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
  • создание условий для освоения социальных навыков;
  • обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»     В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени;  обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»   

В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени;

обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося

Закон РФ «Об образовании», Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ;  Установил основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования; Определил круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения, дополнительные, профессиональные образовательные программы; Впервые представил направления деятельности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; Рассматривает организационные вопросы деятельности образовательной организации

Закон РФ «Об образовании»,

  • Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ;
  • Установил основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования;
  • Определил круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения, дополнительные, профессиональные образовательные программы;
  • Впервые представил направления деятельности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • Рассматривает организационные вопросы деятельности образовательной организации
Приказ Минобрнауки России от 20.09. 2013 №1082 Психолого-медико-педагогическая комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций

Приказ Минобрнауки России от 20.09. 2013 №1082

  • Психолого-медико-педагогическая комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  в соответствии с пунктом 5 статьи 5 в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • в соответствии с пунктом 5 статьи 5 в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Федеральном законе от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  Статья 2  «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; «адаптированная образовательная программа» - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;  «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

В Федеральном законе от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Статья 2
  • «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • «адаптированная образовательная программа» - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
  • «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  Статья 2  «специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» – условия обучения и воспитания, и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Статья 2
  • «специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» – условия обучения и воспитания, и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »

  • Статья 42.
  • Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 1 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Федеральный закон

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

  • Основные понятия:
  • «инвалид» – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
  • «ограничение жизнедеятельности» – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !