Просмотр содержимого документа
««Законодательная и нормативная база инклюзивного бразования»»
«Законодательная и нормативная база инклюзивного бразования»
Подготовила учитель физики МБОУ Глубокинской казачьей
СОШ №1
Пахолкина Светлана Михайловна
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Уровни нормативно – правовых актов в Российской Федерации
- Международный
- Федеральный
- Правительственный
- Ведомственный
- Региональный
- Муниципальный
- Локальные акты конкретных организаций
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948года
- Декларация прав ребенка ( провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959г.)
- Декларация о правах умственно- отсталых лиц (от 20 декабря 1971г.)
- Декларация о правах инвалидов( 09 декабря 1975г.), которая признала все гражданские и политические права инвалидов.
- Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.). Это основной всеобъемлющий документ, посвященный правам инвалидов.
- Саламанкская декларация «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями»
- Конвенция о правах инвалидов
Федеральные документы
1. Конституция РФ, статья 43;
2. Федеральный Закон «Об образовании»
3.Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,1995г
4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24. 07. 1998г.№124-ФЗ.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
( утверждена Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02 2010г., Пр-271)
Документы Правительства РФ
- Постановление Правительства РФ№288 от 12. 03.1997г. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011г.№163-р утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы.
- Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011г. № 175.
- Постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666 «Об утверждении Типового положения о ДОУ».
Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования(Приказ Минобрнауки РФ от 23. 11.2009г. №655); «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» ( Письмо Минобрнауки от 21.10.2010г.№03-248); "Рекомендации по организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях" (Минобразование России) 31.07.2ОО2г. № 271/23-16
Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.) Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями
- каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможности получать и поддерживать приемлемый уровень знаний
- лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей
- обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования.
Ведомственные документы
- Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
(Письмо Минобрнауки от 16.04.2001г.№29/1524-6);
- «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» (Письмо Минобрнауки РФ
от 18 04 2008г. №АФ-150/06). В данном письме рассматриваются вопросы организации инклюзивного образования.
- «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» ( Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002г.№03-51-5ин/23-03);
Конвенция о правах инвалидов
1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни
При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:
- а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
- b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
- c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;
- d ) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
ФЗ «Об образовании»
Статья 2
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Статья 3
Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Профессиональный стандарт педагога
Необходимость овладения новыми компетенциями:
- Работа в условиях программ инклюзивного образования
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии
ФГОС для детей с ОВЗ
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в не зависимости от:
- степени тяжести нарушения психического развития,
- способности к освоению цензового уровня образования,
- вида учебного заведения,
- региона проживания.