СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие 20. Русский язык, развитие речи для учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия состоит из игр и упражнений "Помоги безграмотному Пете Двойкину", "Непроизносимая согласная в корне слова", "Мягкий знак", "-ЛО-", "Однокоренные слова", "Противоположные по смыслу слова", "Загадалки", "Безударные гласные", "Коварные словарные слова".

Просмотр содержимого документа
«Занятие 20. Русский язык, развитие речи для учащихся начальных классов»

Дата _____________________ Занятие № 20

1. Упражнение «Помоги безграмотному Пете Двойкину».

Прочитай. Найди ошибки и исправь их. В скобках указано количество ошибок в предложении.   На Вязьме

Диревня сасновка стоит нахалме (5). Под горой тичёт рика вязьма (3). Правы берек Вязьмы крутой (2). По трапинке ребята спустилесь на пляш (3). У берига плавают кувшынки надлинных стеблях (3). Окола старай берёзы бёт из-под зимли радник (5).  девочки пют прохладную вадичьку из ключя (5). Мальчики ныряють в воду (1).

2. Упражнение «Непроизносимая согласная в корне слова».

Правило: Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне  слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором проверяемый звук четко слышится: местность – место; но: чудесный – чудеса. 

Вставь, где нужно пропущенные буквы. Запишите проверочные слова.

че…ный

хру…нуть

изве…ный

вку…ный

опас…ный

нена…ный

коры…ный

гру…ный

прекра…ный

хле…нуть

капу…ный

радо…ный

здра..ствуй

напра…ный

счас..ливый

ненавис..ный

3. Упражнение «Мягкий знак».

Правило: Ь пишется на конце существительных женского рода единствен.числа: рожь, мышь. У существительных мужского рода Ь не пишется: нож, плащ.

Вставь, где необходимо, мягкий знак.

лещ..

полноч..

дрож..

печ..

шалаш..

паралич..

вещ..

сторож..

помощ..

ключ..

товарищ..

борщ..

ковш..

пустош..

калач..

ткач..

туш..

глуш..

молодеж..

мелоч..

врач..

обруч..

лож..

меч..

трубач..

выигрыш..

тиш..

брош..

камыш..

богач..

4. Упражнение «-ЛО».

Придумайте не менее 5 слов, существительных, заканчивающихся на –ло (дупло) с разным лексическим значением.

  1. … - ло  – место жительства, не город  __________________________

  2. … - ло  - работа, труд, _______________________________________

  3. … - ло  - снег укрывает землю, словно большое __________________        

  1. … - ло  - помогает плыть на лодке _____________________________

  2. … - ло   - есть у птицы _______________________________________

5. Упражнение «Однокоренные слова».

Прочитать. Подчеркнуть однокоренные слова.

Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым – был он только словом.

Это слово – слово корень – разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадка рядом.

А вот садовод. С ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном!

6. Упражнение «Противоположные по смыслу слова».

Задание: напиши противоположные по смыслу слова (их называют АНТОНИМЫ).

Длинная тень


Сладкие ягоды


Высокое дерево


Весёлый малыш


Горячее молоко


Сильный голос


Составь предложения с парочкой из каждого столбика (всего 2 предл.) и запиши.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

7. Упражнение «Загадалки».

Опиши предмет, не называя его, так, чтобы можно было понять другому человеку. Меньше 3 объяснений не давать!

Слова на букву К: 1) кефир; 2) кий; 3) килограмм; 4) киоск; 5) кипятильник; 6) кирпич; 7) кисель; 8) кислород; 9) кит; 10) кисть; 11) китаец; 12) кишечник; 13) клавиатура; 14) клеёнка; 15) клей; 16) клетка; 17) клещ; 18) клиент; 19) клиника; 20) клоун.

Составь три предложения с тремя самыми трудными словами и запиши их.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

8. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Задание: Вставь букву А, О, Е, Я, И. Напиши проверочное слово.

р..веть

вр..дить

в..терок

вып..дать

затр..щал

уг..щал

уд..вительно

разл..вать

уск..льзнул

тр..петать

х..телось

взгл..нуть

зав..зать

зар..дил (ружье)

п..м..гал

пос..нел

цв..тет

древ..сина

в..сят листья

п..рник

п..стух

9. Проверим память! Слова из блока «Коварные словарные слова».

Вставь, где нужно, двойные согласные.

ва…а

…ора

коло…а

ко…ектив

килогра…

шо…е


а…ея

А…а

гру…а

су…ота

па…ажир

коми…ия


ка…а

ра…вет

жу…ит

телегра…а

дли…ый програ…а

су…а

гри…

апе…ит

ко…екция

дли…а

ра…каз



Составь предложения с двумя словами из каждого столбика (всего 5 предложений).

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________