СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие 41 Диагностирование системы питания бензиновых двигателей с карбюратором

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие требования.

На систему питания карбюраторных двигателей приходится около 5 % отказов от общего их числа по автомобилю.

Однако состояние основного элемента системы — карбюратора — является определяющим для обеспечения топливной экономичности и допустимой концентрации вредных компонентов в отработавших газах.

Просмотр содержимого документа
«Занятие 41 Диагностирование системы питания бензиновых двигателей с карбюратором»

Занятие 41  Диагностирование  системы питания  бензиновых двигателей  с карбюратором

Занятие 41 Диагностирование системы питания бензиновых двигателей с карбюратором

41.1. Общие требования. На систему питания карбюраторных двигателей приходится около 5 % отказов от общего их числа по автомобилю. Однако состояние основного элемента системы — карбюратора — является определяющим для обеспечения топливной экономичности и допустимой концентрации вредных компонентов в отработавших газах. К явным неисправностям системы питания относят:  нарушение герметичности и течь топлива из топливных баков и трубопроводов, «провалы» двигателя при резком открытии дроссельной заслонки из-за ухудшения функционирования ускорительного насоса.

41.1. Общие требования.

На систему питания карбюраторных двигателей приходится около 5 % отказов от общего их числа по автомобилю.

Однако состояние основного элемента системы — карбюратора — является определяющим для обеспечения топливной экономичности и допустимой концентрации вредных компонентов в отработавших газах.

К явным неисправностям системы питания относят:

  • нарушение герметичности и течь топлива из топливных баков и трубопроводов,
  • «провалы» двигателя при резком открытии дроссельной заслонки из-за ухудшения функционирования ускорительного насоса.
К неявным неисправностям следует отнести:  загрязнение воздушных фильтров, прорыв диафрагмы негерметичность клапанов бензонасоса, нарушение герметичности игольчатого клапана и изменение уровня топлива в поплавковой камере, изменение (увеличение) пропускной способности жиклеров, неправильная регулировка холостого хода. Выявление неявных неисправностей карбюратора и бензонасоса проводится ходовыми и стендовыми испытаниями.

К неявным неисправностям следует отнести:

  • загрязнение воздушных фильтров,
  • прорыв диафрагмы
  • негерметичность клапанов бензонасоса,
  • нарушение герметичности игольчатого клапана и изменение уровня топлива в поплавковой камере,
  • изменение (увеличение) пропускной способности жиклеров,
  • неправильная регулировка холостого хода.

Выявление неявных неисправностей карбюратора и бензонасоса проводится ходовыми и стендовыми испытаниями.

Диагностирование системы питания карбюраторного двигателя заключается в:  проверке подачи топлива в карбюратор, контрольной проверке расхода топлива при работе двигателя на автомобиле, проверке токсичности отработавших газов, определения уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, измерения давления, развиваемого топливным насосом. При несоответствии проверяемых параметров требуемым проводят регулировочные работы на автомобиле или снимают карбюратор и топливный насос для ремонта.

Диагностирование системы питания карбюраторного двигателя заключается в:

  • проверке подачи топлива в карбюратор,
  • контрольной проверке расхода топлива при работе двигателя на автомобиле,
  • проверке токсичности отработавших газов,
  • определения уровня топлива в поплавковой камере карбюратора,
  • измерения давления, развиваемого топливным насосом.

При несоответствии проверяемых параметров требуемым проводят регулировочные работы на автомобиле или снимают карбюратор и топливный насос для ремонта.

1  – ускорительный насос;   2  – экономайзер мощностных  режимов;   3  – электромагнитный клапан  ЭПХХ;   4  – крышка карбюратора;   5  – диафрагменный механизм  пускового устройства;   6  – датчик-винт регулировки  количества смеси;  7  – провод датчика-винта;   8  – штуцер отбора разрежения для  вакуум-корректора;   9  – блок подогрева;   10  – штуцер шланга вентиляции  картера;  Карбюратор ВАЗ 2110

1  – ускорительный насос;  2  – экономайзер мощностных режимов;  3  – электромагнитный клапан ЭПХХ;  4  – крышка карбюратора;  5  – диафрагменный механизм пускового устройства;  6  – датчик-винт регулировки количества смеси; 7  – провод датчика-винта;  8  – штуцер отбора разрежения для вакуум-корректора;  9  – блок подогрева;  10  – штуцер шланга вентиляции картера; 

Карбюратор ВАЗ 2110

11  – сектор привода дроссельных  заслонок;   12  – нагревательный элемент  пускового устройства;   13  – воздушная заслонка;   14  – штуцер подачи топлива;  15  – патрубок обратного слива  топлива;  16  – пробка топливного фильтра;  17  – корпус карбюратора;   18  – винт начальной регулировки  положения дроссельной  заслонки второй камеры;   А  – метки на пусковом устройстве  Карбюратор ВАЗ 2110

11  – сектор привода дроссельных заслонок;  12  – нагревательный элемент пускового устройства;  13  – воздушная заслонка;  14  – штуцер подачи топлива; 15  – патрубок обратного слива топлива; 16  – пробка топливного фильтра; 17  – корпус карбюратора;  18  – винт начальной регулировки положения дроссельной заслонки второй камеры;  А  – метки на пусковом устройстве 

Карбюратор ВАЗ 2110

41.2. Прекращение подачи топлива в карбюратор Вызывается: засорением фильтра карбюратора и топливопроводов, возможным замерзанием воды, подаваемой вместе с бензином в топливный бак и трубопроводы, разрывом диафрагмы топливного насоса, износом или загрязнением клапанов топливного насоса, подсосом воздуха в полость над диафрагмой.

41.2. Прекращение подачи топлива в карбюратор

Вызывается:

  • засорением фильтра карбюратора и топливопроводов,
  • возможным замерзанием воды, подаваемой вместе с бензином в топливный бак и трубопроводы,
  • разрывом диафрагмы топливного насоса,
  • износом или загрязнением клапанов топливного насоса,
  • подсосом воздуха в полость над диафрагмой.
Для определения причин отсутствия подачи топлива Необходимо: отвернуть топливопровод от карбюратора, покачать рычаг ручной подкачки или провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя, предварительно поставив под шланг емкость для возможного слива бензина. Если при этом появится струя топлива — насос исправен, тогда следует вынуть и промыть топливный фильтр входного штуцера карбюратора. Если струи топлива нет , необходимо протереть топливный насос и осмотреть его поверхность. При обнаружении мокрых пятен от бензина надо подтянуть стяжные винты корпуса и опять опробовать действие насоса.

Для определения причин отсутствия подачи топлива Необходимо:

  • отвернуть топливопровод от карбюратора,
  • покачать рычаг ручной подкачки или провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя, предварительно поставив под шланг емкость для возможного слива бензина.
  • Если при этом появится струя топлива — насос исправен, тогда следует вынуть и промыть топливный фильтр входного штуцера карбюратора.
  • Если струи топлива нет , необходимо протереть топливный насос и осмотреть его поверхность. При обнаружении мокрых пятен от бензина надо подтянуть стяжные винты корпуса и опять опробовать действие насоса.
Если и после этого подачи топлива не будет , следует проверить исправность насоса путем частичной или полной его разборки, промыв в первую очередь фильтр и клапаны и проверив состояние диафрагмы на предмет обнаружения разрывов.  41.3. Диагностика топливного насоса Заключается: в проверке развиваемого давления, в проверке герметичности его клапанов, которая проводится с использованием прибора (рис. 40.1) непосредственно на автомобиле.
  • Если и после этого подачи топлива не будет , следует проверить исправность насоса путем частичной или полной его разборки, промыв в первую очередь фильтр и клапаны и проверив состояние диафрагмы на предмет обнаружения разрывов.

41.3. Диагностика топливного насоса

Заключается:

  • в проверке развиваемого давления,
  • в проверке герметичности его клапанов, которая проводится с использованием прибора (рис. 40.1) непосредственно на автомобиле.
Рис. 41.1. Прибор для проверки топливных насосов: 1 — кран; 2 — сменные штуцера; 3 — мановакуумметр

Рис. 41.1. Прибор для проверки топливных насосов:

1 — кран; 2 — сменные штуцера; 3 — мановакуумметр

41.3.1. Методика проверки топливного насоса Перед проверкой прогревают двигатель до рабочей температуры, затем, остановив двигатель и разъединив топливопровод, бензонасос-карбюратор, присоединяют шланг прибора к карбюратору, кран — к топливопроводу от бензонасоса. Отвертывают на 2 — 3 оборота иглу крана прибора, пускают двигатель и дают ему поработать при минимальной частоте вращения коленчатого вала; по шкале манометра проверяют давление, развиваемое топливным насосом (нормальное давление, развиваемое топливными насосами, должно соответствовать данным, приведенным в табл. 41.1.

41.3.1. Методика проверки топливного насоса

  • Перед проверкой прогревают двигатель до рабочей температуры,
  • затем, остановив двигатель и разъединив топливопровод, бензонасос-карбюратор, присоединяют шланг прибора к карбюратору, кран — к топливопроводу от бензонасоса.
  • Отвертывают на 2 — 3 оборота иглу крана прибора, пускают двигатель и дают ему поработать при минимальной частоте вращения коленчатого вала; по шкале манометра проверяют давление, развиваемое топливным насосом (нормальное давление, развиваемое топливными насосами, должно соответствовать данным, приведенным в табл. 41.1.
табл. 41.1.

табл. 41.1.

Проверка топливного насоса

Проверка топливного насоса

Далее полностью ввертывают иглу крана прибора, останавливают двигатель и определяют по манометру падение давления за 30 с; клапаны топливного насоса считаются исправными, если падение давления за это время не превысит 0,01 МПа. Затем выворачивают иглу крана прибора и пускают двигатель; дав ему поработать 10... 15 с, останавливают, определяют падение давления  за 30 с и сравнивают его с падением давления, полученным при предыдущей проверке  (более быстрое падение давления при повторной проверке указывает на неплотность топливного клапана поплавкового механизма карбюратора, которая приводит к повышению уровня топлива в поплавковой камере).
  • Далее полностью ввертывают иглу крана прибора, останавливают двигатель и определяют по манометру падение давления за 30 с;
  • клапаны топливного насоса считаются исправными, если падение давления за это время не превысит 0,01 МПа.
  • Затем выворачивают иглу крана прибора и пускают двигатель; дав ему поработать 10... 15 с, останавливают, определяют падение давления

за 30 с и сравнивают его с падением давления, полученным при предыдущей проверке

(более быстрое падение давления при повторной проверке указывает на неплотность топливного клапана поплавкового механизма карбюратора, которая приводит к повышению уровня топлива в поплавковой камере).

41.3.2. Регулировка демонтированного топливного насоса Если топливный насос не развивает необходимого давления и не обеспечивает подачи топлива или из нижней части корпуса насоса происходит утечка топлива, насос снимают с автомобиля и подвергают ремонту с проверкой всех его деталей. В случае демонтажа топливного насоса необходимо отрегулировать его производительность путем регулировки выступания толкателя или штанги привода.

41.3.2. Регулировка демонтированного топливного насоса

Если топливный насос не развивает необходимого давления и не обеспечивает подачи топлива или из нижней части корпуса насоса происходит утечка топлива, насос снимают с автомобиля и подвергают ремонту с проверкой всех его деталей.

В случае демонтажа топливного насоса необходимо отрегулировать его производительность путем регулировки выступания толкателя или штанги привода.

Рис. 41.2. Схема для контроля и регулировки выступания толкателя привода насоса двигателя УЗАМ: 1 — штанга привода топливного насоса; 2 — теплоизолирующая прокладка; 3 — топливный насос; 4 — регулировочная прокладка; 5 — уплотнительная прокладка; 6 — головка цилиндров; А — размер выступания штанги за плоскость термоизоляционной прокладки; В — размер выступания штанги за плоскость регулировочных прокладок

Рис. 41.2. Схема для контроля и регулировки выступания толкателя привода насоса двигателя УЗАМ:

1 — штанга привода топливного насоса; 2 — теплоизолирующая прокладка;

3 — топливный насос; 4 — регулировочная прокладка;

5 — уплотнительная прокладка; 6 — головка цилиндров;

А — размер выступания штанги за плоскость термоизоляционной прокладки; В — размер выступания штанги за плоскость регулировочных прокладок

На двигателях УЗАМ необходимо отрегулировать выступание штанги 1 (рис. 41.2) привода насоса за плоскость регулировочной прокладки на величину В, равную 1... 1,5 мм.  Подбор числа регулировочных прокладок осуществляется: установкой толкателя на затылок эксцентрика при медленном вращении коленчатого вала двигателя, что обеспечит минимальное выступание штанги; устанавливаются уплотнительная и теплоизолирующая прокладки на шпильки, специальным приспособлением замеряется размер А.

На двигателях УЗАМ необходимо отрегулировать выступание штанги 1 (рис. 41.2) привода насоса за плоскость регулировочной прокладки на величину В, равную 1... 1,5 мм.

Подбор числа регулировочных прокладок осуществляется:

  • установкой толкателя на затылок эксцентрика при медленном вращении коленчатого вала двигателя, что обеспечит минимальное выступание штанги;
  • устанавливаются уплотнительная и теплоизолирующая прокладки на шпильки,
  • специальным приспособлением замеряется размер А.
После этого определяется число регулировочных прокладок, имеющих толщину 0,3 мм, которые определяют величину выступания штанги за плоскость регулировочной прокладки в пределах размера В (число регулировочных прокладок может быть от одного до четырех). 41.4. Регулирование карбюратора Нарушение правильной подачи топлива может привести к образованию бедной смеси , что проявляется хлопками в карбюраторе, снижением мощности и перегревом двигателя, или к образованию богатой смеси , которая проявляется черным дымом, «выстрелами» из глушителя, снижением мощности двигателя, перерасходом топлива и разжижением масла в картере двигателя.
  • После этого определяется число регулировочных прокладок, имеющих толщину 0,3 мм, которые определяют величину выступания штанги за плоскость регулировочной прокладки в пределах размера В (число регулировочных прокладок может быть от одного до четырех).

41.4. Регулирование карбюратора

Нарушение правильной подачи топлива может привести к образованию бедной смеси , что проявляется хлопками в карбюраторе, снижением мощности и перегревом двигателя, или к образованию богатой смеси , которая проявляется черным дымом, «выстрелами» из глушителя, снижением мощности двигателя, перерасходом топлива и разжижением масла в картере двигателя.

Для регулирования правильного соотношения горючей смеси необходимо проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. 41.4.1. Регулирование уровня топлива в поплавковой камере карбюратора Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора проверяют различными способами: в карбюраторах моделей К-126 — визуально по рискам смотрового окна во время работы двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, приложив линейку к смотровому окну и определяя расстояние от уровня топлива до плоскости разъема верхней части карбюратора.

Для регулирования правильного соотношения горючей смеси необходимо проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.

41.4.1. Регулирование уровня топлива в поплавковой камере карбюратора

Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора проверяют различными способами:

  • в карбюраторах моделей К-126 — визуально по рискам смотрового окна во время работы двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, приложив линейку к смотровому окну и определяя расстояние от уровня топлива до плоскости разъема верхней части карбюратора.
Регулировка уровня топлива в карбюраторе К-151 автомобиля ГАЗ-ЗЮ2 «Волга» осуществляют подгибанием язычка 4(рис. 41.3) рычага поплавка 1. При этом поплавок должен находиться в горизонтальном положении, а ход клапана 3 должен быть в пределах 2,0...2,3 мм. Ход клапана регулируется подгибанием язычка 2 рычага привода. Уровень топлива должен находиться в пределах  20... 23 мм от плоскости разъема поплавковой камеры.

Регулировка уровня топлива в карбюраторе К-151 автомобиля ГАЗ-ЗЮ2 «Волга» осуществляют подгибанием язычка 4(рис. 41.3) рычага поплавка 1.

При этом поплавок должен находиться в горизонтальном положении,

а ход клапана 3 должен быть в пределах 2,0...2,3 мм.

Ход клапана регулируется подгибанием язычка 2 рычага привода.

Уровень топлива должен находиться в пределах

20... 23 мм от плоскости разъема поплавковой камеры.

Рис. 41.3. Регулировка поплавкового механизма карбюратора К-151: 1 — поплавок; 2 — язычок для регулировки хода клапана; 3 — клапан; 4 — язычок для регулировки уровня топлива; 5 — уплотнительная шайба

Рис. 41.3. Регулировка поплавкового механизма карбюратора К-151:

1 — поплавок; 2 — язычок для регулировки хода клапана; 3 — клапан;

4 — язычок для регулировки уровня топлива; 5 — уплотнительная шайба

Регулировка карбюратора ВАЗ-«Жигули» и «Москвич» На карбюраторах автомобилей ВАЗ-«Жигули» и «Москвич» проверка уровня топлива осуществляется при снятой верхней крышке карбюратора подгибанием упора кронштейна поплавка для обеспечения размера А (рис. 41.4), равного 6,5 ± 0,25 мм и размера В, равного 8 ± 0,25 мм, причем крышка должна находиться в вертикальном положении. Для увеличения уровня топлива упор отгибают вниз, а для уменьшения — вверх.

Регулировка карбюратора ВАЗ-«Жигули» и «Москвич»

На карбюраторах автомобилей ВАЗ-«Жигули» и «Москвич» проверка уровня топлива осуществляется при снятой верхней крышке карбюратора подгибанием упора кронштейна поплавка для обеспечения

  • размера А (рис. 41.4), равного 6,5 ± 0,25 мм и
  • размера В, равного 8 ± 0,25 мм,
  • причем крышка должна находиться в вертикальном положении.
  • Для увеличения уровня топлива упор отгибают вниз, а для уменьшения — вверх.
Рис. 41.4. Установка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора типа «Озон»: 1 — крышка карбюратора; 2 — седло игольчатого клапана; 3 — упор; 4 — игольчатый клапан; 5 — шарик запорной иглы; 6 — оттяжная вилка иглы клапана; 7 — кронштейн поплавка; 8 — язычок; 9 — поплавок

Рис. 41.4. Установка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора типа «Озон»:

1 — крышка карбюратора;

2 — седло игольчатого клапана;

3 — упор;

4 — игольчатый клапан;

5 — шарик запорной иглы;

6 — оттяжная вилка иглы клапана;

7 — кронштейн поплавка;

8 — язычок;

9 — поплавок

Регулировка карбюратора ВАЗ-2108 : На двигателях ВАЗ-2108 расстояние между поплавком 1 и прокладкой 4, прилегающей к крышке 5, определяющее уровень топлива,  составляет 1 ± 0,2 мм (рис. 41.5), при этом крышка располагается горизонтально поплавком вверх. Уровень топлива регулируется подгибанием язычка вниз для увеличения уровня и вверх — для уменьшения. При этом упорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана 3 и не должна иметь вмятин и забоин.

Регулировка карбюратора ВАЗ-2108 :

  • На двигателях ВАЗ-2108 расстояние между поплавком 1 и прокладкой 4, прилегающей к крышке 5, определяющее уровень топлива,

составляет 1 ± 0,2 мм (рис. 41.5),

  • при этом крышка располагается горизонтально поплавком вверх.
  • Уровень топлива регулируется подгибанием язычка вниз для увеличения уровня и вверх — для уменьшения.
  • При этом упорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана 3 и не должна иметь вмятин и забоин.
Рис. 41.5. Установка уровня топлива в поплавковой камере в карбюраторе типа «Солекс»: 1 — поплавок; 2 — язычок; 3 — игольчатый клапан; 4 — прокладка; 5 — крышка карбюратора

Рис. 41.5. Установка уровня топлива в поплавковой камере в карбюраторе типа «Солекс»:

1 — поплавок; 2 — язычок; 3 — игольчатый клапан; 4 — прокладка;

5 — крышка карбюратора

41.4.2. Проверка герметичности поплавка Уровень топлива зависит также от герметичности поплавка, правильности его установки, свободы его перемещения.  Для проверки герметичности поплавка его помещают в горячую воду с температурой не ниже 80 °С (в случае негерметичности из него появляются пузырьки).  Удалив топливо из поплавка, последний запаивают и проверяют его массу.

41.4.2. Проверка герметичности поплавка

  • Уровень топлива зависит также от герметичности поплавка, правильности его установки, свободы его перемещения.
  • Для проверки герметичности поплавка его помещают в горячую воду с температурой не ниже 80 °С (в случае негерметичности из него появляются пузырьки).
  • Удалив топливо из поплавка, последний запаивают и проверяют его массу.
41.4.3. Регулирование оборотов холостого хода. Для этого необходимо: прогреть двигатель до нормальной температуры, осторожно отвернуть винт 2 качества (рис. 41.6) до упора с помощью надетой на него втулки, винтом 1 количества установить минимальную частоту вращения коленчатого вала. При невозможности выполнения данной подрегулировки разрушают ограничительные втулки-пломбы. Регулировочным винтом 1 количества смеси установить по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала двигателя равной частоте холостого хода.

41.4.3. Регулирование оборотов холостого хода.

Для этого необходимо:

  • прогреть двигатель до нормальной температуры, осторожно отвернуть винт 2 качества (рис. 41.6) до упора с помощью надетой на него втулки,
  • винтом 1 количества установить минимальную частоту вращения коленчатого вала.
  • При невозможности выполнения данной подрегулировки разрушают ограничительные втулки-пломбы.
  • Регулировочным винтом 1 количества смеси установить по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала двигателя равной частоте холостого хода.
Рис. 41.6. Винты регулировки системы холостого хода некоторых моделей карбюраторов: 1 — винт количества; 2 — винт качества; 3 — заглушка; 4 — корпус ЭПХХ; 5 — съемный блок системы холостого хода

Рис. 41.6. Винты регулировки системы холостого хода некоторых моделей карбюраторов:

1 — винт количества; 2 — винт качества; 3 — заглушка;

4 — корпус ЭПХХ; 5 — съемный блок системы холостого хода

Регулировочным винтом 2 качества (состава) смеси довести содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах в пределах 0,5... 1,3 % при данном положении винта 1. (Использовать газоанализатор) Винтом 1 восстановить частоту вращения коленчатого вала равной оборотам холостого хода. При необходимости регулировочным винтом 2 восстановить содержание СО в пределах 0,5... 1,3 %. Для проверки правильности регулировки по окончании работ необходимо резко нажать педаль привода дроссельных заслонок и отпустить ее, двигатель должен без перебоев увеличить частоту вращения коленчатого вала, а при уменьшении ее — не заглохнуть.
  • Регулировочным винтом 2 качества (состава) смеси довести содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах в пределах 0,5... 1,3 % при данном положении винта 1. (Использовать газоанализатор)
  • Винтом 1 восстановить частоту вращения коленчатого вала равной оборотам холостого хода.
  • При необходимости регулировочным винтом 2 восстановить содержание СО в пределах 0,5... 1,3 %.
  • Для проверки правильности регулировки по окончании работ необходимо резко нажать педаль привода дроссельных заслонок и отпустить ее, двигатель должен без перебоев увеличить частоту вращения коленчатого вала, а при уменьшении ее — не заглохнуть.
Если регулировками не удается добиться устойчивой работы двигателя, то возможной причиной неисправности является засорение жиклеров и каналов карбюратора. В этом случае следует вывернуть и продуть топливный жиклер и каналы системы холостого хода.
  • Если регулировками не удается добиться устойчивой работы двигателя, то возможной причиной неисправности является засорение жиклеров и каналов карбюратора.
  • В этом случае следует вывернуть и продуть топливный жиклер и каналы системы холостого хода.