Занятие 49 (2 часа) Ремонт форсунок дизельных двигателей.
49.1. Общие требования:
Запомните, что обычная замена распылителя в форсунке на уровне: отвинтил гайку, заменил распылитель, закрутил гайку, может таить в себе огромную опасность,
Вы может в результате получить форсунку, качество которой в несколько раз хуже, чем то, что было до замены.
И это при том, что распылители использовались самого высокого качества.
Главный вывод – если после ремонта не проверить полученный результат на специальном стенде, самодеятельная замена вещь сомнительная.
49.2. Устройство и работа форсунки.
Рассмотрим устройство дизельной форсунки, а так же что там происходит и что на что влияет.
На рис. 49.1, представлено сечение форсунки.
Все форсунки (кроме суперсовременных) имеют схожее строение, процессы, которые происходят в одном типе форсунок, аналогичны тем, которые осуществляются в других.
Итак, ТНВД (топливный насос высокого давления) топливо под давлением подается в штуцер форсунки, откуда топливо по системе каналов поступает в полость “А” распылителя.
Дальше топливу идти некуда не может, так как путь преграждает игла распылителя 1, данная игла поджата пружиной 9.
рис. 49.1
ТНВД продолжает подавать топливо, насос поднимает давление до той величины, при которой топливо способно преодолеть усилие пружины, тем самым оно приподнимет иглу распылителя над седлом
Топливо попадает в цилиндр, давление падает, в результате чего, игла садится на седло, тем самым запирает систему.
Когда ТНВД продолжает подавать топливо, процесс повторяется.
После окончания впрыска система обязательно должна закрываться.
Если она не закроется, то в следующем такте подача топлива произойдет не тогда, когда давление в системе поднимется до заданного, а в любой момент когда насос только начнет подавать топливо.
В итоге, работа двигателя жесткая с ударами, мотор может отказаться принимать нагрузку.
Кроме того, в незапертую систему не исключено попадание продуктов сгорания, это может стать выходом распылителя из строя.
Что может препятствовать нормальному запиранию системы при внешне исправных деталях?
В основном это может происходить из-за того, что возникает боковая сила, которая прижимает иглу к корпусу распылителя.
С данной силой борется промежуточный толкатель 10, который разгружает иглу от вероятного воздействия искривленной пружины. Промежуточный толкатель размещен в проставочном корпусе 3.
Но бывают и такие случаи, когда причиной возникновения боковой силы становится сам толкатель, причиной может стать выработка.
То есть, во время замены распылителей всегда нужно быть готовым к тому, что новый распылитель будет “лить”, если это произойдет, тогда понадобится неоднократная переборка с переворачиванием пружины или с ее заменой, либо придется заменить толкатель. В редчайших случаях придется сменить даже корпус форсунки.
Все остальное в форсунке довольно просто.
Так как игла в распылителе не уплотняется, то некоторая часть топлива просачивается в зазор между корпусом распылителя и иглой и попадает в полость “Б”, где располагается пружина 9.
Если не удалять оттуда топливо, то как только полость заполнится, игла распылителя потеряет возможность перемещаться, в результате форсунку “запрет”.
Для того, чтобы удалять просочившееся топлива предназначен канал “обратки” 7.
За регулировку величины давления открытия иглы распылителя, отвечают регулировочные шайбы 8. Вся конструкция стягивается гайкой 4.
Никаких прокладок внутри форсунки нет, поэтому герметичность стыков можно обеспечить только чистотой обработки и точностью стыкующихся поверхностей .
49.3. Ремонт форсунки
При любой работе связанной с топливной аппаратурой, нужно обязательно соблюдать главное правило —чистота.
Чистота должна быть не только при непосредственной разборке форсунки, а на всех этапах, начиная с демонтажа форсунок с двигателя.
В первую очередь нужно тщательно очистить предстоящее операционное поле, особенно головку в зоне форсуночных каналов и корпуса форсунок.
Это очень важно, так как песок и грязь во время снятия форсунки могут попасть в канал, после они могут повредить резьбу и испортить уплотнение форсунки.
Второй момент заключается в том, чтобы сразу после отворачивания трубки высокого давления от форсунки, прикрыть штуцер форсунки обязательно чистым и плотным колпачком.
Мельчайший мусор, который оказался в штуцере форсунки, во время проверки на стенде, топливо загонит внутрь, в результате, иглу распылителя может заклинить.
Трубки высокого давления лучше всего снимать пакетом вместе со стяжками (если конструкция двигателя это разрешает), так в процессе сборки не надо будет задумываться «как все это стояло».
В случае, если снять трубки пакетом, не получится, тогда необходимо отметить на насосе штуцер первого цилиндра, после пометьте сами трубки в том порядке, в каком они стояли.
Снятие “обраток” трудностей не составляет.
Чаще всего, форсунки вворачиваются в корпус головки блока. Для того, чтобы выкрутить их нельзя использовать рожковый ключ. Почти все форсунки имеют шестигранник на 24 или 27, и для того, чтобы их выкрутить необходимо использовать удлиненные торцевые головки. Намного удобнее выполнять эту работу, двенадцатигранными головками.
После снятия форсунок необходимо удалить из форсуночных каналов уплотнительные шайбы, точнее их остатки и вообще мусор.
Как правило, нормальные шайбы должны просто сниматься крючком, но иногда приходится придумывать для этого различные индивидуальные “выдергивалки” (например, ввернуть в них метчик и тянуть за него).
Ни в коем случае не нужно пытаться подрубить шайбу в канале зубилом. Вы обязательно повредите торцевую часть канала, а исправление таких зарубок потребует снятия головки блока.
После прочистки каналов для полнейшего удаления мусора из них, нужно обязательно прокручивать двигатель стартером секунд 10-20.
Двигатель сам себя очистит. Одновременно можно проверить состояние свечей и системы управления ими.
При снятых форсунках прекрасно видна работа свечей. Не забудьте заткнуть форсуночные каналы промасленными тряпками, а двигатель сверху полиэтиленом так, чтобы в каналы не попала вода.
Сняв форсунки, в первую очередь нужно проверить их работоспособность.
Основные критерии оценки работы распылителей:
- при подаче топлива форсунка должна открыться только под заданным давлением;
- до того, как форсунка откроется, подтекание из распылителя не допустимо;
- во время впрыска топлива недопустимы струи и капли;
- факел распыла должен быть ровным, отклонений быть не должно (рис. 49.2);
- после прекращения впрыска топлива в форсунке некоторое время должно сохраняться давление.
Рис. 49.2. Факел распыла должен быть ровным, отклонений быть не должно.
Если оказалось, что замена распылителей действительно необходима, то на форсунки надеваем защитные колпачки и начинаем готовить рабочее место.
Вся подготовка заключается в тщательной уборке и мытье стола и тисков, понадобится как минимум две ванночки с чистой соляркой, необходимые ключи (как правило, два) и, возможно, понадобится еще нож – все лишнее будет мешать работе.
Если отсутствует специальное устройство для фиксирования форсунок при разборке, то можно разбирать форсунки в тисках.
Японские форсунки, у которых “обратка” идет через рампу, ни в коем случае нельзя зажимать в тиски, так как при зажиме кромки уплотнительной поверхности под “обратку” сминаются (рис. 49.3).
Рис. 49.4. Японские форсунки можно разбирать, поместив их в накидной ключ, который зажат в тисках.
Рис. 49.3. Смятие кромки при зажатии японских форсунок в тисках.
Форсунки немецких производителей без ущерба для конструкции форсунок можно разбирать в тисках.
Но для разборки форсунки нельзя пользоваться рожковыми гаечными ключами.
Для разборки форсунок необходимо использовать ту же удлиненную головку, что и для снятия с двигателя.
Ослабляем затяжку накидной гайки, после свинчиваем ее руками.
Часто она может скручиваться вместе с распылителем, который прикипел к ней. Распылитель, после того, как гайка будет снята, можно выколотить подходящим стержнем, а полость гайки можно очистить ершом для очистки клемм АКБ.
Гайку нужно промыть в первой ванночке – она будет для грязных дел, после гайку, кладем стекать в сторону на лист бумаги.
Снимаем промежуточный корпус, ополаскиваем его в чистой ванночке, сливаем корпус форсунки, который зажат в тиски, топливом и кладем промежуточный корпус на место, больше ничего не трогаем.
Берем новый распылитель, не разбирая его, ополаскиваем его в чистом топливе.
Вытаскивать промежуточный корпус или распылитель из ванночки после споласкивания нужно так, чтобы стекающее топливо уносило с собой все пылинки с сопрягаемых поверхностей (рис. 49.5 и 49.6).
рис. 49.5 и 49.6
Ставим распылитель на место, накидную гайку затягиваем.
Проверяем форсунку на стенде.
К сожалению, с первого раза форсунка не всегда работает нормально: чаще всего не соответствует давление и льет распылитель.
Причина плохого распыла чаще всего заключается в износе промежуточного толкателя (поз 2, см.рис.49.1.) или в деформированной пружине.
Необходима замена изношенных деталей.
Таким образом, процедура замены распылителя превращается в череду сборок-разборок-проверок, одни и те же операции. Операции необходимо повторять до тех пор, пока не будет достигнут требуемый результат.