СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Матовые комбинации, «спертый» мат" (среднее звено)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены матовые комбинации, решение задач на "спёртый мат...

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Матовые комбинации, «спертый» мат" (среднее звено)»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

"Фёдоровский центр дополнительного образования"

Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа











Занятие "Матовые комбинации, «спертый» мат"

(среднее звено)

















подготовила

педагог дополнительного образования

Машакова Кызтаман Баубековна









г.п.Фёдоровский

2018г.

Основное содержание работы

( краткая аннотация)

Данная разработка занятия включает в себя необходимый теоретический материал, основные типы задач, и все особенности методов их решения. Материал, изложенный в данной работе, соответствует требованиям государственного стандарта и может использоваться учителями и педагогами дополнительного образования , работающими по программам преподавания шахмат. Представлены матовые комбинации, решение комбинаций на «спертый» мат". Тема занятия становится всё более серьёзной целью жизни огромного количества людей, и помогают становлению человека в любой среде деятельности... Разнообразие компьютерных программ поможет педагогу сделать занятия более насыщенными, более информативными и наглядными.

Ключевые понятия (термины, словосочетания) содержания работы:

Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.

Зевок— грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.

Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.

Комбинация — форсированный вариант с жертвой.

Кооперативный мат— разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.

Мат "спёртый"—мат, объявляемый конём, при этом матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.



Тема "Матовые комбинации, «спертый» мат "

Цель: формировать учебную мотивацию; сформировать знания при решении комбинации «спертый» мат.

Задачи:

Образовательная – использование на практике комбинации"спертый мат",

знание определения "спёртого" мата, формирование умений ставить "спёртый" мат

Развивающая – развитие произвольного мышления, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, памяти и навыков для решения комбинаций на "спертый" мат

Воспитательная – воспитание познавательной активности, потребности в объективной оценке результатов, чувства ответственности, уважения друг другу, взаимопонимания, уверенности в себе

Задачи по ФГОС:

Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь

Познавательные: ввести понятие "спёртый мат". Повторить технику матования и защиты короля. Учить правильно защищать, не переусердствовать в защите короля.

Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить слушать внимательно и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.

Тип занятия: по основной дидактической цели – занятие изучения нового материала;

по основному способу проведения - беседа в сочетании с практической деятельностью учащихся;

по основным этапам учебного процесса – комбинированный (первичное ознакомление с материалом, образование понятий, установление связей и закономерностей, применение полученных знаний на практике).

Средства обучения: компьютер, шахматные доски, проектор, экран, слайдовая презентация Power Point (слайд-фильм), рабочая тетрадь, комплекты шахмат с магнитиками, дидактические карточки с заданиями, компьютерные программы "The Chess files", "Absolut Chess v1.3.9" , компьютерная программа "Шахматная тактика для начинающих"

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, диалог, работа с текстом слайда, решение этюдов и задач

Методы:

наглядный (решение дидактических игр на шахматной доске, в компьютерной программе, применение красочных наглядных пособий в подвижных играх, позволяющих ребятам отдохнуть и закрепить пройденный материал, показ необычных шахматных фигур на напольной шахматной доске, иллюстраций из книг, диафильмов), практический, частично-поисковый, словесный, условно-символический, обобщение результатов своей деятельности детьми,

исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.

Сроки проведения: 2 часа учебного времени

Реальные результаты:

  1. знать технику матования короля;

  2. тренировать технику расчёта;

  3. применять различные способы защиты;

  4. ставить "спёртый" мат в один и в два хода различными фигурами;

  5. ограничивать подвижность короля, заводить его на крайнюю линию и в угол

  6. уметь владеть собой









Содержание

Организационный момент------------------------------------------------------------2 мин

Мотивационная беседа и актуализация опорных знаний---------------------13 мин

Изучение нового материала---------------------------------------------------------15 мин

Вступительное слово педагога

Целеполагание

Первичное закрепление нового материала---------------------------------------45 мин

Обсуждение коротких партий "Спёртый" мат в дебюте

Физминутка

Решение шахматных упражнений в компьютерной программе "Шахматная тактика для начинающих"

«Открытие нового знания»: немного из истории

Электронные физминутки для глаз

Разминка

Включение нового знания в систему знаний и повторение

(решение заданий с окончанием игры в компьютерной программе "The Chess files", решение шахматных упражнений в программе "Absolut Chess v1.3.9") 

Рефлексия деятельности (итог занятия)------------------------------------------- 3 мин

Домашнее задание----------------------------------------------------------------------2мин









 











Ход занятия

I.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу." В начале занятия высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи.

Притча «Всё в наших руках»

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Наша же главная задача – включить всего себя в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей, ключевых компетенций, необходимых для успешности в учебе и жизни. Задача эта будет выполнима в случае, если усилия всех нас будут направлены в единое русло и из успехов каждого из нас сложится общий успех.(слайд №3)

II. Мотивационная беседа и актуализация опорных знаний: (слайд №2)

  • Что такое мат?

  • Главная цель шахматной партии?

  • Мат-это нападение на короля, от которого нет...?

  • Атакуемый король никуда не может ..., никто не мо­жет помочь ему ..., ни уничтожить ...?

  • На следующем ходу король должен ..., поэтому партия считается...

  • Может совершить смертельное нападение на короля ... фигура

  • Комбинация – это форсированный вариант с жертвой одной или двух фигур и пешек, целью которой является мат королю соперника

  • Почему король слабее ферзя, но главнее его? (Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя.)

Вывод: Чем большим запасом знаний шахматной партии мы располагаем, тем шире и богаче наши возможности осуществить её главную цель.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Актуализация знаний продолжается работой по карточкам с помощью заданий, которые выдаются каждому учащемуся. Задания одни и те же, потому что целью заданий является не столько контроль знаний, сколько актуализация знаний, необходимых для сознательного восприятия нового содержания(слайд № 6). Работа по карточке продолжается 5-10 минут.

Далее проводится обсуждение выполненных заданий, уточняется понимание учащимися теоретических знаний, необходимых для изучения нового материала.

III. Изучение нового материала.

1) Вступительное слово педагога

Рассказываю о беспомощности и ограниченности короля, но в тоже время подчёркиваю его главенство: "И от нашей внимательности зависит, сможем ли мы спасти нашего гордого короля..."

-Для короля, прежде всего, важны статус и влиятельность, признание и внимание. Обычно король напоминает единственного ребенка в семье, либо самого любимого. Но родители не просто любили его: они сделали его смыслом своей жизни, объектом самоутверждения и реализации своих собственных амбиций. Помните фильм «Черный лебедь»? Мать, не состоявшаяся балерина, мечтает сделать из своей дочки звезду балета. Поэтому ребенок  с детства привыкает быть центром внимания и объектом любви, вот только любви не безусловной. Во взрослости ему постоянно хочется внимания. Вот только… он боится быть собой! И для того, чтобы добиться любви и признания, он вынужден кого-то из себя изображать и чему-то соответствовать. Поэтому он перестает быть собой, теряет себя. Во имя признания окружающих он отказывается быть самим собой! Недаром в шахматах король – самая беспомощная и ограниченная фигура. Но - самая главная!

 - Вспомните фильмы и сказки про королей. Сидят такие короли обычно на золотом троне и очень редко встают с места. Шахмат­ный король похож на своих земных коллег.

Помните?! «Величество должны мы уберечь, от всяческих, ему не нужных встреч».

Для обеспечения практической направленности учебного процесса звучит фрагмент мультфильма из «Бременских музыкантов»

2) Целеполагание осуществляется следующим повествованием

-"Его Величество надо уберечь от всяческих ему ненужных встреч". Но нельзя переусердствовать в этой защите (слайд № 7) .Бывает, свои же фигуры так окружат-ограничат со всех сторон короля, что возникает полная блокировка. У короля нет ни одного хода, так как поля вокруг заняты своими боевыми силами. Линейные фигуры (ферзь, ладья и слон) напасть на такого короля не могут, так как он прикрыт со всех сторон. Но атаковать короля можно конём, от нападения которого нельзя спастись перекрытием. Остаётся только быть внимательным! Найти поле, с которого конь может напасть на короля, не подста­вив себя под удар неприятельских сил. Проверяйте незащищённость поля вторжения!

     В матовой ситуации собственные фигуры располагаются на полях, соседних с тем, на котором расположен король, получивший мат.

Например, белые: Кf7; черные: Kрh8, Лg8, Сg7, h7.

- Как бы вы назвали этот мат, когда свои же запирают в угол короля и при этом никак не могут спасти его?

- Этот мат называется спёртым (слайд № 8).Такой мат ставится за счет невнимательности соперника, как видно из иллюстрации, ладья "запирает" короля, а союзные фигуры (пешки) блокируют пути отступления. "Спёртый" мат - самый лёгкий мат, так как две защиты (уйти, или закрыться) невозможны (слайды № 9,10)


3) Электронные физминутки для глаз (слайды № 11, 12)

IV. Первичное закрепление

- Потренируемся в решении коротких партий

1.Обсуждение коротких партий ""Спёртый" мат в дебюте". "Спёртый" мат возможен не только в середине игры и в окончании, но и в 

дебюте. Примером  могут служить несколько коротких партий:

Решить задание: «Как бы Вы закончили партию?» (слайд №13)

(Керес – Арламовский, Щавно-Здруй, 1950г.) П.П. Керес – выдающийся советский (эстонский) международный гроссмейстер, претендент на шахматную корону в 30-е - 60-е годы XX века. Мы разберем его партию "Керес — Арламовский". Пауль Керес умудрился поставить "спертый" мат на шестом ходу! Необходимо заметить, что Эдвард Арламовский, после второй мировой войны, входил в когорту сильнейших шахматистов Польши. Партия в очередной раз доказывает, что даже сильнейшие шахматисты могут попадать в ловушки и получать спертый мат в дебюте.( Поляница Здруй (Польша), 1950

а. Керес — Арламовский (Поляница-Здруй, 1950)

1.e4 c6 2.d4 d5 3.Кc3 de 4.К:e4 Кd7 5.Фe2 Кgf6?? 6.Кd6×

б. Яковлев — Чалманский (Куйбышев, 1984)

1.e4 c5 2.Кf3 Кc6 3.d4 cd 4.К:d4 Кf6 5.Кc3 e5 6.Кdb5 d6 7.Кd5 К:d5 8.ed Кe7 9.c3 Сd7?? 10.К:d6×

в. Грантер — Хейли (Шотландия, 1984) ) (слайд №14)

1.e4 c5 2.Кf3 Кc6 3.d4 cd 4.К:d4 e5 5.Кb5 Кge7?? 6.Кd6× (слайд №15)

2) Физминутка (слайд №16)

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть

3) Решение шахматных упражнений в компьютерной программе "Шахматная тактика для начинающих"

- Решим задачи самостоятельно, попробуем с " малой удачи" сделать "большой успех ". Через содержание занятия специально продумываю воспитание в процессе обучения. Стремлюсь помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на занятии материала, подтвердив актуальность данной темы (привожу отрывок из жизни главнокомандующего, напоминающий "спёртый" мат, необдуманно получившийся укрывательством родственников).

- Показатели успеха для каждого человека свои. Для одних - совершить плохой поступок, чтобы пропиариться, для других - бескорыстное служение людям и обществу, мать Тереза тому весьма хороший пример.

- А что же является нашим успехом?

- Да, ничто не сравнится с качественными знаниями и добрыми делами, даже в нашей излишне «материальной» жизни. Два вопроса задавайте себе ежедневно. Что я сделал сегодня, чтобы приблизиться к моей цели?

Как то, что я сегодня сделал, приближает меня к моей цели? Не давайте себе топтаться на месте. Лучше идти медленно, чем стоять на месте. Не так ли?

4) «Открытие нового знания»: немного из истории

Спёртый мат (мат Лусены) — мат конём, когда свои фигуры мешают королю уйти от угроз противника. Первые позиции такого рода комбинаций обнаружены в персидских мансубах IX века. Впервые механизм комбинации «спёртый мат» (см. диагр.1) был разобран в 1497 году испанцем Луисом Рамиресом Лусеной в «Повторение любви и искусство игры в шахматы».

1. Фе6+ Kph8 2. Kf7+ Kpg8 3. Kh6++ Kph8 4. Фg8+!! Л:g8 5. Kf7x!!

Ценятся на занятии личностно-ориентированная система обучения и "искусство доказывать и догадываться". В течение всего занятия задействован каждый учащийся.

5) Электронные физминутки для глаз

Проводится оздоровительный момент под музыку "Шахматы"(Витас)

- Повторив, закрепим наши знания о шахматной партии

6) Разминка. Ответить: «ДА» или «НЕТ»

Согласны ли вы, что:

1. Диагоналей больше, чем вертикалей? (да)

2. Пешка передвигается по горизонтали? (нет)

3.Из угла доски король держит под ударом три поля? (да)

4. Король может бить защищённую фигуру? (нет)

5. Ферзю ставят шах? (нет)

6. Цель игры – поставить мат? (да)

7. Мат – это шах, от которого нет защиты? (да)

8. Лучше побить ферзя, чем объявить мат? (нет)

9. Королю мат легче поставить в углу, чем в центре доски? (да)

10. Если в партии нет победителя, то ничья? (да)

12.В дебюте случается мат? (да)

7) Включение нового знания в систему знаний и повторение

а)Далее учащимся предлагаются задания с окончанием игры в компьютерной программе "The Chess files", где нужно дойти до мата белым.

б) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль с целью воспитания уверенности и внимательности (решение шахматных упражнений по программе "Absolut Chess v1.3.9" )

в) Решение задачи "Спёртый" мат Морфи (слайд №17)

Это окончание игры, которую сыграл Пол Морфи в Париже в 1859 году.

Ход Белых. Задача поставить мат Чёрным.

1. Kc5+ Крb8 2. Кd7+ Крc8 3. Kb6+ Крb8 4. Фс8+  Л:с8 5. Кd7#

г) Проверь себя. (слайд №18)

Позиция возникла в партии Понтелеев-Столяров, 1974.г. Белым угрожает мат, но у них находится красивое спасение. Предлагаю решение: Ход белых 1. ?

д) Проверь себя, поставь мат в один ход, с использованием компьютерной шахматной программы, свободная беседа (1 ряд) (слайд №19), демонстрация на магнитной шахматной доске примера «мат в один ход», «мат в два хода» (2 ряд)


Учащиеся быстро справляются с предложенными заданиями, и лишь в редких случаях им требуется консультативная помощь учителя (слайд № 20-22).

V. Рефлексия деятельности (итог занятия) (слайд №23)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всей группы

Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

Обсуждаю с детьми в конце занятия не только то, «что мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему.

VI. Домашнее задание.

Учащиеся по желанию получают отпечатанный вариант домашнего задания. Домашнее задание дифференцированное, каждый выбирает его по уровню притязаний. По возможности  - дифференциация домашнего задания по характеру, содержанию и объему для разных групп учащихся: с целью развития творчества у одних, закрепление пройденного материала другими и экономии третьими



Литература

Для педагога:

1. В.И. Мульдияров. Шахматы уроки мудрой игры. Ростов на Дону.:»Феникс», 2009.

2. Гил В.Я.  Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.

3.Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.

4. Карпов А. Е., Гик Е. Я. Шахматный калейдоскоп // Старинный мат — Москва: Наука, 1981, С. 39 — 46

5.Костьев А.Н.  Учителю о шахматах. -  М,: Физкультура и спорт, 1986.

6.Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.

7.Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. -  Донецк:  2004.

8.Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.

9. Славин И.И.  Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000. 

10. Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

11.Шишигин. Шахматный Горизонт. Кызыл – 1978г



11.Юдович М.М.  Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966 .

 Для учащихся:

1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994. 

2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.

3.Вайнштейн Б. С. Ловушки Ферзьбери. — М.: ФиС, 1990. — С. 54. — 192 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-278-00272-7

4.Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.

5.Горенштейн Р.Я.  Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.

6.  Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .

7. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986

8.  Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель,  2007.

9. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.

11. Шишигин. Шахматный Горизонт. Кызыл – 1978г





















Приложение "Деятельность учащихся на занятии"

«Решение задачи «Спёртый" мат Морфи »













Обсуждение коротких партий ""Спёртый" мат в дебюте"


Керес — Арламовский

(Поляница-Здруй, 1950)

Грантер — Хейли

Сицилианская защита и снова спертый мат в 6 ходов (Шотландия, 1984)

Линейно-спертый мат

Матует пешка

....пешка дает мат одновременно со взятием

«Спертый» мат

Мат конем двумя способами

.....переход к двухходовкам и комбинациям



Решение задач "Мат в два хода"



Игра в компьютерной программе "The Chess files", где нужно дойти до мата белым