Развивающее занятие «Секреты общения»
2 класс.
Цель: способствовать осознанию обучающимися ценности и сложности человеческого общения
Задачи: познакомить обучающихся со средствами вербального и невербального общения; способствовать раскрепощению участников.
установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;
учить детей анализировать свое поведение, мимику, позы, жесты, а также других людей;
воспитывать чувства доброжелательности, внимания к окружающим людям.
Методы:
- словесные (беседа на этапе орг.момента, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, при подведении итогов занятия, на этапе рефлексии);
- наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение);
- наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств);
- практические (развивающие игры);
- ИКТ.
Форма проведения занятия: групповая.
Планируемый результат:
Личностный: формирование культуры общения, снятие барьеров в общении, саморегуляция в процессе общения - соблюдают этические нормы общения.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют:
-коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
-регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);
-познавательные УУД(самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развито критическое мышление).
Предметный: обучающиеся знакомы с понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.
I. Организационный момент.
Обучающиеся и психолог сидят в кругу на стульях.
Сегодня у нас с вами не обычный урок , а развивающее занятие с психологом. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки, много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставило у всех только приятные впечатления.
II. Приветствие
Дорогие ребята! Я рада видеть вас. Начнем наше необычное занятие. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно, но для начала давайте поприветствуем друг друга.
Игра «Приветствие».
Цель: создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.
Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,
«доброе утро, девочки»,
«здравствуйте, мальчики»,
«приветствую тех, кто пришел сегодня в школу»,
«здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,
«чудесного дня тем, кто готов сегодня заниматься»,
«здравствуйте, все!»
Давайте посмотрим друг на друга и подарим самые искренние и добрые улыбки. И так начнем…
III. Работа по теме занятия
Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
-Ребята, для чего нам нужно общение?
- Все ли умеют правильно общаться?
-А что значит правильно общаться?
-Вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками?
-Какую цель мы поставим сегодня на нашем занятии ?
-Ребята, как вы понимаете значение слова «общение»?
Конечно же, общение играет очень важную роль в нашей жизни. Оно помогает нам, развивает нас. Благодаря общению мы узнаем много нового, интересного, полезного. Именно через общение мы обретаем новых друзей и поддерживаем отношения со старыми.
Тема нашего занятия – “Секреты общения”. Ребята, общаться с одними людьми нам приятно, у нас поднимается настроение, а при общении с другими людьми у нас портится настроение, мы огорчаемся.
Давайте сегодня мы попытаемся разгадать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.
Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.
Те способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными, а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. И у каждого способа общения есть свои секреты.
Упражнение «Произнесите слово с оттенком интонации…»
Произнесите слово «Да» с оттенком интонации, выражающим:
Радость;
Страх;
Удивление;
Неудовольствие;
Грусть;
С азартом;
Торжественно.
Важным элементом в общении являются жесты и мимика.
Вы знаете, что это такое?
Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.
Существуют различные способы приветствия у разных народов.
-В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.
-Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу — знак приветствия и глубокого уважения.
-В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга, потираясь носами.
Покажите какой-нибудь жест.
-А что делает человек, когда видит друга? (Улыбается )
Загадка. А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.
“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда”
Подсказки детям: от чего становится всем светлей?
Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:
“Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им. И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям.
-А вы умеете улыбаться?
Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно!
-Какие у всех красивые улыбки!
-Когда люди улыбаются, они становятся красивы.
Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”
-Что значит эта фраза?
-Какой из этого сделаем вывод?
Нужно улыбаться собеседнику!
Упражнение «Улыбнитесь, как улыбаются:»
Очень вежливый японец;
Собака своему хозяину;
Кот на солнышке;
Как хитрая лисичка;
Как радостный ребенок;
Как будто ты увидел чудо;
Как будто ты получил подарок.
Дорисуем улыбки нашим человечкам- смайлики.
Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.
В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы детей)
Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства. (.презентацию).
Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
Упражнение: «Мое имя»
На карточках- сердечках напишите свои имена и подберите по одному прилагательному, начинающемуся с первой буквы имени.
Упражнение: «Дарите комплименты»
-Ребята, скажите, вы любите получать подарки? Подарки могут быть в виде комплиментов.
Комплимент – это любезные, приятные слова.
Давайте поучимся говорить приятные слова.
Для этого нам нужно встать в большой круг. Давайте сделаем круг.
Сейчас мы будем передавать друг другу букет цветов и говорить комплимент. Я начинаю.
Какое настроение у вас стало после комплиментов? Кому приятнее, тому, кто говорит или тому, кому говорят? Всем!
Какой мы сделаем вывод?
Нужно дарить комплименты, чтобы было приятно.
-Ребята, скажите, можно ли перебивать человека, когда он говорит?
-А если прям что-то очень важно хочется сказать?
-А как тогда нужно поступить?
Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца.
Упражнение «Подели на группы»
Ребята, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно подумать и разделить их на две группы: качества которые помогают и которые мешают общению.
Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.
-Давайте проверим. зачитайте качества, которые помогают общению.
Помогают общению:доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность.
Мешают общению:подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм.
-Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Значит, чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества.
Наше занятие подходит к концу.
IV. Закрепление. Подведение итогов.
Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:
человеку приятно, когда его называют по имени;
основной вид общения – вербальное общение;
существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь;
слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства; улыбка помогает сделать общение приятным.
Ребята, вам приятно было получить комплимент? А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент? Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен.
Ребята, о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали?
Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?
А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?
Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав, не ссориться и не ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.
V. Заключение. Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
Вот и подошло наше занятие к концу. Я попрошу помахать рукой мне тех, у кого:
- после нашего занятия настроение стало хорошим;
- после нашего занятия настроение стало отличным;
те, кто:
- познал секреты общения;
- остался доволен нашим занятием;
- а я помашу рукой всем, кто присутствовал и общался на нашем занятии, поблагодарю всех, кто принимал участие и пожелаю всем отличного настроения!
Ребята, мне приятно было с вами общаться, и вы подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю. На память от меня смайлики с секретами успешного общения!
Спасибо за работу и до новых встреч!
Литература
Александровская, Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Текст] / Э.М. Александровская // Психология учебной деятельности школьников. - М., 2002.- № 2. – С.15.
Адашкевич, Т.А. Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в образовательном процессе с учетом их типологических особенностей [Текст] / Т.А. Адашкевич. Ленинск-Кузнецкий, 2009. – С.21-80.
Волочков, А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте [Текст] / А.А. Волочков // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.10.
Гамезо, М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М.В. Гамезо. - М., 2001.
Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения [Текст] / А.К. Дусавицкий // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.
Кряжева , Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Психологические игры и упражнения. Ярославль- «Академия развития», 2013.
Прихожан, А.М. Тревожность и страх у младших школьников [Текст] / А.М. Прихожан // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М., 1994.
Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.; Тула, 1993
Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать?.Психологические игры и упражнения. М. «Генезис», 2003.