Конспект занятия в старшей группе
«Мой районный центр село Варна - малая Родина»
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста понятия «Малая Родина».
Задачи:
1. Обобщить знания детей, полученные в ходе познавательно-исследовательской деятельности о селе, о его прошлом и настоящем.
2. Развивать связную речь детей; продолжать работу по обогащению словаря детей.
3. Воспитание у детей уважения и интереса к своей малой Родине.
Материалы и оборудование:
Географические карты России и Челябинской области (настенные); электронная указка; мяч; альбом-презентация «Наша Варна», альбом с фотографиями достопримечательностей районного центра Варна.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, семейных альбомов, разучивание стихотворений и пословиц о Родине.
Словарная работа:
Достопримечательность, Родина, родня, карта местности.
Организационный момент:
Воспитатель зачитывает стих, написанный поэтом В.Н. Орловым:
«РОДНОЕ»
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка,
И лесок,
В поле – каждый
Колосок,
Речка,
Небо надо мною –
Это все мое, родное!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить с вами?
Ответы детей
Ход занятия:
Обратить внимание детей на карту России, которую рассматривали в свободной деятельности.
Воспитатель подготавливает к показу презентацию на проекторе альбом о малой родине «Наша Варна»:
Это карта нашего государства (показ границы РФ).
У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на земле и везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина! Россия, ребята, - самая большая страна в мире. С одного её края на другой нужно ехать на поезде целую неделю. В нашей стране много городов, сел, рек, озер, лесов, гор. Мы гордимся нашей великой Родиной.
-Давайте сейчас подойдем к карте нашего прекрасного края. Вот это, ребята и есть наша Челябинская область /показ/, в которой мы с вами живем. Самый главный город нашей области, как называется? Кто скажет? Конечно, город Челябинск /показ/. Здесь, на карте, он отмечен большим кружком. И здесь же, в Челябинской области находится наша малая родина – село Варна /показ/, наш районный центр.
- И сегодня, мы с вами будем говорить о нашей малой родине, о нашем районном центре.
- У каждого человека есть Родина – это место, где он родился и живет. А как называется село, в котором мы с вами живем?
Дети: село Толсты, входящее в состав Варненского района. Наша малая родина (ответы детей)
Воспитатель:
- А район?
Дети: Варненский
Воспитатель:
- А кто скажет, как называется область, в которой мы с вами живем?
Дети: Челябинская область. (ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Челябинская область.
- Родина – от слова «родное».
- Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина — это место, страна, область, город, район и село. Это то место, в котором мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна. И её нужно любить и гордиться ею.
-Какое село для вас является малой Родиной? Вы любите его? За что? (Толсты)
Звучит песня «С чего начинается родина» (на муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского) (прослушивание)
Воспитатель:
- Ребята, а с чего начинается наша малая родина? (ответы- с села, в котором мы родились, где живут мама и папа, с детского сада, школы)
Наша большая Родина – районный центр.
А чем вам нравится село Варна?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Через наше село течёт река Тогузак. Летом это место для купания, а зимой прекрасный каток.( показ слайда)
В нашем селе есть много улиц и у каждой улицы свое название.
Воспитатель:
- Как вы думаете, сколько нашему селу лет? (Ответы детей)
Воспитатель: Нашему селу 182 года! Это значит, что наше село – очень давнее. Оно основано в 1843 году, в девятнадцатом веке. (перевод внимания детей на слайды)
Ребята, если любишь свою Родину и гордишься ею, надо знать ее историю.
-А кто-нибудь из вас знает историю нашего района? (Ответы детей)
Сейчас мы с вами перенесемся в прошлое и узнаем, как возникло наше село.
Звучит тихая музыка.
Воспитатель:
- Когда-то давно, когда не было на свете ни вас, ни ваших мам, пап и даже дедушек и бабушек – было основано наше село как военно-сторожевое поселение татар-казаков. Оно названо в честь взятия русскими войсками у турок болгарской крепости Варна. Люди стали строить дома, школы, сооружения, сажать деревья, кустарники, выращивать хлеб, строить дороги, создавать свои семьи.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называются жители нашего района?
(Ответ детей: Варненцы)
- Шло время. Люди трудились с утра до вечера. В каждый семье подрастали дети. Дети помогали взрослым. А в свободное время любили играть. Давайте и мы поиграем.
Проводится народная игра - забава «В цапки»
Задача: развивать быстроту реакции, воспитывать оптимизм.
Правила: водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонью свой указательный палец.
Водящий:
На горе стояли зайцы
И кричали:
Прячьте пальцы – цап!
Воспитатель:
- Каждый город, любой поселок или деревня имеют свои достопримечательности – места, заслуживающие особого внимания. А какая достопримечательность есть в нашем районе в селе Варна?
(Ответы детей) - поощрение за правильные ответы.
Воспитатель:
- В нашем районном центре есть Дом культуры, три общеобразовательные школы, Школа Искусств, Районная больница, шесть детских садов.
- А сейчас давайте посмотрим альбом о нашей малой родине - Варненском районе.
Воспитатель: Скажите у кого родители работают в Варне? Какая профессия у ваших родителей? (ответы детей)
Вы все знаете, много профессий и кем работают ваши родители.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним пословицы о родной земле. (Ответы детей)
Молодцы!
Воспитатель:
Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая Родина - районный центр оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года.
- Любить своё село, заботиться о нём, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы и деревья.
Подведение итога по занятию:
Воспитатель:
- Ребята, скажите, что мы называем большой родиной? (Страну Россия)
- А малой Родиной? (ответы детей- районный центр село Варна и село, в котором мы родились, село Толсты)
(Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья).
Воспитатель:
- Как вы думаете, как называются люди, которые родились и выросли в одном месте? (Земляки).
- А тех, кто родился и вырос в селе Варна? (Варненцы).
Воспитатель:
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
«Родная Варна»
Ты с нами вечно в сердце,
Покуда мы на свете будим жить
Тепло души твоей
И радость каждой встречи,
Ты даришь всем,
Кто искренне к тебе открыт.
Ты нам родна
Уж не одно столетье,
Ты – центр жизни,
Милее края нет.
Нам не забыть красот твоих,
Родная Варна!
Леса, равнины и с росой туман,
Поля пшеницы русой и рассветов лучезарных,
Как к небу высится, наш сокол Тамерлан.
Друзья, хоть пол земли обьедьте,
«Душа вся в ней», -
Как завещал наш Завалищин,
Известный малой родины поэт.
Воспитатель:
Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите природу, храните её обычаи и традиции, живите и трудитесь ради её блага.
Используемые источники:
Стих «Родное»: Электронный ресурс. Доступно на сайте: https://deti-online.com/
Стих «Родная Варна»: Арзамаскин А.М., Стихи. Электронный ресурс. Доступно на сайте: https://stihi.ru/avtor/arzamaskinam
8