ВЕСЕЛОЕ ЧАЕПИТИЕ подготовила воспитатель О.Н.Осадченко
Цель занятия: — даем представление о посуде — название, назначение;
— знакомим детей со сказкой К.И.Чуковского «Федорино горе»;
— вводим в словарь обобщающие понятия (кухонная посуда, столовая посуда,
чайная посуда, столовые приборы);
— даем детям представление о том, из каких частей состоит посуда (дно, стенки,
крышка, ручка, носик);
— расширяем словарный запас за счет имен существительных (чаепитие, сахарница,
солонка, молочник, кофейник, конфетница, салатница); имен прилагательных
(кухонный, столовый, чайный, мелкая и глубокая);
— учим образовывать множественное число имен существительных (кастрюля,
чайник, сковороды), употреблять в речи глаголы будущего и прошедшего времени;
— закрепляем в словаре предлоги «в», «на» и «с»;
— развиваем физиологическое и речевое дыхание, артикуляционную моторику;
— учим произносить звукоподражания «буль», «дзинь», изолированный звук [с];
— развиваем голос — менять силу голоса, произносить звукоподражания в разном
темпе;
— совершенствуем общую и мелкую моторику;
— совершенствуем мелкую моторику пальцев рук—обучаем пальчиковым играм;
учим рисовать красками;
— развиваем чувство ритма—двигаться под музыку;
— развиваем конструктивные навыки — складывать разрезную картинку;
— закрепляем знание цифрового ряда в пределах восьми;
— развиваем зрительное и слуховое внимание, скорость реакции;
— развиваем логическое мышление — отгадывать загадки.
Материал: предметные картинки — «На кухне» «Обеденный стол» «Чаепитие»); разрезная картинка «Чайник»; аудиозапись музыки для подвижной игры (например, «Вальс» С. М. Майкапара).
Предварительная работа. Прочитать с детьми сказку К. И.Чуковского «Федорино горе». Показываю им кукольную или настоящую посуду. Рассказываю , для чего нужна та или иная посуда и как она называется. Обратить внимание малышей на то, что посуда бывает кухонная, столовая и чайная.
В кухонной посуде на кухне готовят пищу—это кастрюли, сковороды, противень. Спросить у малышей, что мама варит в кастрюле. (Суп, кашу, овощи, макароны, пельмени, компот и многое другое.) Что жарит на сковороде? (Котлеты, картошку, мясо, рыбу.) А что печет на противне? (Пироги, булочки, запеканки.) Показать детям картинку с изображением плиты, на которой стоит кухонная посуда—кастрюли и сковорода).
Готовую пищу кладут или наливают в тарелки и ставят на стол, поэтому такая посуда называется столовой. Это разные тарелки — мелкие и глубокие, а также солонка, салатница. Показать детям картинку с изображением обеденного стола, на котором стоят тарелки с первым и вторым, хлебница, салатница, лежат ложки и вилки).
Предложить детям самостоятельно назвать еще один вид посуды — чайную. Такая посуда нужна, чтобы пить чай (чашки, блюдца, сахарница, заварной чайник, конфетница). Для этого показать малышам картинку с накрытым для чаепития столом).
Сказать: «Всю посуду мы назвали, но про что-то забыли». Попросить детей внимательно посмотреть на картинки и назвать то, без чего никогда не садятся за стол (без ложки). Сказать: «Ложки, вилки и ножи за столом всегда нужны. Их называют столовыми приборами».
Затем предложить малышам отгадать загадки про разную посуду и назвать ее: кухонная, столовая, чайная или столовые приборы.
На столе стою, пыхчу,
Чаем угостить хочу. Что это?
(Чайник)
На столе она стоит
Чай горячий в ней налит.
Что это?
(Чашка)
Чайник и чашка—какая это посуда?
(Чайная.)
Голова на тонкой ножке —
За столом нельзя без... (ложки).
С зубами, но не пилка,
А к обеду... (вилка).
У тарелки справа ляжет.
Он нарежет и намажет,
Отгадали? Ну так что ж
Отвечайте — это... (нож).
Ложка, вилка и нож — какая это посуда?
(Это столовые приборы.)
Варю я пищу вашу
К обеду—суп и кашу.
(Кастрюля)
«Ш-ш-ш,— шипит картошка,—
Подлейте маслица немножко ».
Вот это жар, вот это да!
Раскалена сково... (рода).
Кастрюля и сковорода — какая это посуда?
(Кухонная посуда.)
Бывает глубокой, бывает и мелкой,
А называется... (тарелкой).
Тарелки — какая это посуда? (Столовая посуда.)
Ход занятия
1. Вспоминаем сказку.
- Ребята поздороваемся и настроимся на занятие. Знаю я, когда мы вместе Настроение чудесней ! Что ж, пора нам заниматься, Будем очень мы стараться! -Ребята сегодня на занятии, мы будем вспоминать сказку про бабушку Федору вы помните эту сказку?. Задаю детям вопрос: «Какое горе случилось у Федоры?» Получив ответ, спрашиваю: «Почему посуда
убежала от бабушки Федоры?» а дома у вас не убегала ли посуда. Сказать детям, что сегодня они будут чистить и мыть посуду, чтобы она их любила и никогда из дома не уходила.
: «Я буду мыть кастрюли» —а вы мне будете говорить какую посуду я буду мыть. (Ответы детей: «Я буду мыть чашки», «Я буду мыть тарелки», «Я буду мыть ложки» и т.д.)
По мере того как дети называют посуду, они садятся на стульчики.
2. Моем посуду.
Показываю детям движения, имитирующие мытье посуды, одновременно произнося слова.( дети имитируют)
Кран с водою мы открыли (одновременно со словами 4 раза произвести вращательные
движения кистью правой руки, как будто открыть кран с водой)
И посуду перемыли. (положить правую ладонь на левую и совершать по ней круговые движения, как будто мыть тарелку)
Терли, терли, мыли, мыли,
Терли, терли, мыли, мыли — (те же движения, но левой ладонью по правой)
Все кругом в воде и мыле. (развести руки в стороны, выражая недоумение)
Скажите сами: «Я вымыла кастрюли—это кухонная посуда». Попросить детей сказать еще раз, какую посуду они вымыли.
Ответы детей: «Я вымыл чашки—это чайная посуда», «Я вымыл тарелки — это столовая посуда», «Я вымыла ложки — это столовые приборы» и т. д.
3. Собираем чайник.
Сказать детям: «Дело сделали. Теперь можно и отдохнуть — чаю попить. Ой-ой-ой! Разбился чайник». Дать детям части от разрезной картинки «Чайник», называйте каждую из них: «Это дно, а это стенки, это носик, это ручка, ну а это крышка».
Предложить детям собрать чайник из частей. Когда чайник будет собран, попросить каждого из малышей показать и назвать ту его часть, которую он положил на место (дно, стенку, крышку, носик или ручку).
Сказать детям, что теперь все в порядке, можно чай пить, но чаепитие у нас будет не обыкновенное, а веселое. Попросить малышей встать в круг.
4. Игра «Веселое чаепитие».
Считалкой выбираем одного из детей на роль главного персонажа — чайника.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем чайник выбирать.
Шесть, семь, восемь
— В центр круга вас попросим!
Выбранный ребенок встает в центре круга и изображает чайник. Для этого он ставит левую руку на пояс — это ручка чайника, а правую дугообразно поднимает вверх, изображая носик чайника. Остальные дети, стоящие по кругу, выполняют роль чашек.
Сказать детям:
«Начинает чайник закипать:
Буль-буль, буль-буль». (произносится в медленном темпе)
Попросить детей повторить звукоподражание.
Затем продолжить:
«Кипит наш чайник —
Буль-буль-буль,
Буль-буль-буль». (произносится в быстром темпе)
Дети повторяют звукоподражание в том же темпе. Продолжать рассказ:
«Вскипел и загудел —
У-у-у...» (произносится высоким голосом)
Попросить детей повторить звукоподражание высоким голосом.
Сказать:
«А теперь вот так: У-у-у...» (произносится низким голосом)
Дети повторяют звукоподражание низким голосом. Продолжаем игру:
«Ну-ка, чашки, не зевай — Наливаем в чашки чай».
При этих словах дети, выполняющие роль чашек, соединяют руки в виде кольца и держат их перед собой. «Чайник» подходит к каждой «чашке» и, нагибая свой «носик», наливает в чашку чай. В этот момент все дети произносят звук [с-с-с], имитирующий звук льющейся воды.
Когда чай будет налит в каждую чашку, дети-чашки под музыку идут по кругу и поют: «Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля...», а ребенок-чайник стоит в центре круга и хлопает в ладоши.
После окончания музыки предложить детям сесть на стульчики.
Мы на стол поставим...
Показать детям картинку с чайной посудой) и спросить: «Что еще, кроме
чашек и чайника, надо поставить на стол для чаепития?»
На чем стоят чашки? (На блюдцах.)
Во что кладут сахар? (В сахарницу.)
Во что кладут конфеты? (В конфетницу.)
А теперь отгадайте, что лежит в хлебнице? (Хлеб.)
Что лежит в сухарнице? (Сухари.)
Что налито в молочник? (Молоко.)
Что налито в кофейник? (Кофе.)
Что насыпано в солонку? (Соль.)
Похвалить детей за то, что они знают так много названий разной посуды, и сказать: «А все-таки что-то мы забыли назвать — столовые .приборы. Как же без них?»
6. Столовые приборы.
Предложить детям показать на картинке все столовые приборы. Произнести слова и одновременно показать движения.
Ложки, (вытянуть вперед руки ладонями кверху, каждая ладонь округлена в виде ковша)
Вилки (вытянуть вперед руки ладонями кверху. Пальцы растопырены)
И ножи (вытянуть вперед руки. Ладони поставить на ребро. Пальцы не разъединять)
За столом всегда нужны.
(поднять правую руку вверх, сжать ее в кулак, выставив из него только
указательный палец — жест призывающий ко вниманию)
Ребята слушайте меня внимательно и по моей команде показывать нужный предмет. Не спеша произношу названия столовых приборов: «Вилки, ложки, ножи, ложки, вилки, ножи, ножи, ложки...» Постепенно темп подачи команд несколько ускоряется.
7. Подведите итоги занятия.
Говорю детям, что теперь они знают названия разной посуды, умеют ее мыть и беречь, и поэтому с ними никогда не случится такая беда, которая произошла с бабушкой Федорой.
Игры и задания для закрепления материала.
Провожу с детьми занятие по рисованию красками на тему «Украсим чашку узором». Для этого раздать детям вырезанные из белой бумаги силуэты чашек и попросить нарисовать на них каемочку, горошки или цветочки.
Когда работа будет закончена, предложить малышам «попить» горячий чай из их новых красивых чашек. Попросить детей изобразить с помощью правой руки чайник. Для этого показать , как нужно сжать ее в кулак, оттопырив лишь один большой палец, имитирующий носик чайника. Нагибая «чайники» носиками вниз, «налейте» в чашки чай, длительно на одном выдохе произнося при этом звук [с].
Прежде чем пить из чашек, предложить детям подуть на «горячий чай». Дуть надо спокойно через сближенные губы, не надувая щек. Затем, чмокая губами, изобразите, что пьете чай. Спросить у каждого из малышей, с чем был их чай — с сахаром, с вареньем, с молоком или лимоном.