Занятия изобразительным искусством с элементами изотерапии для детей с ОВЗ.
В последнее время значительно вырос интерес психологов и педагогов к технологиям воздействия искусства на ребёнка с ОВЗ; на использование различных видов искусства в коррекционно-развивающей работе для формирования и воспитания гармоничной личности ребёнка и его культурного развития.
«Дети с ОВЗ – это особые дети, в работе с которыми искусство используется не только, как средство эстетического развития; оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Искусство имеет широкие возможности для успешной социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум.»1
Л.С. Выготский в своих работах уделял внимание необходимости участия детей с особыми образовательными потребностями в различных видах художественно-творческой деятельности и считал искусство одним из главных факторов формирования культурных практик ребёнка.
Одной из таких инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ является изотерапия. Изотерапия-одно из направлений арт-терапии.
Арт-терапия в психологии – это лечение и коррекция эмоционального самочувствия и психологического здоровья личности с помощью искусства. Значение психокоррекционной работы средствами арт-терапии в работе с детьми отмечали многие отечественные психологи: с проблемами в эмоционально-личностном развитии (Т.А. Добровольская, О.А. Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова) и др.
Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.
При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Изотерапия-метод коррекционного воздействия на ребенка с использованием изобразительных средств. Цель изотерапии повышать эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия для успешного развития ребенка.
Изотерапивтические занятия для детей с ОВЗ имеют следующее значение:
-дают возможность ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и негативных переживаний;
-развивают чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию;
- укрепляют психическое здоровье ребенка, что можно рассматривать как значительный психологический и коррекционный фактор;
- способствуют восстановлению эмоционального равновесия детей, устранению имеющихся нарушений поведения.
В отличие от обычного занятия изобразительным искусством основные цели изотерпевтического занятия не обучающие, а психотерапевтические и коррекционные. Поэтому педагог ориентируется, прежде всего, на процесс, а не результат и избегает оценочных суждений и сравнений деятельности ребенка. Изобразительное искусство — является средством, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.
Я работаю с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей этого возраста одним из наиболее близких и естественных видов деятельности является изобразительная деятельность. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Занятия по изобразительной деятельности особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи, и на мыслительной деятельности. В процессе работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Кроме того, изобразительная деятельность имеет большое значение и в решении задач эстетического воспитания. Специфика совместной деятельности педагога с детьми изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Чтобы не ограничивать детей в выражении своих впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Поэтому на своих занятиях с детьми изобразительным искусством широко использую элементы изотерапии, особенно нетрадиционные техники. Именно нетрадиционные техники рисования составляют основу изотерапии. Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических, психических, умственных процессов и на всё развитие ребёнка в целом.
Изотерапевтические техники рисования, (такие как монотипия, кляксография, рисование ладошкой и пальцами, пластилинография, рисование губкой, ватной палочкой, печатание, рисование сыпучими материалами др.) которые наиболее доступны и интересны для особых детей, позволяют развивать фантазию, воображение, творчество. Необычные техники позволяют ребёнку преодолеть страх перед чистым листом, боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым, а также позволяют ощутить яркие положительные эмоции. Результат очень эффективный и почти не зависит от умения и способностей ребенка, так как материалы достаточно просты, процесс работы интересен и напоминает игру. Коллективное рисование - один из приемов изотерапии, который направлен на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений. Такие задания на совместную деятельность можно выполнять в паре, или группой детей.
Как показывает мой педагогический опыт включение элементов изотерапии в работу с детьми с особенностями развития способно значительно оптимизировать развитие ребёнка, повысить мотивацию. Использованием элементов арт-терапии на занятиях изобразительным искусством способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит работать с разнообразным материалом. Такие занятия с детьми с ОВЗ дают нам следующие результаты:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Снятие физического и психологического напряжения.
- Увеличение периодов работоспособности детей.
- Увеличение способности детей к концентрации внимания.
- Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
- Помощь детям в преодолении барьеров в общении.
- Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
- Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности
-Развитие речи, пополнение словарного запаса.
Использование изобразительной деятельности как средства коррекции недостатков дает положительный результат и динамику в развитии детей с ОВЗ.
Литература:
Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие по коррекционной педагогике. / Под ред. Т.Г. Неретиной. М.: Издательство «Флинта». 2011-С.38
Культурные практики как средство социализации ребенка //: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход Москва, 2016.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовани /. Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская, Т.А. М.: Издательский центр «Академия». 2001.
Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин/ Гринина Е.С., Колчина А.Г., Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В., Кухарчук О.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2015.
1 Лукашенко Н.П., Лукашенко Д.А. Артпедагогика как средство коррекции и развития детей с ОВЗ // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/-С.1