СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработки занятий с учащимися, полезные для использования (частично или полностью) на уроках обществознания, светской этики, классных часах (основные понятия: духовная культура, человек, взаимодействие, жизнь, выбор и пр.)
Занятие может проводиться в форме классного часа, а также в рамках таких предметов как обществознание, ОБЖ, светская этика.
Тема занятия: «Я познаю себя»
Цели: формирование у детей и подростков навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, профилактика суицида, создание условий для успешной социализации личности каждого обучающегося коллектива класса, осознание каждым обучающимся своей индивидуальности; чувства коллективизма.
Оборудование: ИК- оборудование, ролик «Счастье».
Формы работы: индивидуальная работа и в малых группах, психологические упражнения.
"Кто хочет - ищет способ,
кто не хочет - ищет причину"
Сократ
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие. Целеполагание.
Учитель. Сегодня мы поговорим о самих себе, о том, как мы все похожи и какие мы разные одновременно. А еще о том, что жизнь – это великий дар человеку…
Упражнение “Грецкий орех”(активизация учащихся, актуализация знаний)
Цель: осознание каждым обучающимся своей индивидуальности.
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, “неровности”, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Орешки можно подарить участникам занятия на память.
Проведение тренинга.
Правила работы группы:
1. Говорить по одному.
2. Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
3. Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
4. Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
5. Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
Знакомство.
Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.
1. Упражнение. Имя + что обо мне никто не знает. – 10 мин
Цель: познакомить. Открыть для участников новые грани одноклассников.
Инструкция:
Сейчас тот у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: « Я Маргарита Николаевна, никто не знает что я…..»
2часть: А теперь мы с вами делаем наоборот, тот у кого мячик кидает его любому участнику и называет его имя и то что о нем узнал. Например : Ваня, я узнала что ты…»
2. Упражнение . Продолжи фразу. – 10 мин.
Цель. Узнать друг друга. Саморефлексия.
Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
- Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что я…
- Мне бывает стыдно, когда я….
- Верю что я…
- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
- Иногда люди не понимают меня, потому что я….
Упражнение «Письмо себе»
Каждому участнику выдается лист бумаги, на котором необходимо написать ответ на следующий вопрос: каким я буду после прохождения тренинга «Взрослые шаги», что изменится в моей жизни?
Упражнение «Мнение»
Ведущий раздает каждому участнику по две заранее приготовленные
карточки, красную и зеленую.
У вас в руках карточки двух цветов – красный и зеленый. Сейчас я буду читать утверждения, и, если вы с ними согласны, вы поднимаете зеленую карточку, а если не согласны – красную.
Итак, утверждения.
1. Друг – это человек, который затебя горой.
2. Мнение друзей изнакомых очень важно.
3. Человек – существо общественное.
4. Прежде чем что-то сделать, нужно посмотреть, к какому результату это действие привело остальных.
5. В жизни надо попробовать все.
6. Все в этой жизни решают связи.
7. Друзья плохого не посоветуют.
8. Для каждого человека существуют свои собственные правила, законы и
нормы.
9. Если твои знакомые говорят, что ты прав, значит, так и есть.
10. Лучше уступить, чем потерять друга.
После каждого утверждения следует обсудить мнения участников.
Итак, если вы подняли зеленую карточку больше трех раз, то вы, как и большинство из нас, подвержены влиянию со стороны окружающих. Иногда это влияние идет нам на пользу, иногда является вредоносным, все зависит от человека, и от людей, которые его окружают. Но как понять, какой перед тобой человек? И насколько безопасно его поведение?..
«Разговор руками»
Группа делится на разнополые пары, которые рассаживаются вполоборота.
Итак: Мы объединились в пары. В каждой выберите ведущего и ведомого. Теперь закройте глаза. Найдите в парах ладошки друг друга. Теперь каждый ведущий должен попробовать свой правой рукой что-то сказать руке партнера. Имеется в виду ладошка, пальцы, запястье, тыльная сторона руки партнера. Вы можете прикасаться, теребить, сжимать, тереть, что-то еще, но своими движениями обязательно старайтесь донести до своего партнера свою мысль. Если партнер четко представляет, что ему говорят, т.е. что делают с его рукой, он должен «отзеркалить» эту фразу, т.е. сделать то же самое с левой рукой ведущего. Первый после этого говорит правой рукой вторую фразу, второй «зеркалит» первому, и.т.д.
Обсуждение: расскажите, как вам удалось поговорить с партнером? Поняли ли вы друг друга? Что вы чувствовали в этом упражнении?
Затем партнеры меняются местами, после чего отвечают на вопрос « Что легче говорит или понимать?»
«Удивление»
Делятся на пары, закрывают глаза. И один руками начинает изучать голову и лицо. Второй пытается показать, что ему нравится или не нравится, не трогая другого руками (это упражнения на доверие).
Давайте вместе подумаем, как можно предотвратить конфликты.
Как вести себя при конфликте? Мозговой штурм. Например:
1. Имейте свою четкую позицию, но не пытайтесь навязать ее окружающим, ибо в споре рождается только спор, а не истина.
2. Будьте добрее и терпимее.
3. Расставляйте приоритеты – не всегда ситуация, из-за которой конфликт вот-вот разгорится, стоит того.
4. Помните о своем эмоциональном состоянии: если эмоции зашкаливают, лучше повременить с разрешением ситуации, ведь эмоции – не самый хороший советчик.
5. Относитесь к ситуациям с юмором.
6. Давайте людям право на ошибку.
7. Не переходите на личности: оценивайте ситуацию в целом, а не человека.
И др.
Мы с вами разобрали способы, как можно избежать конфликта, но представьте себе, что ни один из них по каким-то причинам не сработал, и конфликт все-таки разгорелся. Как можно вести себя в конфликтной ситуации?
Выслушайте мнение участников. Обсудите предложенные варианты поведения, анализируя для каких ситуаций предложенные варианты будут хороши, для каких– нет.
Информационный блок (как вести себя в конфликтной ситуации.)
1. Соперничество приемлемо, когда:
• необходимы быстрые решительные действия;
• есть 100% уверенность в правильности выбранного решения, и его необходимо отстоять.
2. Сотрудничество приемлемо, когда:
• общая конечная цель от разнообразия позиций только выиграет;
• нужно преодолеть негативные эмоции, возникшие за время общения.
3. Избегание приемлемо, когда:
• предмет разногласий несущественен и есть другие более важные дела;
• отсутствует возможность удовлетворить собственные интересы;
• вероятность разрушить отношения больше, чем улучшить их;
• надо дать людям возможность успокоиться, отойти от переживаний;
• другие люди могут решить конфликт более эффективно;
• перед принятием конкретных действий необходимо собрать информацию.
4. Приспособление приемлемо, когда:
• есть необходимость прислушаться к иной точке зрения, показать гибкость взглядов;
• предмет разногласий важнее для других;
• важны гармония и стабильность отношений.
5. Компромисс приемлем, когда:
• цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к жестким мерам для их достижения;
• оппоненты имеют одинаковую силу, но стремятся достичь разных целей;
• можно придти к временному соглашению по важным вопросам;
• можно найти приемлемое решение при недостатке времени;
• нужно сделать «шаг назад», если сотрудничество и конкуренция не помогают достичь целей.
Молодцы! Мы сегодня очень продуктивно поработали! Теперь по традиции наш круг эмоций.
Упражнение «Круг эмоций».
У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соответствует определенной эмоции. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге – от «0» до «5». Предлагаю вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну эмоцию или несколько, в зависимости от того, что вы сейчас чувствуете.
Обратная связь. В заключении я хотела бы вас спросить, что было интересно, что полезно? Что понравилось? (Участники высказываются по кругу)
4. Почему человек лишает себя жизни?
Учитель: Сегодня мы с вами говорим о взаимодействии человека с окружающими. Но бывает так, что человек сам лишает себя этой возможности. Одной из самых серьезных проблем является самоубийство. Важно понять, что это большая и непоправимая ошибка, как бы ни складывалась жизнь. И никогда не забывайте: жизнь – то, что нам даровано, и безопасность жизни, и ценность ее должны в полной мере соблюдаться и чувствоваться. Пока человек жив, все можно исправить, и наоборот…
Феномен самоубийства был известен во все времена. При рассмотрении психологического аспекта суицида различают три различных его типа:
* Это, прежде всего эгоистическая форма суицида, при которой цепью человека являемся, он сам (он может быть молодым или пожилым, один или живущим с семьей, но занятым преимущественно собой);
* Самоубийство из альтруистических побуждений (люди, объединяющие какую - либо социально - религиозную группу, рассматривающие самопожертвование как нечто святое;
* Другой формой суицида является добровольное лишение себя жизни, как от отчаяния. В данном случае речь идет о реакции на сложное внутреннее переживание, с которым человек не смог справиться.
Как мы можем предотвратить самоубийство.
Большинство из нас ответит на крик о помощи. Если Вы заметили в человеке склонность к самоубийству, следующие советы помогут Вам изменить ситуацию:
1 Внимательно выслушайте решившегося па самоубийство человеку.
2.Оцените серьезность намерений и чувств этого человека.
3.Оцените глубину эмоционального кризиса.
4.Внимательно относитесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
5.Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве.
6.Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должен ввести Вас в заблуждение.
7. Поддерживайте его и будьте настойчивы.
8. Оцените его внутренние резервы.
9 .Помощь должна быть конкретной.
10. Обратитесь за помощью и консультацией.
Самоубийство также осуждается и в религии.
В исламе самоубийство всегда запрещалось и считалось Кораном тяжелейшим из грехов. Правоверные мусульмане верят, что их судьба предначертана им великой волей Аллаха, и она определяет всю их жизнь, поэтому они обязаны благодарить Аллаха за все происходящие деяния и смиренно сносить все удары судьбы.
Древние иудеи также отрицательно относились к самоубийствам во все времена. Иудаизм относится к человеческой жизни творчески, как к истинной непреходящей ценности. И человек в этом смысле не является соперником Богу, он, скорее, его партнер в продолжающейся работе творения. И поэтому все попытки к самоубийству рассматриваются как тяжкое преступление, подлежащее суровому суду и наказанию.
Как и другие мировые религии, буддизм осуждает самоубийство. Отношение к наложившим на себя руки в буддизме не столь жесткое, как в исламе или христианстве. Но добровольное прекращение жизни в «драгоценном человеческом теле» считается результатом глубокого неведения или неконтролируемых аффектов. Суицид полагается не столько грехом, сколько огромной ошибкой, бесконечно далеко отдаляющей человека от нирваны.
В христианских традициях самоубийство попадает под первый прямой запрет Бога - «не убий». Самоубийство у христиан всегда считалось одним из тяжелейших грехов, поскольку являясь Творением Бога, человек не может распоряжаться и губить то, что ему не принадлежит – свою жизнь. Самоубийцы лишаются отпевания и прощения грехов перед погребением. Единственным исключением могут считаться признанные Церковью сумасшедшие, которые покончили с жизнью в состоянии крайнего помутнения рассудка. В раннем христианстве самоубийц даже хоронили вне кладбища. А в загробной жизни самоубийцам всегда предрекалось вечное мучение в аду.
Рефлексия.
Учитель: в завершении мне хотелось бы рассказать вам притчу:
Мы всегда делаем выбор сами, и только вы решаете, какими вам идти по жизни…
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Обсуждение. Беседа. Ответы учащихся на вопросы: Что понял? Чего хотелось бы? Хочу ли измениться? Что можно пожелать присутствующим? и т.п.
Рефлексия. Редактироване по кругу. Ответ на вопрос: Для чего я живу на свете? (каждый пишет ответ на листе и, загибая, передает дальше. Затем ответы зачитываются учителем).
Домашнее задание : принести запись своей любимой песни ( почему именно это песня - прокомментировать).
Урок на тему : «Мир человека и человек в мире» (метапредметный урок).
Школа сегодня стремительно меняется, ей необходимо отвечать новым требованиям. Сегодня важно не только дать ребенку больший багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться. И в этом помогает метапредметный подход в обучении.
«Метапредметный урок - это урок, с помощью которого происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения; обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания; можно подготовить ребенка к реальной жизни; в общее содержание образования включается метапредметное содержание; учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности; вся сложность мира представляется через изучаемый предмет».
Мало это или много — создать всего одну книгу,
но изменившую сознание миллионов людей?..
(Д. Корсаков)
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
(А.Чехов)
Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с такими понятиями как духовная культура человека, взаимосвязь человека и окружающего мира, показать глубину и разнообразие человеческих взаимоотношений, взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека; создать условия для формирования способности к саморазвитию, развитию коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств.
Воспитательная цель урока: дать представление о том, что все в мире взаимосвязано, человек должен принять правильное решение, делая свой морально-нравственный выбор; воспитание чуткости души.
Развивающая цель урока: развитие коммуникативной культуры, интеллектуального эмоционального развития учащихся через познание окружающего мира, окружающей их действительности и месте человека в этом мире, развитие лучших качеств в себе и способности к анализу различных жизненных ситуаций, формирование установки на самоанализ.
Оборудование урока: проектор, компьютер, иллюстративный материал, слай-презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Мотивация учебной деятельности, объявление темы урока, целеполагание.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о … нас самих!.. О том, что делает человек, придя в этот мир, поразмышляем, какой след человек оставляет после себя, как он может проявить себя в жизни.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Основная часть, усвоение материала.
Учитель: Человек живет на земле один раз. Как говорил Н.Островский, человеку дается жизнь один раз. Раз он появился на свет, он должен жить, творить, радоваться жизни, но не должен забывать, что этого мало. Человек, живущий только для себя, для собственного блага, это уже не человек. Он должен проявить миролюбие, любить окружающих и помогать им. Прежде всего, человек должен остаться человеком. Люди должны не только жить, трудиться, они еще должны совершать поступки, которые помогают стать лучше самому человеку и изменить окружающий мир к лучшему. Люди создают культура, а уровень культуры иллюстрирует развитие человека, мы с вами уже знаем, что все в мире взаимосвязано.
Я предлагаю вам окунуться в прекрасный мир, созданный человеком… (Под классическую музыку - показ слайдов с картинами известных художников: Леонардо да Винчи, Карл Павлович Брюллов, Василий Васильевич Кандинский, Константин Алексеевич Коровин, Караваджо, Адамович Кипренский ,Павел Петрович Чистяков, Валентин Александрович Серов и др.)
Беседа по вопросам: Поговорим?.. (учитель задает вопросы: что увидели, какие мысли, эмоции вызвали картины и музыка?..)
Вопрос урока: что составляет духовную культуру человека?
Учитель выслушивает ответы учащихся.
- Мы еще вернемся к этому вопросу, хотелось бы, чтобы по ходу урока вы смогли дополнить определение этого понятия.
Выводится определение понятия: духовная культура - это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Ведь любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой-то проект воплощают в себе определенные знания, а удовлетворяя человеческие потребности, становятся ценностями. Иными словами, продукты материальной культуры, прежде чем они были созданы, должны были появиться у их создателей в виде чертежей, плана работы — несомненных продуктов духовной культуры.
Учитель: Я хочу познакомить вас с творчеством одного замечательного человека. (демонстрируется портрет режиссера А. Тарковского).
Знаете ли вы, кто это?..
Через фильмы Андрея Тарковского входит русская корневая культура, осознание того, что есть Отечество.
«Узы любви к Отечеству, к его святыням протянуты к его произведениям из далеких духоносных веков. И в то межеумочное время, на годы которого пришлись даты жизни Андрея Арсеньевича, его произведения стали одним из тех исповедальных каналов, по которым передавался следующим поколениям духовный русский код, не угасший даже в период безбожия».
Андрей Тарковский тоже сумел выполнить поручение Божией красоты, гармонии, страдания и сострадания, которые, как мы понимаем, и были частью его дара.
Работа с текстом:
А. Тарковский: «Основное значение искусства, культуры не в том, чтобы доносить идеи, пропагандировать мысли, служить примером. Цель искусства — подготовить человека, возвысить его душу, чтобы она могла обратиться к добру. Шедевр так воздействует на человека, что он начинает ощущать в себе тот же призыв к правде, которым руководствовался художник, создавая его. Когда устанавливается контакт между художественным произведением и человеком, воспринимающим его, последний испытывает очищающее душу потрясение.
Когда зритель оказывается в поле, излучаемом великим произведением искусства, раскрываются лучшие стороны его души, стремящейся к освобождению. В такие моменты происходит осознание и открытие себя как личности, приходит ощущение безграничности творческого потенциала, бездонных глубин наших чувств»
Беседа по вопросам: Что автор считает главным в творчестве? Какие понятия можно выделить в тексте? Какие можно сделать выводы?
Учитель: Возвращаясь к вопросу, что же такое духовная культура человека, я прошу вас выбрать для себя одну из приведенных цитат, которая, по вашему мнению, отражает действительность:
«Мы слишком цивилизованы, но недостаточно культурны». (И. Кант)
«Мы слишком цивилизованы, чтобы быть культурными» (О. Шпенглер)
Демонстрируется ролик из исторической хроники, когда разрушались культурно-исторические памятники, духовные ценности (церкви и др.)
Организовывается дискуссия, учащиеся высказывают свое мнение, приводят аргументы.
- Работа с текстом. Сказка В. Вересаева «Состязание» (учащимся было дано опережающее задание – ознакомиться с этим произведением).
Учитель: Вересаев раскрывает тему правильного взгляда на человеческую красоту. И порой достаточно лишь открыть свое сердце, и внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть глубинную, настоящую красоту человека. Писатель учит нас искать ее не глазами, а душой, и никогда не забывать об том, что ее можно увидеть лишь изнутри. В этом состоит одна из главных ценностей человеческой жизни.
Задание для работы в малых группах. Ответить на вопрос: Что такое истинная красота?
После работы в группах и ответов учащихся организуется дискуссия, в ходе которой выделяются такие понятия как: свобода, познание, истина, красота, талант, признание и др.
Учитель: (Проблемно-тематический анализ произведения)
В сказке В.Вересаева "Состязание" сравниваются взгляды разных людей на красоту. Прочитав это произведение, можно увидеть удивительную связь внутреннего мира человека с искусством.
Дважды - Венчанный видел высшую красоту только во внешности. Он считал, что красива лишь та, чья фигура стройна, а глаза ясны. Он не мог увидеть красоту души, прекрасный характер, доброе сердце. Точнее, мог, но не замечал и не хотел заметить, ставил внутренний мир на второй план.
Для Единорога же главное - это душа и характер человека. На состязании он выступил с картиной, в которой воплотил всю прелесть своей возлюбленной Зорьки через её прекрасную простоту и блаженный свет в глазах.
Обе картины оценивала публика, собравшаяся, чтобы посмотреть на состязание. Когда люди увидели картину Дважды - Венчанного, их души наполнились тоской. Мужчины сравнивали Фиалковенчанную со своими женами и думали, как же они могут жить с такими некрасивыми женщинами. После того, как упал покров с картины Единорога, сначала по толпе прокатились возмущенные возгласы. Но шум постепенно стих. Люди всматривались в глаза Зорьки и Видели ту самую красоту, которую раньше не замечали. "Казалось, будь она безобразна, как дочь кочевника, с приплюснутым носом и глазами, как щелки, - само безобразие, освещенное изнутри этим чудесным светом, претворилось бы в красоту небывалую." Мужчины снова посмотрели на своих жен, и поняли, как долго не замечали того, самого прекрасного, что в них есть - души и сердца.
Сказка "Состязание" учит нас видеть не только внешнюю, но и внутреннюю красоту человека. Истинная красота - рядом с нами, нужно лишь суметь отыскать, увидеть её изнутри…
- Ученик читает стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» (было дано опережающее задание - прочитать стихотворение).
Организуется беседа по вопросам, дискуссия.
- Какое впечатление оставило у вас содержание этого стихотворения? Какой внутренний мир у этой девочки? В чем же заключается счастье бытия, по мысли автора? Какую основную мысль пытается донести автор вначале? («бедная дурнушка» в сердце которой, однако, живет «чужая радость так же, как своя»…) Мы видим, что может статься с девочкой в будущем. Чего так боится автор? (ответы учеников). А вторая часть? (Авторское размышление по поводу увиденного, убежденность в силе и красоте человеческой души, в том, что с нами происходит чудо: ведь хотя мы и помним «некрасивость» девочки, но все-таки любуемся ею, потому что поэт дал нам разглядеть драгоценный огонь, таящийся в этом крохотном существе). «Ни тени зависти, ни умысла худого», « ей все на свете так безмерно ново, так живо все, что для других мертво!» Какую сокровенную мысль доносит до нас автор? («Младенческую грацию души, охваченную счастьем бытия»). Что поймёт девочка, когда подрастёт? Какое чувство испытает она? Почему поэт надеется, что девочка преодолеет свою боль? Что значит “чистый пламень”, “переболит боль”, “перетопит камень”? Что ей поможет в этом? (“младенческая грация души”). Как вы понимаете эти строки? Что Н.А.Заболоцкий говорит о красоте человека? О какой красоте говорит поэт? Что такое внутренняя красота? Что вы по этому поводу думаете?
Учитель: Сам поэт обладал этими качествами. Современники отмечали в нем “величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность- то, что входит в понятие “грация души”. Его стихи очищают и согревают душу читателя.
Поэт считал, что красота человеческой души сотворена Богом, имеет бездонную глубину, свою реальность, свою прелесть, в которой отражается вся скорбь бытия.
Рассмотрите репродукцию картины Ф.Рокотова «Портрет А.Струйской». Опишите красоту этой женщины.
Практическая работа. «Лестница жизни».
Учащимся предлагается перечитать эпиграфы к уроку и на листе бумаги нарисовать «свою лестницу жизни». На каждой ступеньке написать истинные ценности, которые они хотели бы обрести.
Учитель: Мы сегодня говорили о человек и его роли в этом мире.
Человек – единственное существо на земле, способное к размышлениям, рефлексии и возможности делать логические умозаключения. Поэтому вопрос о его назначении на земле не является философским, а скорее личностным, глубоко индивидуальным для каждого. Жить – это значит самостоятельно отвечать на вопросы, которые возникают в разных ситуациях и не имеют готовых решений. Вопросы о назначении человека поднимались во всех исторических эпохах и выливались в сказания, мифы, трактаты, религиозные учения, философские учения. Только человека отличает наличие духовного и ценностного мира.
Мне бы хотелось показать вам удивительную подборку фотографий!.. (ссылка на фотоальбом: http://safari-mir.ru/blog/43573740925/Ischezayuschaya-Rus.-Ochen-pechalnaya,-no-bezumno-krasivaya-podb )
Дискуссия.
Какие чувства вызывают фотографии? Что сразу бросается в глаза? Какую социальную проблему мы можем выделить, глядя на фото?
Разговор выводится к таким понятиям как красота, ценность, память, достижения, разрушение, кризис, непреходящие ценности, возрождение, духовность и др.
Учитель: Такая необъятная наша страна, огромная и прекрасная!.. Как сложна история нашего Отечества, сколько пришлось испытать нашему народу… И в этих фото, не смотря на то, что они заставляют сжиматься сердце от боли, столько смысла, столько, красоты и столько вопросов… И нам с вами еще не раз придется вернуться к этим вопросам…
Подведение итогов.
Давайте вспомним, какой вопрос мы задали в начале урока? Что такое духовная культура человека? (учащиеся высказываются)
Духовность человека. В чем же состоит понятие духовности человека? Любое животное относится к миру с позиций полезности для себя, человек же старается постичь глубинную суть каждой вещи и явления. Для этого ему необходимо отключиться от реальности, встать выше своих интересов, не рассматривать вещь, либо явление с позиций личностной выгоды. Любая интеллектуальная деятельность есть духовная деятельность человека.
Этические ценности, в конечном счете, определяют, насколько деятельность человека отвечает его внутренним понятиям и жизненным установкам. Духовные способности даны человеку для совершения действий и без применения они остаются лишь возможностями. Человек сам решает: оставаться ли ему в мире вещей или подняться к вершинам духовной жизни. Ответом станет выбор целей и задач жизни.
Духовности учит нас и вера. Посмотрите, какие прекрасные образы создает человек, когда он проникнут верой! (демонстрация – символы веры)
Рефлексия.
Для чего мы изучали эту данную тему, как это пригодится в будущем? Чего мы достигли? Что было самым интересным? Трудным? Как оцениваете свою работу?
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы, чтобы самим оценить себя:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
В конце урока звучит музыка Л.Бетховена.
Приложение
Викентий Викентьевич Вересаев Состязание
«В.Вересаев «Повести и рассказы»»: Литература артистикэ; Кишинев; 1982
Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды‑Венчанный – на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе некоторый страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.
Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды‑Венчанный – на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе некоторый страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.
Глашатаи ходили по городу и привычно зычными голосами возвещали на перекрестках состоявшееся постановление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.
Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина окажется достойною украсить собою лучшую площадь великого города, тот будет награжден щедрее, чем когда‑то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя – Трижды‑Венчанный.
Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды‑Венчанный, в дорожной шляпе и с котомкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золотом в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие глаза смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж виноградников каменистая дорога.
Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатленную в женском образе.
У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секирою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, выпрямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.
– Учитель, радуйся! – весело приветствовал он путника.
– Радуйся, сын мой! – ответствовал Дважды‑Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.
– В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.
И с большою поспешностью ответил Дважды‑Венчанный:
– Охотно, сын мой!
Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обрубок и крикнул, ликуя:
– Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!
Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, свешивавших над их головами черные свои гроздья. С робким благоговением поглядывая на великого, Зорька поставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.
И спросил Единорог:
– Куда собрался ты, учитель?
Дважды‑Венчанный поставил кружку и удивленно поглядел на него.
– Разве ты не слышал, о чем третий день кричат глашатаи на площадях и перекрестках города?
– Слышал.
– И… думаешь выступить на состязании?
– Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испугался ее.
– Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?
– Куда?
– Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где‑нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена – в гордую ли царевну, в дикую ли пастушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь виноградаря.
Единорог беззаботно усмехнулся.
– Я уж нашел ее.
Сердце Дважды‑Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуху, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь получить правдивого ответа:
– Где ж ты нашел ее?
– А вот она!
И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было лукавства.
Дважды‑Венчанный в изумлении смотрел на него.
– Она?
– Ну да!
Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.
– Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золотистые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но подумай: та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.
– Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, – восторженно сказал Единорог.
И взяло на минуту сомнение Дважды‑Венчанного: не обманул ли его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные глаза, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюбленные!
В груди учителя забился ликующий смех, но лицо осталось серьезным. Он встал и, пряча лукавство, сказал:
– Может быть, ты и прав. Блажен ты, что так близко нашел то, что мне предстоит искать так далеко и долго… Радуйся! И ты радуйся, счастливая меж дев!
Когда Дважды‑Венчанный вышел на дорогу, он вздохнул облегченно и успокоенно: единственный опасный соперник сам, в любовном своем ослеплении, устранил себя с его пути. Спина старика выпрямилась, и, сокращая путь, он бодро зашагал в гору по белым камням русла высохшего горного ручья.
Дважды‑Венчанный переходил из города в город, из деревни в деревню, переплывал с острова на остров. Не зная усталости, искал он деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту. Он искал в виноградниках и рыбачьих хижинах, в храмах и на базарах, в виллах знатных господ, в дворцах восточных царей. Славное имя его открывало перед ним все двери, делало его повсюду желанным гостем. Но нигде не находил он той, которую искал.
Однажды, в месяц ветров, за морем, он увидел у городских ворот едущую на мулах восточную царевну и остановился и с минуту жадно смотрел на ее сверкающую красоту.
И подумал в колебании:
– Может быть, она?
Но сейчас же преодолел себя, отвернулся и решительно зашагал дальше.
– Может быть? Значит, не она… Истинная красота как светляк, – сказал он себе. – Когда ночью ищешь в лесу светляков, часто бывает: вдруг остановишься, – «стой! Кажется, светляк!» Кажется?… Не останавливайся, иди дальше. Это белеет в темноте камушек или цветок анемона, это клочок лунного света упал в чаще на увядший листок. Когда ясным своим светом, пронзая темноту, засветился светляк, – тогда не спрашиваешь себя, тогда прямо и уверенно говоришь: это он!
Месяц шел за месяцем. Отшумели на море равноденственные бури, осыпались листья с дубов. Все ниже стало ходить солнце, все глубже заглядывать в окна хижин. Туманные тени поползли по волнам остывающего моря. Горы надели на головы белые шапки, ледяной ветер гнал по долинам сухой, шуршащий снег. И опять солнце стало ходить выше. Перед утреннею зарею выбегал из‑за гор небесный Стрелец и целился стрелою в изогнутую спину сверкающего Скорпиона. Больше пригревало теплом.
А Дважды‑Венчанный странствовал.
Был месяц фиалок. Путник расположился на ночлег на песчаном берегу бухты. Отпил из фляги вина, перекусил куском черствого ячменного хлеба с овечьим сыром, сделал себе ложе: нагреб для изголовья возвышение из морского песку, разостлал волосяной свой плащ и склонился на ложе головою.
В теле была усталость, в душе – отчаяние. Никогда, никогда, казалось ему, не найдет он того, чего ищет. Не найдет, потому что не способен найти.
С полуденной стороны, от гор, дул теплый ветер, и весь он был пропитан запахом фиалок. Там, на горных перевалах, лесные поляны покрыты сплошными коврами фиалок. Сегодня вечером он шел тропинкою по этим, перевалам и любовался всем, что кругом, и вдыхал целомудренные запахи ранней весны. А теперь, когда сумерки одели горы, когда в теплом ветре издалека несся запах фиалок, ему казалось: там все прекраснее, таинственнее и глубже, чем он сумел увидеть вблизи. А пойдет туда, – и опять красота отодвинется, и опять будет хорошо, но не то… Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком ни в какие формы природы?
Оглянулся Дважды‑Венчанный на все, что сотворил за свою жизнь, что сделало его славным на весь мир, и припал лицом к изголовью. Противно стало ему и стыдно за неумелые его намеки на то великое и непостигаемое, что носилось перед его тоскующими глазами и чего никогда он не мог воплотить в формы и краски.
Так он и заснул, уткнувшись лицом в жесткий свой плащ. С гор все дул теплый ветер, пропитанный запахом фиалок, и вздыхало вдоль берега вечно тоскующее, не знающее спокойствия море.
Когда Дважды‑Венчанный проснулся, над морем занималась зеленовато‑золотистая заря. Горы, кусты, колючая трава на берегу стояли в ровном сумеречном свете, – мягко светящиеся, объединенные; свет обнимался с тенью. Потом запылал над морем огромный, ясный костер, без дыма и чада, медленно вылетело из него солнце и ударило лучами по земле. И отшатнулся свет от тени, и разъединились они. Ярче стал свет, чернее тень.
Дважды‑Венчанный взглянул на мрачные, утонувшие в тени горы. Взглянул – и вскочил на ноги быстро, как юноша. С предгорного холма, залитая лучами солнца, спускалась стройная дева в венке из фиалок. И сотряслась душа художника до самых глубин, и сразу, без колебаний, без вопросов, с ликованием воскликнула душа:
– Это – она!
Дважды‑Венчанный упал на колени и в молитвенном восторге простер руки к светозарной деве.
Настал месяц винограда. Площадь Красоты, как море, шумела народом. В глубине площади возвышались два огромных, одинаковой величины, прямоугольника, завешанных полотном. Возле одного стоял Дважды‑Венчанный, возле другого – Единорог. Толпа с обожанием смотрела на уверенное, сурово‑спокойное лицо Дважды‑Венчанного и посмеивалась, глядя на бледное под загаром лицо красавца Единорога.
Граждане кричали:
– Единорог! Беги со своею мазнёю, не срамись.
Единорог в ответ встряхивал курчавыми волосами и вызывающе усмехался, сверкая зубами.
Старец в пурпуровом плаще и с золотым обручем на голове ударил палочкой из слоновой кости по серебряному колоколу.
Все притихли. Старец простер палочку к картине Дважды‑Венчанного. Полотно скользнуло вниз.
Высоко над толпою стояла спускающаяся с высоты, озаренная восходящим солнцем дева в венке из фиалок. За нею громоздились темно‑серые выступы суровых гор, еще не тронутых солнцем. По толпе пронесся гул, и вдруг стало на площади тихо, как знойным полднем в горном лесу.
Божественно‑спокойная, стояла дева и смотрела на толпу большими глазами, ясными, как утреннее небо после грозы. Никто никогда еще не видал в мире такой красоты. Она слепила взгляд, хотелось прикрыть глаза, как от солнца, только что вышедшего из моря. Но падала рука, не дошедши до глаз, потому что не могли глаза оторваться от созерцания. А когда отрывались и смотрели по сторонам, было с ними, как после взгляда на солнце, только что вышедшее из моря: все вокруг казалось темным и смутным. Тело, какого еще не обнимала ни одна мужская рука, сквозило сквозь легкую ткань. Но не было вожделения. Было только молитвенное склонение и блаженная, нездешняя печаль.
Темные горы были за девой, и темно стало кругом на площади. Девы и жены пристыженно отвращали лица в сторону, а юноши и мужи глядели на Фиалковенчанную, переносили взгляд на своих возлюбленных и спрашивали себя: что же нравилось им в этих нескладных телах и обыденных лицах, в этих глазах, тусклых, как коптящий ночник?
Старый погонщик мулов, с брюзгливым лицом и щетиною на подбородке, искоса оглядывал свою старуху: была она жирная, с отвислым подбородком и огромной грудью, с лицом, красным от кухонного чада. Взглянул он опять на Фиалковенчанную и опять на жену. Больно ущемила тоска по красоте его жесткое, как подошва, сердце, и страшно стало ему, с кем суждено проводить ему его трудную, серую жизнь.
Долго стояли люди в благоговейном молчании, и смотрели, и что‑то шептали. И всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою.
Старец в красном плаще стряхнул с себя очарование и встал. Было лицо его строго и торжественно. С усилием, как бы свершая вынужденное кощунство, протянул он палочку ко второй картине.
Покров упал.
Ропот недоумения и негодования прошел по площади. На скамье, охватив колено руками, подавшись лицом вперед, сидела и смотрела на толпу – Зорька! Люди не верили глазам и не верили, чтоб до такой наглости мог дойти Единорог. Да, Зорька! Та самая Зорька, что по утрам возвращается с рынка, неся в корзине полдесятка кефалей, пучки чесноку и петрушки; – та самая Зорька, что мотыжит за городом свой виноградник и по вечерам доңт на дворике коз. Сидит, охватив колено руками, и смотрит на толпу. За нею – полуоблупившаяся стена хижины и косяк двери, над головою – виноградные листья, красные по краям, меж них – тяжелые сизые гроздья, а вокруг нее – горячая, напоенная солнцем тень. И все. И была она на картине такая же большая, локтей в двадцать, как и божественная дева на соседней картине.
– Хоть с гору величиной нарисуй, лучше не станет! – крикнул озорной голос.
И все засмеялись. Раздался свист, шип. Кто‑то завопил:
– Камнями его!
И другие подхватили:
– Побить камнями!
Но вот шум начал понемногу затихать. Кричащие и хохочущие рты сомкнулись, поднятые с камнями руки опустились. И вдруг стало тихо. Так иногда неожиданно налетит с гор ветер, – завоет, завьется, поднимет к небу уличную пыль – и вдруг упадет, как в землю уйдет.
Люди смотрели на Зорьку, и Зорька смотрела на них. Один юноша в недоумении пожал плечами и сказал другому:
– А знаешь, я до сих пор не замечал, что Зорька так прелестна. Ты не находишь?
И другой ответил задумчиво:
– Странно, но так. Глаз не могу оторвать.
Высоко подняв брови, как будто прислушиваясь к чему‑то, Зорька смотрела перед собою. Чуть заметная счастливая улыбка замерла на губах, в глазах был стыдливый испуг и блаженное недоумение перед встающим огромным счастьем. Она противилась, упиралась и, однако, вся устремилась вперед в радостном, неодолимом порыве. И вся светилась изнутри. Как будто кто‑то, втайне давно любимый, неожиданно наклонился к ней и тихо‑тихо прошептал:
– Зорька! Люблю!
Люди молчали и смотрели. Они забыли, что это – та самая Зорька, которая носит в корзине тускло поблескивающую рыбу и серебряные пучки чесноку, не замечали, что лицо ее несколько широко, а глаза поставлены немного косо. Казалось, будь она безобразна, как дочь кочевника, с приплюснутым носом и глазами как щелки, – само безобразие, освещенное изнутри этим чудесным светом, претворилось бы в красоту небывалую.
Как будто солнце взошло высоко над площадью. Радостный, греющий свет лился от картины и озарял все кругом. Вспомнились каждому лучшие минуты его любви. Тем же светом, что сиял в Зорьке, светилось вдруг преобразившееся лицо его возлюбленной в часы тайных встреч, в часы первых чистых и робких ласк, когда неожиданно выходит на свет и широко распускается глубоко скрытая, вечная, покоряющая красота, заложенная природой во всякую без исключения женщину.
Прояснилось лицо старого брюзги погонщика, взглянул он на свою старуху, и улыбнулся, и толкнул ее сухим локтем в жирный бок.
– А помнишь, старуха… Гы‑гы!.. У водопоя‑то? Ты поила коз, а я перепрыгнул через плетень… Молодой месяц стоял над горой, цвели дикие сливы…
И, застенчиво улыбнувшись, взглянули на него с оплывшего, багрового лица знакомые, милые, давно забытые глаза, и осветилось это лицо отблеском того вечного света, который шел от Зорьки. Погонщик хихикал и грязною рукою вытирал слезы на гноящихся своих глазах. И казалось ему, – не умел он ценить того, что у него было, и по собственной вине сделал свою жизнь серою и безрадостною.
Это был он, который первым крикнул на всю площадь:
– Да будет Единорог Трижды‑Венчанным!
Николай Заболоцкий
Некрасивая девочка (1955)
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Элементы психологической игры, приведенной в занятии, могут использоваться практически на всех уроках и в любой группе. А материалы, используемые в части «Герой» могут быть полезны на уроках литературы, ОМРКСЭ, обществознания, истории. Кроме того, разные части занятия могу использоваться самостоятельно и независимо друг от друга.
Классный час на тему: « В слове «Мы» сто тысяч «Я»
Цели: способствовать осознанию самих себя как личностей, развивать чувство сопричастности к истории Отечества; привить навыки к самоанализу и самосовершенствованию, предоставить возможность учащимся «примерить на себя» различные социальные роли, отработать навыки работы в группе и межличностного взаимодействия.
«Мы не можем спасти мир, не изменив его»
( Г.Э. Фосдик)
"Наши мечты - дорога в будущее"
Фильм "Авиатор"
Организационный момент.
2.Основная часть.
Учитель: Каждый из нас всегда хочет, от себя чего-то большего. Лучше учиться, быть более успешным, стать более общительным или сильным. Стать лучше, исправить все недостатки. Вырасти в глазах окружающих и своих собственных, как часто люди задумываются над этим изменением собственного характера и ничего не делают. Ведь не все могут заставить себя это делать. Ведь нарисовать идеальный образ в воображение – это одно, а дойти до него путем длительных упражнений. Это совсем другое.
Иногда исправить нам свои мелкие недостатки времени не хватает, что уж говорить о полном личностном перевороте.
Я хотела бы описать идеального человека, на мой взгляд, и описать то чтобы я хотела видеть в себе и знать, к чему стремиться. А затем услышать ваше мнение по этому вопросу.
Черты идеального человека:
Быть лидером
Верить в свои силы
Быть разносторонней и решительной личностью
Быть мужественным целеустремленным человеком
Быть воспитанным и интеллигентным
Быть компетентным и порядочным
Быть добрым, отзывчивым и благородным человеком
Учащиеся высказывают свое мнение.
В мире нет идеальных людей, но каждый из нас должен стремиться к идеалу. Для этого нужно много трудиться, преодолевать себя, через усилие над собой, добиваться большего, каждый день становится сильнее ,умнее, разностороннее. Это сложно, но я желаю себе и всем вам ставить перед собой высокие цели и добиваться их.
Дискуссия по теме: «План нравственно – личностного роста».
Мы с вами на большом пути - это путь к формированию характера, сознательное развитие в себе ценных человеческих качеств.
Человек – то единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, т.е. самосовершенствоваться.
Саморазвитие самовоспитание, должно быть вызвано желанием быть полезным обществу, быть достойным членом коллектива, быть честным и справедливым.
Личностное развитие предполагает самокритичность и смелость в осознание своих ошибок. Без преодоления недостатков и воспитание положительных черт характера самовоспитание невозможно.
Наблюдательность помогает легко отличить хорошее от плохого, красивое от некрасивого, естественное от искусственного, хороший вкус от плохого.
Для себя я сделала вывод, что в человеке, как и в искусстве, форма должна соответствовать содержанию. Внешний облик, как правило, отражает внутреннюю культуру человека.
План нравственно-личностного развития должен иметь временные рамки, мы должны понимать, что за определенный период должны достичь конкретной цели. Например, месяц – на избавление от какого-то комплекса, или за зиму «подтянуть» английский и т.д. В план своего нравственно-личностного развития можно включить:
- развитие коммуникативных качеств т.е.:
Умение правильно и корректно излагать свои мысли;
красиво и четко говорить;
Задавать вопросы правильной формулировки;
Уметь вести беседы на разные темы.
Я считаю, что большую роль в формировании этих качеств характера играет литература, художественные фильмы и общение с интересными людьми.
Как утверждал великий писатель Максим Горький: литература призвана помогать людям познать самих себя, укрепить их веру в себя, бороться против человеческой подлости, искать в людях хорошее, пробуждать чувства стыда, мужества и гнева, и все для того чтобы люди становились благороднее и мужественнее и научились вносить в жизнь прекрасное.
Какие чувства в человеке пробуждает и воспитывает произведение, зависит от того что мы читаем, а также большую роль играет то, как мы читаем. (Обсуждение книг и фильмов, которые вызвали отклик)
Учитель: Человеку важно все выше подниматься в своем личностном развитии. Это очень большая и сложная работа. Но результат стоит затраченных усилий.
В моем понимании, духовное совершенствование заключается в добродушном отношением ко всему человеческому. Но чтобы развить его в себе надо долго и упорно работать над собой и развивать в себе любовь, уважение, порядочность, стараться стать лучше, делиться душевным теплом с окружающими людьми.
Наше занятие разделено на две части: мы поговорим, а потом поиграем. Выводятся слова: герой, идеал, пример. Что вы можете сказать об этих понятиях? (Выслушиваются ответы учащихся.)
Герой - выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги.
Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.// Совершенное воплощение чего-н. книжн.
Пример - для того, чтобы вдохновиться на новые вершины, человеку часто бывает нужен пример для подражания.
А я бы хотела привести вам два убраза, вспомнить о двух людях, которые для меня являются примерами, идеалами, образцами… Один – из мирской жизни, другой - из жизни церковной. Это Замечательный педагог Януш Корчак и русский святой Сергий Радонежский.
Каждый из них является высочайшим примером силы человеческого духа: добрые и сильные, чуткие и смелые, спасшие многих и научившие многому…
Януш Корчак, педагог, писатель, врач и общественный деятель
— выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Родился в Варшаве 22 июля 1878 года. Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке.
В 1889 году у отца Генрика обнаружились признаки душевной болезни. Теперь отца приходилось время от времени помещать в специальные клиники. Его содержание в клиниках стоило дорого, и со временем семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С 15 он начал подрабатывать репетиторством. В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами.
В 1903—11 гг. работал врачом, воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам. В 1905 году получил диплом врача. В качестве военного врача принимал участие в Русско-японской войне.
В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот». Затем он руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции.
С приходом Гитлера к власти в Германии он делал все, чтобы защищать людей. В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме.
В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты.
Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской, другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Корчака.
В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства.
Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио.
Отвлечённо веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.
Неоценимый след оставил в педагогике. «Во мне ещё не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нём. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, — меньше станет и загадок, и ошибок.» (Я. Корчак)
Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них — «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).Памятник Янушу Корчаку в Варшаве. Детский дом Корчака продолжает действовать по сей день.
Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду.
- Я сегодня вам раздам материал, в котором вы сможете ознакомиться ближе с мировоззрением этого удивительного человека. И я хочу попросить вас показать эти материалы родителям, они наверняка найдут там для себя много полезного и важного. А впоследствии мы еще вернемся к этому разговору. (см. Приложение)
- И еще один удивительный человек, который был признан святым…
Преподобный Сергий Радонежский -
18 июля Русская православная церковь отмечает праздник обретения мощей одного из самых почитаемых на Руси святых - преподобного Сергия Радонежского.
Основатель Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преобразователь монашества в центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.
Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.
Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.
В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.
Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам. Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство, угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.
С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.
Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.
Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства. Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель.
Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона. 8 октября (25 сентября по старому стилю) 1392 года преподобный Сергий скончался. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
(Материал подготовлен на основе информации открытых источников)
Ссылки на фильмы о Я. Корчаке и С. Радонежском:
https://www.youtube.com/watch?v=UKmPlzjJI5I
https://www.youtube.com/watch?v=95Bkq2n77_w
Беседа с учащимися. Как такие люди влияют на нашу жизнь?..
3.Тренинг
Учитель. Ну а сейчас давайте немного потренируемся, закрепим наши знания в области добрых человеческих отношений, а также навыки бесконфликтного общения и позитивного отношения к жизни!
1. "Аборигены и инопланетяне"
Группа делится пополам. Первая подгруппа выходит за двери, вторая рассаживается на стульях полукругом. Это аборигены. Вышедшие за двери, – инопланетяне, которым надо вступить в контакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете. Аборигены плохо знают язык и могут отвечать только односложно. Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях общения аборигенов.
Инструкция для аборигенов: "Когда инопланетяне выйдут за дверь: "Кивок головой, обозначает "нет". Слово "нет" обозначает "да". Слова "да" в речи – "нет". Если в вопросе содержится слово "любовь", "любить", то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая "класс".
Входят инопланетяне, садятся напротив. Время на вопросы-ответы 10 – минут. Когда время истекло, инопланетяне рассказывают, о чем они узнали от аборигенов и об особенностях их общения.
По окончании игры сесть в общий круг через одного и отрефлексировать.
2. Список качеств, важных для общения.
Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.
Инструкция: "На первом этапе (5 минут) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, тем интереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним словом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.
На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на доске (табло) или большом листе бумаги.
На третьем этапе каждый участник записывает в свой листок только что составленный общий список качеств, важных для общения. Он может иметь следующий вид:
Список качеств, важных для общения:
Умение слушать;
Тактичность;
Умение убеждать;
Интуиция;
Наблюдательность;
Душевность;
Энергичность;
Открытость.
Затем каждый из участников по 10-бальной шкале оценивает наличие у себя, перечисленных качеств".
3. "Воздушный шар"
Инструкция: "Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:
1 Канат - 50м
2 Аптечка с медикаментами - 5 кг
3 Компас гидравлический - 6 кг
4 Консервы мясные и рыбные - 20кг
5 Секстант для определения местонахождения по звездам - 5 кг
6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг
7 Конфеты разные - 20 кг
8 Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)
9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг
10 Палатка 10-местная - 20кг
11 Баллон с кислородом - 50кг
12 Комплект географических карт - 25 кг
13 Канистра с питьевой водой - 20л
14 Транзисторный радиоприемник - 3 кг
15 Лодка резиновая надувная - 25 кг.
Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"
Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут, если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.
4. "Дар убеждения"
Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).
Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
5. "Я в тебе уверен"
Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: "Я уверен, что ты…" (например: я уверен, что ты не скажешь обо мне плохо).
6. "Чувствительность к группе"
Выбираются 2 человека, которые уходят за дверь. Остальные участники разбиваются на тройки, которые будут изображать желание принять к себе ушедших участников. Вышедшие должны определить, какая из групп хочет их принять.
7. "Чувствительность к состоянию другого"
Один из участников выходит за дверь. Он должен будет определить, кто отличается от группы и чем. Оставшиеся участники задумывают полярные состояния (внимание – равнодушие, злость – радость), Группа выбирает одно состояние, а один из оставшихся участников – другое. Водящий должен определить, кто это.
8. "Геометрические фигуры"
За определенное время нужно построить геометрическую фигуру из всех участников группы.
Прямоугольник – за 12 сек
Квадрат – за 10 секунд
Треугольник – за 8 секунд
Ромб – за 6 секунд
Круг – за 3 секунды.
9. "Пожар"
Всем участникам группы раздаются листочки, на которых написано, какие роли они будут играть. Одна роль (пожарный) встречается 2 раза.
Инструкция: "Вы сейчас выйдете из зала и пройдетесь по этажу (зданию). Я не знаю, что там происходит, что там изменилось. Ваша задача – увидеть происходящее глазами исполнителя роли. Вернувшись на место, вы в письме или в рассказе опишете увиденное. В вашем тексте не должны использоваться специальные термины, прямо указывающие на причастность к той или иной роли. После этого каждый зачитает написанное вслух, а все остальные попытаются определить роль этого человека". Перечень ролей:
Директор гимназии Художник
Девушка 16 лет Архитектор
Юноша 16 лет Медсестра
Пожарный (2 человека) Террорист
Композитор Поэт
Зубной врач Парикмахер
Продавец коммерческого ларька Повар
Директор гостиницы
Инспектор по делам несовершеннолетних
Участники выходят из зала, ведущий в этот момент вывешивает плакат с перечнем ролей. Время на путешествие по зданию и написание текста специально не оговаривается. Объем текста – любой. Когда первый участник начинает читать написанное, все остальные на чистых листочках пишут его имя, а рядом – предполагаемую роль. Если кто-то не может кого-нибудь определить, он ничего не пишет напротив имени. Имена с ролями желательно писать в столбик. После того как зачитаны все рассказы, ведущий называет имя первого участника, остальные по очереди называют его предполагаемую роль. Последним свою роль говорит он сам. И так далее.
Обсуждение: Кто как себя чувствовал в роли? Были ли какие-то открытия? Что было сложно, что – легко? Насколько разным оказалось восприятие?
10. "Побег"
Ведущий сообщает группе, что половина участников группы попала в плен к "террористам" и стала "заложниками". Но оставшиеся игроки не теряли времени даром и подготовили побег. "Заложникам" нужно сообщить план побега. Так как все они находятся в разных местах, к каждому посылается отдельный игрок сообщить план побега. Естественно, план у каждого свой. Сообщить план побега необходимо только жестами, так как кричать вслух небезопасно: может услышать охрана. Делать это нужно достаточно быстро, в течение 1 – 2 минут, поскольку существует риск быть замеченными "террористами". (Работа идет в парах одновременно.)
После окончания сообщений каждый "заложник" по очереди рассказывает всем о том плане побега, который был подготовлен для него. После рассказа каждого "заложника" свой вариант рассказывает тот, кто готовил этот план. Рассказы сопоставляются. Если они в основных деталях совпадают, то "заложник" считается освобожденным, если нет – остается в плену.
11. "Выход из контакта"
Участники разбиваются на пары. Один из партнеров исполняет роль назойливого знакомого, который стремится, как можно дольше поддержать разговор. Второй – спешит, однако его задача: достойно выйти из контакта. Поменяться ролями. Обсудить в кругу, кто из участников нашел наиболее удачный выход из контакта.
13. "Шутка"
Учитель напоминает, как велика роль шуток, юмора и вообще хорошего настроения при достижении взаимопонимания. Участники объединяются в пары для того, чтобы обговорить серьезный вопрос (например: Сдача ЕГЭ). После каждой фразы партнеров желательно вставить какой-нибудь афоризм или шутку. Паузу можно заполнить также анекдотами. Для того чтобы оценить, кто больше настроен на юмористический лад, можно на стол положить монету и передвигать её к тому, кто в данный момент имеет преимущество в юморе. По окончании игры провести обсуждение.
Учитель. Спасибо вам, ребята, за участие!
И на прощание выполним упражнение «Лестница достижений» (саморефлексия)
Все мы стремимся к успеху, хотим быть успешными, но не всегда это у нас получается. Я сейчас открою вам очень важный секрет: наши мысли определяют особенности нашей личности. То, что мы думаем - определяет нашу судьбу. Поэтому мы должны выстраивать свои мысли по-доброму и заряжать позитивом себя и других.
Направим наши мысли на наше будущее- и попробуем представить, какими вы хотите видеть себя, окружающих людей, мир…, каких же успехов вы сможете достичь через определенные промежутки времени.
А летом напишите в свою Карту Успеха, какого прогресса вам удалось достичь!?
Я надеюсь, наши занятия не прошли для вас даром! Теперь и вы можете научить кого-то быть чуточку добрее и внимательнее к окружающим! Живите в радости! Счастливо!
Звучит песня О.Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…», на слайдах – кадры из проведенных уроков.