СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по внеклассному чтению по методике критического мышления. В.А. Сухомлинский «Радостный цветок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ. 1. Познакомить детей с новым произведением В.А. Сухомлинского. Учить критически мыслить, рассуждать, высказывать свои мысли, чувства, не только понимать произведение, но и сопереживать вместе с героями.

2.      Развивать устную речь, логическое и критическое мышление.

3.      Воспитывать и прививать любовь и доброту к близким людям, родственникам, пожилым людям, делать сердца детей добрыми.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет В.А. Сухомлинского, словарные слова, опорные предложения, пословица, текст.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеклассному чтению по методике критического мышления. В.А. Сухомлинский «Радостный цветок»»

ТЕМА. Занятие по внеклассному чтению по методике критического мышления. В.А. Сухомлинский «Радостный цветок»

ЦЕЛЬ. 1. Познакомить детей с новым произведением В.А. Сухомлинского. Учить критически мыслить, рассуждать, высказывать свои мысли, чувства, не только понимать произведение, но и сопереживать вместе с героями.

2. Развивать устную речь, логическое и критическое мышление.

3. Воспитывать и прививать любовь и доброту к близким людям, родственникам, пожилым людям, делать сердца детей добрыми.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет В.А. Сухомлинского, словарные слова, опорные предложения, пословица, текст.

Ход занятия:

I. Орг. момент.

/Воспитатель приветствует детей. После приветствия сообщает детям вид занятия/

- Сегодня на занятии мы проведём урок критического мышления. Вы знаете, что такие занятия мы проводим по произведениям В.А. Сухомлинского.

II. Актуализация опорных знаний.

/На данном этапе воспитатель закрепляет и повторяет знания детей о В.А.Сухомлинском, его творчестве и работе./

  • Ребята, кто такой В.А. Сухомлинский?

  • Что вы о нём знаете?

  • Ребята, чему мы учимся на таких уроках?

III. Изучение нового материала.

1. Работа над пословицей.

/Воспитатель зачитывает пословицу, написанную на доске, и проводит по ней работу./

- Ребята, у меня на доске написана пословица. Прочтите её.

«Доброе сердце – это маленькое солнце в каждом из нас»

- Как вы её понимаете?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить, и читать на уроке?

- Ребята, мы много с вами учили пословиц о доброте. Какие из них вы помните?

/Дети называют изученные ранее пословицы:

«Надо быть добрым и честным»,

«Доброе дело без награды не остаётся»,

«Делай добро и жди добра»./

2. Сообщение темы занятия.

/Воспитатель сообщает детям название произведения. Проводит работу над заглавием - понимание, правила встречающиеся в заглавии. Выясняет смысл в поучительности произведения/

  • Сегодня мы будем с вами читать поучительное произведение - «Радостный цветок».

  • Ребята, как вы понимаете - «Радостный цветок»? /это цветок, который приносит людям, радость/

  • Посмотрите внимательно на название и скажите, какие встречаются правила в этих двух словах?

  • Как вы думаете, почему произведения называют поучительными?

3. Определение вида произведения.

/Учитель помогает детям определить вид данного произведения/.

-Как вы думаете, какой вид произведения мы будем читать?

- Как определить вид произведения? /Дети называют характерные признаки, по которым определяется вид произведения/.

- Как вы думаете, какой вид произведения мы будем читать?

- Как определить вид произведения?

- Сегодня мы будем читать поучительный рассказ В.А. Сухомлинского «Радостный цветок».

4. Составление детских рассказов по опорным словам или опорным предложениям.

/Воспитатель на доске пишет слова или отрывки предложений из текста, которые помогут ребёнку составить текст. Дети в данном виде работы работают в парах, или в группах, то есть форму работы определяет сам учитель в зависимости от умения учеников работать самостоятельно. Труппы, составляются из сильных и слабых учеников/.

- У меня на доске написаны предложения. Не изменяя последовательности, составьте свои рассказы. Работать вы будите в группах. Когда рассказы будут готовы, мы их заслушаем.

1. Ha дворе мороз, а, в теплице цветут …

2. Утром в … … пришла Таня.

3. У Тани больна бабушка вот и …

4. Только сорвала Таня Радостный цветок, как …

5. Зимой не рвали цветов, а только …

6. Девочка рассказала ему о …

7. Учитель обнял Таню и сказал: ….

5. Защита рассказов по группам.

/С каждой группы дети выбирают рассказчика. Воспитатель заслушивает рассказы групп. Рассказы не должны повторяться/.

6. Нарушенная последовательность.

1. /Воспитатель, на доске, выписывает из текста предложения в разной последовательности. Дети должны правильно расставить предложения в правильной последовательности (до прочтения текста). На листочках дети записывают верную нумерацию предложений, а затем проверяют../

а) У Тани тяжело больна бабушка

б) сорви ещё три цветка, Таня.

в) В теплице никого не было.

г) Рано утром в теплицу пришла Таня…

д) Девочка рассказала ему о болезни бабушки …

2. Проверка последовательности предложений выбранной детьми.

/Учитель называет номер предложения, а дети называют выбранные варианты/.

1. а, б, в, г, д … 3. д, г, а,.... 5. в, г, а, б, д…

2. б, в, г.. 4. в, а, д, г,...

7. Минутка отдыха (аутотренинг).

/занятие насыщено, дети находятся в движении, в умственном поиске, поэтому минутка должна быть спокойная, чтобы ребёнок мог отдохнуть).

8. Словарная работа.

/Воспитатель проводит перед чтением текста словарную работу/

На доске слова:

хризантема (иллюстрация)

теплица

полночь

облегчить


9. Ассоциативный куст.

/Дети списывают с доски слова. Затем подбирают слова или выражения, которые дают понятие или определяют значение этих слов./


страдание любовались



10. Работа с текстом — его восприятие.

/Воспитатель делит текст на несколько частей. Перед чтением каждой части, дети предугадывают, о чём будет говориться в данной части. Затем ребёнок читает эту часть. После чтения данной части дети подтверждают свои предположения. И так весь текст./

а) предугадывание начала текста;

- Как вы думаете, какими словами начнётся рассказ?

б) чтение 1 части;

в) подтверждение предугадывания;

г) предугадывание 2 части;

д) чтение 2 части;

е) подтверждение предугадывания;

ж) предугадывание 3 части;

з) чтение 3 части;

и) подтверждение предугадывания;

11. Чтение текста молча.

/Дети, ставя пальчика на губы, читают молча/.

12. Работа над нарушенной последовательностью.

/Дети просматривают текст и находят предложения, самостоятельно перечитывая текст. Затем воспитатель выявляет детей с правильными ответами./

- Какие из предложений - 1, 2, 3, 4, 5?.

- У кого правильно определена последовательность предложений?

13. Определение главных героев. Их характеристика.

/Дети определяют главных героев и дают им характеристику./

- Кто является главными героями рассказа?

- Что вы можете рассказать о Тане? Об учителе?

Таня Учитель


1. 1.

2. 2.

3. 3.

14. Игровые ситуации: игра «Респондент», «Корреспондент».

/Во время проведения игры «Респондент», учитель вызывает к доске 2 человека.

Один ученик пересказывает, а другой передаёт пантомимой то, что тот забыл рассказать. Остальные дети должны угадать, что показал респондент./

/Во время следующей игры, дети входят в роль героев и выходят к доске. Остальные играют роль корреспондента и берут интервью, у героев задавая им вопросы по рассказу./

15. Работа над проблемным предложением.

/Воспитатель предлагает детям найти в тексте предложение, над которым необходимо задуматься. Дети зачитывают предложение и раскрывают его смысл./

- Ребята, найдите, в тексте, предложение над которым нам необходимо задуматься.

- Как вы понимаете действия и слова учителя?

- В чём заключается смысл этого предложения?

(«Один матери и один отцу за то, что они воспитали человека с добрым сердцем»).

IV. Итог занятия.

/Учитель вместе с детьми выясняет, в чём же заключается поучительность рассказа. Дети подбирают или вспоминают стихи о доброте, изученные на предыдущих занятиях/

- Ребята, в чём же заключается поучительность нашего рассказа?

- Мы подвели итог простыми словами, а можно словами наших поэтов.




В. Сухомлинский

РАДОСТНЫЙ ЦВЕТОК

На дворе трескучий мороз, а в школьной теплице цветут синие, розовые, голубые и алые хризантемы.

Рано утром в теплицу пришла Таня – маленькая первоклассница. В теплице никого не было. Девочка пришла сюда за Радостным Цветком - голубой хризантемой. Нигде нет такого цветка, только в школьной теплице.

У Тани тяжело больна бабушка. В полночь бабушке стало очень плохо. Внучке хотелось принести бабушке радость, облегчить страдание.

Только сорвала Таня Радостный Цветок, как вошёл в теплицу учитель. Это был добрый и строгий человек. Он увидел девочку с хризантемой в руке и очень удивился. Зимой не рвали цветов в теплице. Ими только любовались. Но он увидел в глазах Тани печаль и понял, что она сорвала цветок не для того, чтобы выбросить его.

Девочка рассказала ему о болезни бабушки и о Цветке Радости.

Учитель обнял Таню и сказал:

- Сорви ещё три цветка, Таня. Один тебе за то, что у тебя доброе сердце. Один матери и один отцу за то, что они воспитали человека с добрым сердцем.