СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга, для учащихся 8 класса, по теме:«Ценности 21 века»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на определение доминирующих ценностей (материальных либо духовных).

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга, для учащихся 8 класса, по теме:«Ценности 21 века»»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Луганской Народной Республики

«Кировская средняя общеобразовательная школа № 1»

93807 , Луганская Народная Республика, г.Кировск ул. Войкова,66 тел.:(06446)4-39-50

[email protected] ЕГРЮЛ 60601390











Занятие с элементами тренинга, для учащихся 8 класса, по теме: «Ценности 21 века»





Подготовил:

практический психолог СОШ№1

Алтунин Максим Сергеевич









Кировск 2016г.

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Задачи:

  1. формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

  2. создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;

  3. формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Ход занятия

Введение в тренинг: объявление темы, регламента работы.

Знакомство с правилами работы в тренинге.

Упражнение "Приветствие"(5 минут)

Участники рассчитываются на 1-й 2-й, образуют внутренний и внешний круг. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга - положение "карусель". Внутренний крут неподвижен. По команде ведущего пары приветствуют друг друга, затем представители внешнего круга переходят к соседу слева и т.д.

Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: "Как деловые люди рукопожатием!" Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: "Правыми коленями!!" Все касаются коленом колена и здороваются и т.д.

Можно здороваться:

  • правыми локтями,

  • левыми коленками,

  • затылками,

  • спинами,

  • реверансом как французские короли и королевы,

  • как африканские слоны, громко топая ногами,

  • без помощи слов и рук, а только взглядом (например, подмигиванием),

  • старым русским обычаем - трехкратным поцелуем (сопровождаем фразой: "Ба! Какие люди") и т.п.

2 мозговой штурм «Что такое ценности?»(3 минуты)

Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

. Психологическое понятие «система ценностей» подразумевает под ценностями то, что человек ценит в окружающем его мире.

- Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?

Виды ценностей:

  • Духовные - нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

  • Материальные – - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства)

Упражнение «Необитаемый остров»(10 минут)

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.

1). На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно(например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

- Какие чувства возникали по ходу упражнения?

- Как проходило обсуждение в вашей группе?

- Что оказалось самым ценным для нашей группы?

- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»(5 минут)

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным

Описание: вниманию группы предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
- Купите газету, леди?
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем. 
- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
- Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого. 
Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу. 
Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- Какие виды ценностей можно назвать на основе услышанного? (материальные, духовные)

- Что вам кажется более ценным? Почему?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Методика «Мой личный герб».(10 минут)

Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.

Содержание: Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

Мотиваторы(7минут)

Цель: выявить мотивы, формирующие позицию счастья, удачи, достижения успеха.

Перед вами 8 составляющих смысла нашей жизни:

ОБРАЗОВАНИЕ, ДЕНЬГИ, СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ, ЖИЗНЬ, РОДИТЕЛИ

Отметьте на них цифрами степень важности этих составляющих для вас.

Вы идёте к достижению своей цели, Представьте, что ваша цель находится на высоком холме далекой страны. И вам придётся потрудиться, чтобы попасть туда. Что бы осилить первое препятствие получить карту вам необходимо отдать одно из составляющих смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Вы идёте дальше, у вас заканчиваются силы, и что бы пополнить запас сил вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Бурная глубокая река и что бы её переплыть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Огромная крутая скала и что бы её преодолеть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Дремучий тёмный лес и что бы его перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Вы уже совсем близко к достижению своей цели. Но перед вами новое испытание. Бескрайняя пустыня и что бы её перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это…

На каком этапе вы остановились? Или вы дошли до конца? То, что у вас осталось и есть действительный смысл вашей жизни.

Итоговая рефлексия занятия.(5 минут)





































Самоанализ

Занятия с элементами тренинга, для учащихся 8 класса, по теме: «Ценности 21 века»

Авт.: Практический психолог ГБОУ ЛНР «Кировская СОШ№1» Алтунин М.С.

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Задачи:

  1. формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

  2. создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;

  3. формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Вид занятия: Занятие с элементами тренинга.

Форма занятия: Групповая.

Этапы занятия, их связь: вводно-ознакомительный, основной, заключительный. Смена этапов происходит в логической последовательности – последующий этап «вытекает» из предыдущего.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Соответствие игр и упражнений целям занятия: Упражнения подобраны согласно цели занятия. Условно можно разделить на 2 категории – упражнения для разминки и непосредственно направленные на достижение поставленной цели.

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей, при проведении занятия: Занятие было проведено с учётом особенностей подросткового возраста.

Использование психологом невербальных способов общения с детьми: при помощи интонации и жестикуляции подчёркивались основные моменты занятия, на которые необходимо было обратить внимание.

Доступность, логичность, эмоциональность речи психолога: теоретический материал предоставлен на доступном языке с пояснениями психолога, предложения имели логическую связь, эмоциональность речи была умеренна.

Темп, громкость, правильность, интонированность, чёткость артикуляции речи психолога: Темп речи умеренный, предложения построены правильно, повышение голоса не наблюдалось. Речь поставлена чётко и доступно, при помощи интонации были выделены важные аспекты занятия.

Уместность применения наглядного материала: Наглядный материал был применён для визуализации основных определений и демонстрации динамики групповой работы. Применение наглядности можно считать уместным.

Эстетичность наглядного материала: Отсутствует.

Отношение детей к психологу: Позитивное.

Психологическая дистанция между психологом и детьми: «Вместе».

Использование всех каналов восприятия: Использовался аудиальный и визуальный канал.

Реакция психолога на проявление детей: на нарушение дисциплины – невербальное замечание (осуждающий взгляд), на высказывание – перевод темы высказывания ближе к теме занятия, на юмор – поддержка ребёнка.