СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности по теме: "Зимняя сказка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе занятия учащиеся знакомятся с жанром изобразительного искусства "Пейзаж" и выполняют работы на заданную тему

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности по теме: "Зимняя сказка"»


Е.А. Саблина,

педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №6, г. Ноябрьск,


Разработка занятия внеурочной деятельности по изобразительному искусству на тему «Сказка зимнего леса» во 2 классе


Краткая аннотация работы

Занятие сконструировано на основе системно-деятельностного подхода в обучении по технологии проблемно- диалогического обучения. На всех этапах педагог формирует универсальные учебные действия, акцентируя внимание на развитии личностных и регулятивных УУД:

  1. Знакомство с творчеством выдающихся поэтов, композиторов, художников способствует формированию внутренней позиции положительного отношения к художественному труду и широкой мотивационной основы к творческой деятельности.

  2. Применение нетрадиционных методов рисования (рисование мятой бумагой) вызывает интерес обучающихся и способствует получению положительного результата в творческой деятельности. Формируется интерес к новому содержанию и новым способам познания, реализации творческого замысла.

  3. Школьники работают поэтапно. Последовательное выполнение работы способствует формированию правильной ориентации на понимание причин успеха (неуспеха) в изобразительной деятельности.

  4. Рассматривая только что выполненные рисунки, сравнивая их и рассуждая о проделанной работе, ребята научатся самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности.


Цели:

  1. Расширить понятие о жанре пейзажа, научить анализировать пейзажи, используя понятия «тёплые и холодные» цвета; обучить владению техникой акварели, нетрадиционной техникой (рисование мятой бумагой) выполнения зимнего пейзажа.

  2. Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы на примере произведений поэта Федора Ивановича Тютчева и композитора Петра Ильича Чайковского, эмоциональное восприятие произведения жанра пейзажа; развивать умение выражать своё отношение к ним на примере работ русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря.

  3. Развивать универсальные учебные действия (УУД), акцентируя внимание на личностных.


Зрительный ряд: презентация «Зима в произведениях мастеров», картина «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э. Грабаря, таблички с определениями (пейзаж, композиция, колорит, фактура), схема работы.



Оборудование и материалы:


  1. Музыкальное оформление (композиции Петра Ильича Чайковского «Времена года. На тройке», Георгия Васильевича Свиридова «Метель»).

  2. Акварельная бумага формата А3.

  3. Тонкая белая бумага формата А3.

  4. Клей-карандаш.

  5. Лоток с гуашевой белой краской.

  6. Акварельные краски.

  7. Плоская кисть № 8-10, круглая кисть № 3-4.

  8. Стакан для воды.

  9. Тканевая салфетка.



Ход урока:


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации.


– Ребята, вы никогда не задумывались, зачем люди рисуют?

(Возможность передать свои мысли и чувства другим)


- С помощью чего художники передают нам то, что их волнует?

(С помощью красок, карандашей и других художественных материалов)


- А может ли художник в картине передать своё настроение?

(Может)


- Какие цвета он выбирает, если рисует радостную картину или грустную?

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

Познавательные действия

1. Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

II. Актуализация знаний.

- Рисунок - это связующее звено между художником и окружающим его миром. Сегодня мы с вами постараемся научиться выражать свои чувства через рисунок.

- Прежде чем мы назовём тему сегодняшнего занятия, послушайте, пожалуйста, загадку и попробуйте её отгадать:

Все кругом белым-бело,

Много снега намело

Речки замерзают -

Когда это бывает? (читает ученик)


- О каком времени года идет речь?

- Вы любите зиму?

- За что вы её любите?

Коммуникативные действия

1.Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

2.Выразительно читать чужие тексты, создавать свои устные тексты.

Познавательные действия

1. Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Группировать и сравнивать факты, явления.

4. Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.

Личностные результаты

1.Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с загадкой.

III. Формулирование проблемы.


- Ребята, а вы заметили, как изменился наш город с приходом зимы?


Зимой, когда дома, улицы, деревья, дороги покрывает снег, нам кажется, что вокруг происходят настоящие чудеса: деревья похожи на сказочных великанов в белых шубах, заледеневшие озёра и реки словно сделаны из хрусталя, на окнах мороз рисует причудливые узоры, а когда светит яркое солнце, то покрытые инеем ветки и белые сугробы сверкают и переливаются разноцветными искрами. Вот почему зиму зовут чародейкой, то есть волшебницей!


- Ребята, а где мы чаще всего встречаемся с волшебством?

(В сказках)


- Вы уже догадались, как звучит тема нашего занятия?


- Попробую объединить все предлагаемые вами названия темы в одну - «Сказка зимнего леса».






Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли, (предложение-текст) вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.


Познавательные действия

1.Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.


Личностные результаты

1.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные действия

  1. Совместно с учителем определять цель, предлагать версии.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


- Послушайте, как сказал о зиме поэт Фёдор Иванович Тютчев:


Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит


- А вы, ребята, знаете стихи о зиме?


- А теперь - внимание на экран. Давайте все вместе совершим небольшую прогулку по зимнему лесу и увидим его глазами известных художников.

- Во время просмотра вслушайтесь в звуки произведения замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».


- А это картина талантливого русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря.

- Внимательно рассмотрим картину:


Художник был очарован русской природой и очень любил зиму. Как-то раз он приехал на дачу писать этюды, по своему обыкновению встал рано утром, позавтракал, подошёл к окну - и ахнул! Сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! Ему хотелось петь и танцевать от радости, но он схватил краски и стал писать. Казалось, что сама Зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою нежную, завораживающую песню.


- Мы все словно очутились зимой в сказочном волшебном саду. На фоне удивительного лазурного неба художник изобразил свои любимые берёзки.

- Ребята, как вы думаете, это громкая, звонкая картина или нежная, мягкая, тихая? А какие цвета использует художник?

- А почему? Подскажите, какое у него было настроение, как вы думаете?

Свою картину художник назвал «Сказка инея и восходящего солнца».

- Сегодня каждый из вас примерит на себя роль настоящего мастера и создаст свою «зимнюю сказку». Это будет лесной пейзаж.


Коммуникативные действия

1.Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

2.Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.

3.Выразительно читать чужие тексты, создавать свои устные тексты.


Познавательные действия

1.Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

2.Группировать и сравнивать факты, явления, понятия.


Личностные результаты

1.Осознание и определение своих личностных качеств, мотивов, эмоций.

2. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

3. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Формирование внутренней позиции положительного отношения к художественному труду и широкой мотивационной основы к творческой деятельности.

V. Применение знаний (продуктивные задания).

- Мы с вами уже не раз встречались со словом «пейзаж».


- Давайте вспомним: пейзаж – это жанр изобразительного искусства, на котором изображено… (что?)


- Подумайте, что можно изобразить на нашем пейзаже?


- У нас будет не совсем обычный урок рисования: мы выполним работу в смешанной технике, то есть совместим аппликацию и рисование красками. Ещё я для вас приготовила небольшой сюрприз. Какой? Пока это секрет.

Предлагаю приступить к работе.

  • Сначала создадим красочный фон для нашей картины – прорисуем небо. Для того, чтобы наш рисунок выглядел живописным и интересным, будем использовать разнообразные оттенки синего и фиолетового цветов. Для работы выберем большую кисть.


  • На втором этапе работы в руки берём лист тонкой белой бумаги и аккуратно, чтобы не порвать, мнём его. Как вы думаете, для чего? На что стал похож мятый лист?


  • С помощью этого листа мы создадим сугробы. Для этого вдоль длинной стороны будем надрывать лист мятой бумаги так, чтобы получилась волнистая линия.


  • Совмещая нижние и боковые края, приклеим обрывной лист мятой бумаги к нашему основному листу.


  • Посмотрим, а что же у нас получилось? Красивое небо и пушистые белоснежные сугробы!


Ребята, я предлагаю немного отдохнуть и сделать небольшую разминку. Вам будет удобнее, если вы встанете и выйдете из-за парт. Прослушайте стихотворение и можете повторять за мной или придумайте свои движения.


Физминутка:


Подует ветер на ладошку,

Посеребрятся вдруг дома,

Из самых маленьких снежинок

Тихонько вырастет зима.


Она направо сыплет снегом,

Налево затуманит путь,

Ладошки может заморозить

И уши пощипать чуть-чуть!


Прошу всех присесть, мы продолжаем работу.


1. Ребята, пофантазируйте и придумайте, что бы вы хотели изобразить на своей картине. Составьте композицию. Определите место расположения всех деталей будущей картины.


2. Пришло время раскрыть секрет. Из остатков мятой бумаги свернём несколько шариков разного размера. Вы спросите, для чего? Мы будем играть в снежки? Нет, конечно! Это будет наш новый рабочий инструмент.


3. Край бумажного шарика обмакнём в лоток с белой краской и сначала попробуем сделать отпечаток на отдельном листе бумаги, а заодно и снимем излишки краски. Привыкаем к новому инструменту.


4. Методом печати прорисовываем сначала плотные облака, затем кусты, деревья, Облака и деревья кажутся лёгкими и пушистыми, а снег - хрустящим и сыпучим.


5. Почти сухим шариком лёгкими прикосновениями «пропечатываем» падающий снег.


6. Посмотрите на свою работу. Вам нравится? А вот теперь, если посчитаете нужным, можете прорисовать недостающие детали тонкой круглой кисточкой. Чтобы колорит - гармоничное сочетание цветов на картине - остался такой же нежный и лёгкий, все используемые краски желательно разводить на основе белого цвета.


Чтобы картина приобрела законченный вид, аккуратно снимите защитную ленту с краёв вашей работы.


Коммуникативные действия

1.Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

2.Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.

3.Выразительно читать чужие тексты, создавать свои устные тексты


Личностные результаты

1.Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

2. Развитие интереса к новым способам познания и реализации творческого замысла.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать схемы.


VI. Итог урока. Рефлексия.

- Я предлагаю устроить у нас в мастерской небольшую выставку.

- Кто закончил, подходите к доске и с помощью магнитов прикрепите свою работу.


- Давайте все вместе полюбуемся на картины, которые получились у вас! Вам нравятся ваши рисунки?

-О чём они рассказывают? Какие чувства вы испытываете, глядя на них?

- Ребята, а вы обратили внимание, что картины у вас получились такие разные, хотя материалы и инструменты были у всех одинаковые? Как вы думаете, почему?


У вас было разное настроение, и вы все тоже разные!

Вы смогли выразить свои чувства и настроение.


Что нового вы узнали сегодня? А что показалось сложным? Ребята, подумайте, а что ещё можно нарисовать мятой бумагой?

Желаю вам научиться видеть прекрасное в природе, что вас окружает, в людях, которые живут рядом с вами.


Спасибо за плодотворную работу!


Личностные результаты

1.Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.


Регулятивные действия

1.Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

2. Понимать причину успеха в художественно-творческой деятельности.





Объяснение материала


Диалог с детьми


Творческий процесс


Вариант итоговой работы


Вариант итоговой работы