Управление образования Администрации
Дмитровского городского округа Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАТУАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141865, Московская область, Дмитровский городской округ, рп. Некрасовский, ул. Парковая, д. 1
Тел: 8-496-222-40-47 (48), е-mail: [email protected] https://dmoukat.edumsko.ru/
ОКПО – 42277612; ОГРН – 1035001603691; ИНН/КПП - 5007029181 / 500701001
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МОУ Катуаровской СОШ |
___________________/Е.В.Филь/ |
Приказом № 176 от «30» августа 2022 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности по математике
5а класса
Составил: Антонова А.Г.
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Понятие функциональной грамотности появилось в конце 60- х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1 , - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
«Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность)»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика», составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, примерной программы по математике и учебного плана МОУ Катуаровской СОШ.
Внеурочная деятельность курса «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.
Курс рассчитан на 34 часов и позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Общая характеристика учебного предмета
Программа ориентирована на обучение детей 11–13 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.
В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Цели и задачи
В процессе проведения данного курса внеурочной деятельности ставятся следующие цели:
развить интерес учащихся к математике;
расширить и углубить знания учащихся по математике;
развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;
воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;
формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.
Задачами курса являются:
достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
практика решения олимпиадных заданий.
Место предмета в учебном плане
Соответственно действующему учебному плану МОУ Катуаровской СОШ, программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 5а классах: базовый уровень обучения в объеме 32 часа, в неделю – 1 час.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
У обучающихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные
Учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
по окончании курса «Занимательная математика» учащиеся должны:
знать:
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
историю развития математической науки
виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.
уметь:
логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
научиться новым приемам устного счета;
познакомиться с великими математиками;
познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус;
научиться работать с кроссвордами и ребусами;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
применять нестандартные методы при решении задач
применить теоретические знания при решении задач;
получить навыки решения нестандартных задач;
выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Занимательная арифметика (6ч).
История развития начальной математики. О некоторых математических терминах. Недесятичные системы счисления. Числовые великаны и лилипуты. Старинная система мер.
Основной акцент делается на тему «Решение задач».
Текстовые задачи (7ч).
Задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д. и их более трудные вариации из текстов олимпиад.
Логические задачи(3ч).
Разбираются задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно.
Геометрические задачи (11ч).
Задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.
Математический ералаш (5ч). Математические ребусы. Задачи в стихах, задачи-шутки. Литературные задачи
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Коллективная работа.
Работа в мини-группах.
Работа в паре.
Работа с учебником.
Работа с дополнительной и справочной литературой.
Работа с электронными источниками информации.
Индивидуальные формы работы.
Работа с раздаточным материалом.
Работа с таблицами и схемами.
Беседа.
Тестирование.
Слушание объяснений учителя.
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка, самопроверка.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) в 5а классе
на 32 часа (1 недельный час по учебному плану)
на 2022-2023 учебный год
№ п/п | № занятия в раз деле | Тема занятия | Сроки проведения |
по плану | по факту |
1 | 1 | История развития начальной математики. Счет у первобытных людей. Римские цифры. | 05.09-09.09.22 | |
2 | 2 | Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: « Измерение расстояния шагами» | 12.09-16.09.22 | |
3 | 3 | О некоторых математических терминах. | 19.09-23.09.22 | |
4 | 4 | Недесятичные системы счисления. | 26.09-30.09.22 | |
5 | 5 | Числовые великаны и лилипуты. | 03.10-07.10.22 | |
6 | 6 | Старинная система мер. | 17.10-21.10.22 | |
7 | 7 | Задачи на движение по суше. | 24.10-28.10.22 | |
8 | 8 | Задачи на движение по воде. | 07.11-11.11.22 | |
9 | 9 | Задачи на переливания. | 14.11-18.11.22 | |
10 | 10 | Задачи на взвешивания. | 28.11-02.12.22 | |
11 | 11 | Задачи на составление уравниваний. | 05.12-09.12.22 | |
12 | 12 | Задачи на части. | 12.12-16.12.22 | |
13 | 13 | Решение олимпиадных задач. | 19.12-23.12.22 | |
14 | 14 | Логические задачи | 26.12-30.12.22 | |
15 | 15 | Логические задачи | 09.01-13.01.23 | |
16 | 16 | Симметрия вокруг нас. Осевая симметрия. | 16.01-20.01.23 | |
17 | 17 | Центральная симметрия. | 23.01-27.01.23 | |
18 | 18 | Построение симметричных фигур. | 30.01-03.02.23 | |
19 | 19 | Орнамент и бордюр. | 06.02-10.02.23 | |
20 | 20 | Построение фигур с применением орнамента | 13.02-17.02.23 | |
21 | 21 | Параллельность прямых на плоскости и в пространстве | 27.02-03.03.23 | |
22 | 22 | Перпендикулярность прямых в плоскости и в пространстве | 06.03-10.03.23 | |
23 | 23 | Решение задач на построение параллельных и перпендикулярных прямых | 13.03-17.03.23 | |
24 | 24 | Задачи со спичками | 20.03-24.03.23 | |
25 | 25 | Задачи на разрезание | 27.03-31.03.23 | |
26 | 26 | Задачи на перекраивание | 10.04-14.04.23 | |
27 | 27 | Геометрические головоломки | 17.04-21.04.23 | |
28 | 28 | Геометрические иллюзии | 24.04-28.04.23 | |
29 | 29 | Лабиринты | 03.05-05.05.23 | |
30 | 30 | Игра «Зашифрованная переписка». | 10.05-12.05.23 | |
31 | 31 | Геометрия на клетчатой бумаге. | 15.05-19.05.23 | |
32 | 32 | Итоговый урок | 22.05-26.05.23 | |
Рассмотрено на заседании ШМО |
Протокол от «______»_______ 20_____г. № ______ |
Руководитель ШМО |
_______________/_____________________/ |
подпись расшифровка |
|
Согласовано |
заместитель директора по УВР |
_______________/___________________/ |
«______»_______ 20_____г. |
2