СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»














«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

МАТЕМАТИКА»

















Введение

Цель современного образования - оказать педагогическую поддержку каж­дому ребёнку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребёнку устанавливать свои отношения с обще­ством, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. Внеурочная деятельность составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса, отличительной особенностью которой является то, что она проводится по программе, выбранной учителем, но при этом обычно кор­ректируется в процессе реализации с учётом индивидуальных возможностей учащихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей.

Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность младших школьни­ков (1-4 классы) по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Актуальность курса «Занимательная математика» определе­на тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению ма­тематике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание курса представляет собой введение в мир эле­ментарной математики, а также расширенный углублённый вариант наибо­лее актуальных вопросов базового предмета - математики.

Новизна данного курса определена федеральным государственным образо­вательным стандартом начального общего образования.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной про­граммы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; раз­вить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое ис­пользование символики, правильное применение математической терминоло­гии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совер­шенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, ис­пользуемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любозна­тельности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная прак­тика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на олимпиадах и принять участие в различных конкурсах. Зада­ния, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Все вопросы и зада­ния рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением получен­ных результатов. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Педагогическое руковод­ство состоит в создании условий для работы кружка, поощрении самостоя­тельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить спе­циальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.


Цель и задачи курса

Цель: развивать математический образ мышления.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собствен­ные мысли;

  • развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;

  • формировать умение рассуждать как необходимый компонент логичес­кой грамотности;

  • формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором страте­гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формировать пространственные представления и пространственное во­ображение;

  • привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного обще­ния на занятиях.

Возраст детей, на которых ориентирован курс Курс ориентирован на учащихся 1классов (6-7 лет). Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации дополнительного образовательного курса

Дополнительный образовательный курс «Занимательная математика» рассчитан на 1 год обучения, 33 часа – 1 час в неделю.

Принципы курса

    1. Актуальность.

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

    1. Научность.

Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыс­лить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

    1. Системность.

Программа курса строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

4. Практическая направленность.

Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

5. Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

      1. Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 4 года обучения в начальной школе. Усвоение некоторых приёмов решения нестандартных задача возможно и за 1 год обучения.

      1. Курс ориентационный.

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к пробле­мам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Кружок создаётся из учащихся одного класса или одной возрастной группы (первоклассники, второклассники и так далее) имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе. Занятия групповые, по 12—15 человек н группе. Занятия учебных групп можно проводить в двух вариантах:

1 занятие в неделю в течение 1 часа;

Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

  • тематические конкурсы,

  • выпуск тематических газет.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённой темы);

  • индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учё­том его возможностей);

  • групповая (разделение на мини-группы для выполнения определённой работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, кон­курсам).

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практи­ческих занятий:

  • беседа;

  • интеллектуальная игра;

  • викторина;

  • интегрированные занятия;

  • практикум по решению задач повышенной сложности;

  • турниры, олимпиада.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их актив­ности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Основные виды деятельности учащихся

Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с матема­тикой;

  • решение проектных задач;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.

Пособия и материалы, необходимые для работы

Для каждого ребёнка:

    1. Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях. + Приложение к рабочим тетрадям. - М.: Издательство РОСТ.

    2. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.

    3. Счётные палочки или спички.

    4. Линейка, угольник.

    5. Циркуль.

    6. Ножницы, клей-карандаш.

Для педагога:

      1. Программа курса «Заниматика».

      2. Холодова О. А. Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика». - М.: Издательство РОСТ.

Ожидаемые результаты изучения курса

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разно­образных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической дея­тельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартно­сти мышления;

  • формирование этических норм поведения при сотрудничестве;

  • развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях об­щения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Метапредметные результат, представлены в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в разделе «Основное содержание».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Курс «Занимательная математика» для начальной школы - курс интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Арифметический блок

Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.

Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последователь­ное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.

Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для вы­полнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения чис­лового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)

результат с задан­ным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.



Блок логических и занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточ­ными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи.

Логические задачи.

Комбинаторные задачи.

Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание.

Использование знаково-символических средств для моделирования ситуа­ций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в ус­ловной записи: КОКА + KOJIA = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте за­дачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Нос производить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них норные.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат ре­шения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрический блок

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 lv, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному мар­шруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение соб­ственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вы­черчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собствен­ному замыслу).

Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным конту­ром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Состав­ление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.

Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 lv и другие, указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спи­чек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конст­рукции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из развёрток.

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • занятия-испытания;

  • математические конкурсы, КВН, турниры, олимпиады;

  • выпуск математических газет.




































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Путешествие первое (первый год обучения)

33 учебные недели, 1 час в неделю (33часа)

по плану

по факту

Тема занятия

Цель занятия

Характеристика деятельности учащихся

Дата

по

плану

по

факту

1


Удивительная страна

Познакомить детей с новой сказочной страной «Заниматика» и тетрадью-учебником для путешествий по ней; уточнить представления детей о математике и её значении в жизни лю­дей; создать положитель­ный эмоциональный настрой на изучение математики; проверить уровень развития различ­ных видов памяти, внимания, воображения, речи, мышления

Составлять последова­тельно слова из дан­ных букв; определять направление движе­ния; находить призна­ки предмета; анализи­ровать рисунки с количественной точки зрения; выявлять основание для объеди­нения в группу и исключения из груп­пы; раскрашивать в соответствии с предла­гаемым условием

01.09


Тема 1. ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (7 ч)078.09

2


Аллея Признаков

Закреплять умения: определять признаки предметов, изменять признаки предметов, классифицировать предметы по их призна­кам; развивать речь, логическое и аналити­ческое мышление

Находить объекты на плоскости и в про­странстве по данным отношениям (слева - справа, вверху - внизу, между). Рисовать объекты на плоскости по данным отношени­ям. Описывать место­

08.09


3


Порядковый проспект

Формировать умение определять совокупность предметов на основании общего признака, выде­лять часть из множества предметов по характерно­му признаку, уточнить сформированность про­странственно-временных отношений, познакомить с понятием «порядок»,

учить находить опреде­лённую последователь­ность в событиях; развивать речь, логичес­кое и аналитическое мышление


положение предмета, пользуясь различными отношениями. Выде­лять признаки сход­ства и различия двух объектов (предметов). Находить информа­цию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

Выявлять правило закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.). Выбирать предме­ты для продолжения ряда по тому же правилу.

Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Выбирать предметы для заполнения девя- тиклеточного «волшеб­ного квадрата». Составлять рассказы по картинкам (описы­вать последователь­ность действий, изоб­ражённых на них, используя порядковые и количественные числительные). Нахо­дить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять (обобщать) закономер­ность и выбирать из предложенных объек­тов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. Находить основание классификации, анализируя и сравни­вая информацию. Решать задачи на составление раз-личных цветовых комби­наций.

Слушать ответы

одноклассников и

принимать участие в их обсуждении,

корректировать

неверные

ответы


15.09




4


Порядковый проспект

Познакомить с понятием «цепочка», формировать умение выделять, дост­раивать и строить цепочку по описанию; дать представление о закономерностях, форми­ровать умение находить закономерность в ряду, продолжать последова­тельности предметов по определённому правилу; развивать память, внима­ние, речь, логику

22.09


5


Улица Волшебного квадрата


Познакомить с особеннос­тями расположения фигур в девятиклеточном квадрате, учить находить закономерность и до­полнять квадрат недоста­ющими фигурами, по­знакомить с понятием «волшебного квадрата»; развивать внимание, логическое и аналитичес­кое мышление

29.09


6


В космической лаборатории

Учить заполнять клетки «волшебного квадрата», применять правило, закреплять умение находить закономерности в ряду предметов; разви­вать внимание, логичес­кое и аналитическое мышление


06.10


7


Художественная площадь

Закреплять умение находить закономерность в ряду, продолжать последовательности размещения предметов по определённому прави­лу, формировать умение решать задачи на состав­ление различных цвето­вых комбинаций; разви­вать память, внимание, речь, логику

13.10


8


Испытание в городе Закономерностей

Проверить: знания о признаках предметов; проанализировать уме­ния: объединять предме­ты в группы по харак­терному признаку, определять последова­тельность событий, продолжать закономер­ности, применять прави­ло «волшебного квадра­та»; учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий

20.10


Тема 2. ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ (9ч)

9


Улица Загадальная

Формировать представле­ние о сложении как объединении совокупнос­тей предметов и о вычитании как удалении из совокупности предме­тов его части; развивать речь, логическое и ана­литическое мышление

Устанавливать соот­ветствие между предметной и симво­лической моделями числа. Выбирать символическую модель числа (цифру). Записывать различ­ными цифрами ко­личество предметов. Соотносить количе­ство предметов с цифрой, сравнивать числа.

Анализировать рисун­ки с количественной точки зрения. Разбивать предметы данной совокупности на группы по различ­ным признакам. Записывать знаками «+» и «-» действия «сложение» и «вычи­тание».

Устанавливать взаи­мосвязь между сложе­нием и вычитанием. Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.

Выполнять логичес­кие рассуждения, пользуясь информа­цией, представленной в наглядной (пред­метной) форме. Устанавливать соот­ветствие между порядковыми и количественными числительными. Решать занима­тельные задания с римскими циф­рами.

Находить (исследо­вать) признаки, по которым изменяется каждое следующее

число в ряду, выяв­лять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономер­ность.

Выполнять задания с палочками (спич­ками).

Выбирать из предло­женных способов действий тот, кото­рый позволит решить поставленную задачу. Обосновывать свой выбор.

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их




27.10


10


Цифровой проезд


Уточнить знания о знако­вом языке математики, закрепить понимание отличия понятий «число» и «цифра», познакомить с различными способами изображения чисел, познакомить с цифрами для написания индекса, учить решать задачи по перекладыванию палочек (спичек); развивать речь, память, внимание, мысли­тельные операции, анали­тические способности

10.11


11


Цифровой проезд


Познакомить с некото­рыми историческими сведениями о различных системах нумерации, с первыми десятью рим­скими цифрами, учить выполнять сложение и вычитание чисел, запи­санных римскими цифрами; учить решать задачи по перекладыва­нию палочек (спичек); развивать память, внимание, логику


17.11


12


Числовая улица

Систематизировать знания о цифрах и числах, закрепить уме­ния записывать числа арабскими и римскими цифрами, сравнивать числа с помощью чис-

лового отрезка; разви­вать внимание, логичес­кое и аналитическое мышление


24.11


13


Заколдованный переулок

Систематизировать знания о цифрах и числах, учить восста­навливать примеры, в которых цифры скрыты за предметными и буквенными символа­ми; развивать внимание, логическое и аналити­ческое мышление

01.12


14


Улица Магическая

Систематизировать и обобщить знания о цифрах и числах, закреплять умение находить закономер­ность в числовом ряду, познакомить с «магичес­кими рамками», «число­выми ковриками», формировать умение последовательно выпол­нять арифметические действия для отгадыва­ния задуманных чисел; развивать внимание, логическое и аналити­ческое мышление

08.12


15


Вычислительный проезд

Обобщить знания о цифрах и числах, познакомить с «число­выми» и «цифровыми» дорожками, ознакомить со способом решения числовых головоломок: соединять числа знака­ми действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др.; развивать память, внимание, логику


15.12


16


Переулок Доминошек

Закреплять знания соста­ва чисел первого десятка, закреплять вычислитель­ные умения, повторить правила «волшебного квадрата» с числами, формировать умение ре­шать задачи с помощью «волшебного квадрата»; развивать внимание и лю­бознательность

22.12


17


Испытание в городе Загадочных чисел

Проверить знания о раз­личиях между цифрой и числом, о порядке следо­вания чисел натурально­го ряда, о римских и арабских цифрах; про­анализировать умения: решать числовые голово­ломки, заполнять число­вые кроссворды, выяв­лять закономерность в со­ставлении числового ряда, продолжать законо­мерности, применять правило «волшебного квадрата»; учить осуще­ствлять контроль и оцен­ку правильности своих действий


12.01


Тема 3. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ (7 ч)

18


Улица Высказываний

Познакомить с поняти­ями: «суждение», «при­чина», «следствие», учить строить простей­шие высказывания с по- мощью логических свя­зок «... и/или», «если ..., то ...», «потому что», «... поэтому...», формиро­вать умение решать зада­чи путём рассуждения; развивать внимание, ло­гическое и аналитическое мышление


Конструировать простейшие высказы­вания с помощью логических связок. Использовать логи-ческие выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Строить истинные высказывания. Де­лать выводы. Оцени­вать истинность и ложность высказыва­ний. Строить истин­ные предложения на сравнение по цвету и размеру.

Получать умозаклю­чения на основе построения отрицания высказываний. Ис­пользовать различные способы доказа­тельств истинности утверждений (пред­метные, графические модели, вычисления, измерения, контрпри­меры).

Использовать схему (рисунок) для реше­ния простейших логических задач. Переводить информа­цию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы И др.)

Читать и заполнять несложный готовые таблицы.

Упорядочивать мате­матические объекты. Слушать ответы одноклассников, выбирать из предло­женных способов действий тот, кото­рый позволит решить поставленную задачу, обосновывать свой выбор

19.01


19


Улица Правдолюбов и Лжецов

Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно», учить строить истинные высказывания, развивать умение делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний, учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру, учить решать логические задачи путём сравнения исходных данных; развивать логическое и аналитическое мышление

26.01


20


Отрицательный переулок

Познакомить с понятием отрицание, учить построению отрицаний с помощью частицы НЕ; учить классифицировать предметы по одному свойству, учить оценивать истинность высказываний на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием; развивать речь, память, внимание, мыслительные операции, аналитические способности

02.02


21


Проспект Логических задач

Познакомить с понятием «логическая задача»; расши­рить представление о луче, учить применять луч для решения задач; учить ре­шать логические задачи пу­тём рассуждения, с опорой на луч; формировать умение иллюстрировать текстовые описания; развивать внима­ние, логическое и аналити­ческое мышление

09.02


22


Проспект Логических задач

Познакомить с графичес­кой моделью; учить соот­носить текстовые описа­ния и графические моде­ли. Познакомить с понятием «граф», графическим спо­собом решения логичес­ких задач. Продолжить формиро­вание умений: устанавли­вать соответствие между текстом и схемой, иллюс­трировать текстовые опи­сания при помощи отрез­ков; развивать память, внимание, логику

17.02


23


Проспект Логических задач

Познакомить с табличным способом решения логи­ческих задач; учить табличному способу реше­ния логических задач; учить устанавливать соответствие между эле­ментами множеств по логическому условию; формировать умения: читать и составлять таб­лицы, оценивать истин­ность и ложность выска­зываний по заданным условиям; формировать умение решать задачи на составление различных комбинаций букв; разви­вать речь, память, внима­ние, мыслительные операции, аналитические способности

02.03


24


Испытание

в городе

Логических рассуждений

Проверить знания: о гра­фическом, схематичес­ком, табличном способах решения логических за­дач; проанализировать умение решать задачи комбинаторного типа; учить осуществлять кон­троль и оценку правиль­ности своих действий

09.03


Тема 4. ГОРОД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ (6 ч)

25


Улица Величинская

Познакомить с понятием «нетрадиционные зада­чи»; закрепить знания о величинах и общем принципе их измерения; учить практически сравнивать предметы по массе с помощью весов; учить решать нетрадиционные задачи на «взвешивание»; развивать логическое и аналитическое мышление, память, внимание

Сравнивать предметы по определённому свойству (массе). Определять массу предмета по информа­ции, данной на ри­сунке.

Обозначать массу предмета.

Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания). Выбирать однородные величины.

Выполнять сложение и вычитание однородных величин. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Использовать схему (рисунок) для решения нетрадиционных задач. Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст — символы и др.)

Упорядочивать математические объекты. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их

16.03


26


Временной переулок

Рассмотреть некоторые свойства величин; уточнить сформирован- ность пространственно- временных отношений; устанавливать взаимо­связи между ними; учить оперировать ими; учить решать нетради­ционные задачи «про возраст»; развивать память, внимание, логику

23.03


27


Улица Сказочная

Формировать умение решать нетрадиционные задачи на материале сказок путём построения графических моделей; развивать речь, память, внимание, мыслительные операции, аналитические способности

06.04


28


Хитровский переулок

Учить решать нетради­ционные задачи «на расстановку» и «на разрезание» при помощи схем; формировать умение иллюстрировать текстовые описания; развивать внимание, логическое и аналити­ческое мышление

13.04


29

Смекалистая улица

Учить решать нетради­ционные задачи разных типов: «голова и ноги», «колёса и велосипеды», «на сравнение» путём сравнения исходных данных, рассуждения, а также при помощи схематичных рисунков, формировать умение иллюстрировать тексто­вые описания; разви­вать внимание, логичес­кое и аналитическое мышление

20.04


30


Испытание в городе Занимательных задач

Проверить умение применять приобретён­ные навыки при реше­нии «нетрадиционных» задач; закрепить приоб­ретённые знания; учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий

27.04


Тема 5. ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ (3 ч)

31


Фигурный проспект

Познакомить с геометрическими телами, научить распознавать форму этих тел в предметах окружающей обстановки, изображать их на плоскости

Ориентироваться в пространстве. Рас­крашивать соседние области и обводить границы. Определять форму предметов. Классифицировать предметы по форме. Выявлять закономер­ности в чередовании фигур различной формы. Находить симметричные фигуры. Проводить ось симметрии. Различать соседние и не соседние области. Анализировать

полученную инфор­мацию


04.05


32


Зеркальный переулок

Познакомить с понятиями «симметрия», «симметричные фигуры», «ось симметрии», формировать умение изображать симметричные фигуры, находить ось симметрии; развивать речь, пространственное воображение

11.05


33


Математический конкурс «Умники и умницы »

Проверить уровень усвоения пройденного материала; повысить интерес к математике; способствовать сплочению детского коллектива


18.05