Раздел | № занятия | Тема | Содержание, методические приемы | Планируемые результаты |
1. Фонетическая стилистика (2 ч.) | 1 05. 09. | Секреты фонетики. Что такое щ е б с ш? | Беседа о хорошей речи. Редактирование неблагозвучных текстов: работа над скороговорками, составление правил благозвучной речи | Видеть и исправлять в собственных текстах предложения с неблагозвучием. Создание собственных миниатюр (стихотворений) фонетически грамотно |
2 12. 09. | Звукопись | Рассказ учителя о звукописи, как приеме изображения в художественной литературе. Игра «Угадайка» (какие ассоциации вызывают звуки) Игра «Кто быстрее». Поиск звукописи в поэтических текстах; лингвистический эксперимент. | Понимать и объяснять роль звукописи в художественном текст. Создание собственных миниатюр с использованием звукописи. |
2. Секреты орфоэпии (2 ч.) | 3 19.09 | Кто хочет стать диктором? | Беседа о роли орфоэпии в жизни. Игра «Диктор». Составление памятки: «Условия дикторской речи». Упражнение: поставь ударение. | Соблюдение орфоэпических норм . |
4 26.09 | Литературное произношение и ударение | Слово учителя об орфоэпии; работа с орфоэпическим словарем; игра «Диктор»; выявление трудностей в произношении существительных, прилагательных, глаголов – наблюдение над звучащей речью, исправление ошибок. | Соблюдение орфоэпических норм. |
3. Секреты лексики и фразеологии ( 6ч.) | 5 03.10 | Притяжение слов | Беседа о лексической сочетаемости слов. Игра «Расставь все по местам»: стадо – овец, табун – коров, стая – верблюдов, караван – волков. Редактирование предложений с ошибками. | Уметь в собственной речи правильно лексически и грамматически сочетать слова |
| 6 10.10 | Осторожно, полисемия! | Рассказ учителя о том, как речевая недостаточность и речевая избыточность портит речь: задания «Объясни каламбур» (шутки, основанные на каламбурах) Редактирование текстов с речевыми ошибками. | Видеть речевые ошибки, не допускать их в собственных сочинениях |
| 7 17.10 | Различайте паронимы! | Беседа о лингвистических ошибках на смешивание паронимов « Главный – заглавный, одень – надень, лицо – личность» Составление лингвистической сказки о паронимах (коллективная работа). Редактирование текстов с ошибками в употреблении паронимов | Научиться различать слова-паронимы, не смешивать их в собственной речи (в творческих работах) |
| 8 24.10 | Выбери синоним! | Чтение текста с ошибками на употребление слова «сказал». Беседа о неудачном использовании слова из синонимического ряда. Игра «Кто больше подберет синонимов к слову». Работа со словарем синонимов. Лингвистический эксперимент. Составление диалога (работа в парах). | Умение выбирать нужное слово из синонимического ряда |
| 9 07.11 | Стилистическая окраска слов | Разыгрывание сценки из рассказа Зощенко «Калоша». Наблюдение над употреблением эмоционально-экспрессионной лексики и канцеляризмов в речи героев. Эвристическая беседа: отчего зависит стилистическая окраска слова, лингвистический эксперимент: об одном и том же предмете расскажите с разным чувством. Сочинение-миниатюра «Любимый …» | Использование эмоционально-экспрессионной лексики в собственной речи |
| 10 14.11 | Фразеологизмы – мудрость народа | «Кто больше вспомнит фразеологизмов на загаданное учеником слово» Лекция-диалог о фразеологизмах, о важности правильного использования их в речи. Игра «Продолжи фразеологизм». Работа по карточкам: собери фразеологизм верно, что он обозначает. Сочинение по фразеологизму (на выбор) | Увеличить запас фразеологизмов, учиться умелому использованию их в речи. |
4. Как простые слова становятся царственными…4ч. | 11 – 13 21.11 28.11 05.12 | Тропы (подготовка к конкурсу творческих работ) | Чтение строфы из стихотворения «Утес» М.Ю. Лермонтова.. Эвристическая беседа о роли тропов в художественной речи. С.р. : Узнай троп (работа по карточкам). Лингвистическое сочинение: «Мой любимый троп» или создание проекта о роли тропа в художественном тексте, сочинить стихотворение. | Научиться различать тропы, уметь их использовать в своих сочинениях и устной речи. |
| 14 12.12 | Конкурс творческих работ | Защита проектов «Роль … в художественном тексте»,конкурс лингвистических сочинений и стихотворений собственного сочинения | Учиться ставить перед собой цель, систематизировать собранный материал, выступать перед публикой |
5 Секреты словообразования(2ч.) | 15 19.12 | Какие тайны скрывают суффиксы? | И![]() гра: «Кто больше» образует слов с помощью суффиксов . Лекция – диалог о роли суффиксов и приставок в стилистике. Игра: «Выбери правильный вариант » (на различение паронимов) Составление «Поэтического словарика Пушкина» (коллективная работа). | Научиться использовать в речи словообразующие суффиксы для выражения разнообразных оттенков значения и эмоциональной окраски слов. |
| 16 26.12 | Редкие суффиксы | Рассказ о редких суффиксах в русском языке, их происхождении. Работа по карточкам «Образуй по аналогии». Составление характеристики любимого /нелюбимого литературного героя /героя кино…/ (коллективная работа). Лингвистическое сочинение «Что без суффиксов нам делать?» | Расширить знания о словообразующих морфемах и их стилистических возможностях |
6 Секреты морфологии (5ч.) | 17 16.01 | Тайны рода, числа, падежа некоторых существительных. | Задание «Найди ошибку» на карточках. В чем затруднение? Сформулируем правила согласования прилагательных с существительными несклоняемыми ,общего рода, названиями городов, рек иноязычного происхождения. Составление памятки(коллективная работа) Исправьте ошибки в предложениях. | Уметь согласовывать прилагательные с несклоняемыми существительными, существительными общего рода, иноязычными географическими названиями. |
| 18 23.01 | Тайны некоторых форм прилагательных | Лингвистический эксперимент. Из текста (И.С. Тургенев «Лес и степь») изымите прилагательные. Сформулируйте вывод. Наблюдение над словосочетаниями типа: любовь матери – материнская любовь, сформулируйте их отличие. Игра с мячом: «Поймай ошибку» (на правильное употребление прилагательных в степени сравнения) | Уметь грамотно использовать краткие и полные прилагательные, прилагательные в сравнительной степени в речи, избегая ненужной «красивости» |
| 19 30.01 | Тайны имен числительных | Лекция учителя. Особенности склонения числительных. Ошибкоопасные места. Сценка о склонении собирательных числительных. Работа с карточками: «Исправь ошибки» Игра «Диктор» (озвучить числа) | Учиться грамотному написанию и произношению числительных |
| 20 06.02 | Тайны местоимений | Работа с таблицей: «Разряды местоимений по значению». Разгадывание кроссворда на определение разряда местоимений. Работа с карточками: «Найди ошибку». Составление собственных карточек с аналогичным заданием. Редактирование текстов с ошибками в употреблении местоимений. | Не допускать речевых ошибок в использовании местоимений. |
| 21 13.02 | Тайны глагола | Рассказ о недостаточных глаголах (не имеющих отдельных личных форм) о глагольных формах усиливающих выразительность речи. Разыгрывание юмористической сценки. Составление таблицы употребления глаголов. | Учиться видеть речевые ошибки в употреблении глагольных форм, правильно использовать глаголы в речи. |
7 Секреты синтаксиса(10ч.) | 22 20.02 | Когда предложение в порядке? | Выполнить задание: составить из слов предложение. Как вам это удалось? Формулирование учениками правила о прямом порядке слов в предложении. Наблюдение за построением предложений в сочинениях детей. Сравнить с текстом художественных произведений Тургенева. | Знать законы построения предложений, умело использовать их в речи. |
| 23 27.02 | Когда инверсия, а когда ошибка | Сообщение ученика об инверсии как стилистической фигуре в художественном тексте. Лингвистический эксперимент. Замена инверсии в стихах Лермонтова на обычный порядок слов. Сравнить предложения с неумелым использованием обратного порядка слов в детских работах. Сделать вывод о том, когда инверсия уместна. Редактирование текста с ошибками. Создание собственных текстов с инверсией. | Развивать речь, обогащая ее использованием инверсии. Не путать ошибочное построение предложений с использованием стилистических фигур |
| 24 06.03 | Согласование сказуемого | Наблюдение над согласованием сказуемых в предложениях. Работа по карточкам. Запись трудных случаев согласования сказуемых с подлежащими. Составление собственных предложений по аналогии. Исправление предложений с ошибками. Работа в парах: Научи меня… Составление памятки о согласовании сказуемого и подлежащего. | Уметь согласовывать сказуемое с подлежащим. |
| 25 13.03 | Согласование определений | Разыгрывание сценки «Существительные общего рода». Разгадывание ребуса. Запись правил согласования определений. Придумывание собственных примеров. Работа по карточкам «Выбери правильный вариант». Редактирование текстов. Составление памятки о согласовании определений. (коллективная работа) | Уметь применять правила согласования определений в собственной речи. |
| 26 20.03 | Согласование географических названий | Лекция-диалог по теме. Синхронное заполнение таблицы. Самостоятельная работа. Запись примеров к каждому пункту. Составление памятки (коллективно) Игра с мячом: «Назови город» в предложном падеже (река, планета и т.п.) Выполнение упражнений на отработку правил. | Знать правила согласования географических названий и грамотно применять их на практике. |
| 27 03.04 | Управление падежом | Эвристическая беседа по теме. Синхронная запись правил в таблицу. Игра: «Кто больше знает городов, островов, гор: запишите с предлогом в (на)». Игра «Верное – неверное» (на употребление предлогов в – на, в – из, на – с и др.) Редактирование текста с ошибками. | Знать правила употребления и грамотно использовать предлоги в речи. |
| 28 10.04 | Причастный оборот | Проецирование текста пародии В. Ардова «Суконный язык». В чем смысл пародии? Исправьте текст. Выразительное чтение стихотворения А.Т. Твардовского с использованием причастий, помогающих усилению выразительности, придание торжественности речи. Сравните два текста. Вывод об умелом использовании причастного оборота в речи делают школьники. Исправление ошибок (работа по карточкам) | Уметь грамотно употреблять причастные обороты, использовать их выразительные возможности в речи. |
| 29 17.04 | Зачем нам деепричастный оборот? | Беседа о выразительной роли деепричастий в речи. Лингвистический эксперимент. Добавь в описание действий деепричастие. Создать собственный текст с использованием деепричастий и деепричастного оборота. Профилактика ошибок: составление памятки правильного использования деепричастного оборота. Тестирование на употребление деепричастий. | Уметь строить предложения с деепричастными оборотами, использовать их выразительные возможности в собственных сочинениях. |
| 30 24.04 | Что такое канцеляризмы? | Инсценирование фрагмента из «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина. Над чем смеется автор? Переведите на «человеческий» язык (текст проецируется на экран) В чем трудность? Выразительное чтение юмористических фрагментов с неумелым употреблением отглагольных существительных и редактирование их. Придумайте свою сценку на тему, разыграйте ее (диалог и т.п.) | Уметь строить предложения с отглагольными существительными, не допуская речевых ошибок |
| 31 15.05 | Однородные члены. Так ли все просто? | Выразительное чтение учащимися двух фрагментов: из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Сравнительное наблюдение: что рисуется в каждом из них. Беседа о выразительных возможностях однородных членов с синхронным заполнением таблицы. Работа над каламбуром «Шел дождь и два ученика: один в школу, другой в калошах». Сочинение каламбуров с целью профилактики ошибок. Упражнение на исправление ошибок. Тестирование. | Уметь строить предложения с однородными членами, не допуская речевых ошибок |
8 Обобщающее повторение. Секреты мастерства.(3ч.) | 32 22.05 | Стилистический КВН | Работа в командах. Задание по основным темам курса. Конкурс «Домашнее задание» (составление загадок, ребусов, кроссвордов). Конкурс «Грамотеев». Правильно запиши и произнеси текст. Конкурс стилистов (редактирование текста). Лексический конкурс (узнай фразеологизм). Фонетический конкурс (скороговорки, исправь неблагозвучие, найди звукопись). Творческий конкурс «Проба пера». | Выявление знаний по изученным темам. Умение работать в команде, проявление личностных качеств: ответственности, дисциплинированности, смекалки, дружелюбия, чувства юмора. |
| 33 29.05 | Проверь себя | Тестирование по всем темам курса. Выбор темы сочинения (в прозаической и стихотворной форме) или темы проекта. Составление памятки успешного выступления (ведения диалога) | Развивать умение работать самостоятельно, систематизировать изученный материал. |
34 | Урок- зачет | Защита проектов, конкурс сочинений, рефлексия. | Развивать творческие способности, умение оценивать свои и чужие достижения. |