СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф16 Занимательная стилистика (календарно-тематическое планирование)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс. Рассчитан на 34 часа. Соответствует ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Ф16 Занимательная стилистика (календарно-тематическое планирование)»

3.Календарно-тематическое планирование


Раздел

занятия

Тема

Содержание, методические приемы

Планируемые результаты

1. Фонетическая стилистика

(2 ч.)

1

05. 09.

Секреты фонетики.

Что такое

щ е б с ш?

Беседа о хорошей речи. Редактирование неблагозвучных текстов: работа над скороговорками, составление правил благозвучной речи

Видеть и исправлять в собственных текстах предложения с неблагозвучием. Создание собственных миниатюр (стихотворений) фонетически грамотно

2

12. 09.

Звукопись

Рассказ учителя о звукописи, как приеме изображения в художественной литературе. Игра «Угадайка» (какие ассоциации вызывают звуки)

Игра «Кто быстрее». Поиск звукописи в поэтических текстах; лингвистический эксперимент.

Понимать и объяснять роль звукописи в художественном текст. Создание собственных миниатюр с использованием звукописи.

2. Секреты орфоэпии

(2 ч.)

3

19.09

Кто хочет стать диктором?

Беседа о роли орфоэпии в жизни. Игра «Диктор». Составление памятки: «Условия дикторской речи». Упражнение: поставь ударение.

Соблюдение орфоэпических норм .

4

26.09

Литературное произношение и ударение

Слово учителя об орфоэпии; работа с орфоэпическим словарем; игра «Диктор»; выявление трудностей в произношении существительных, прилагательных, глаголов – наблюдение над звучащей речью, исправление ошибок.

Соблюдение орфоэпических норм.

3. Секреты лексики и фразеологии ( 6ч.)

5

03.10

Притяжение слов

Беседа о лексической сочетаемости слов. Игра «Расставь все по местам»: стадо – овец, табун – коров, стая – верблюдов, караван – волков.

Редактирование предложений с ошибками.

Уметь в собственной речи правильно лексически и грамматически сочетать слова


6

10.10

Осторожно, полисемия!

Рассказ учителя о том, как речевая недостаточность и речевая избыточность портит речь: задания «Объясни каламбур» (шутки, основанные на каламбурах) Редактирование текстов с речевыми ошибками.


Видеть речевые ошибки, не допускать их в собственных сочинениях


7

17.10

Различайте паронимы!

Беседа о лингвистических ошибках на смешивание паронимов « Главный – заглавный, одень – надень, лицо – личность» Составление лингвистической сказки о паронимах (коллективная работа). Редактирование текстов с ошибками в употреблении паронимов

Научиться различать слова-паронимы, не смешивать их в собственной речи (в творческих работах)


8

24.10

Выбери синоним!

Чтение текста с ошибками на употребление слова «сказал». Беседа о неудачном использовании слова из синонимического ряда. Игра «Кто больше подберет синонимов к слову». Работа со словарем синонимов. Лингвистический эксперимент. Составление диалога (работа в парах).

Умение выбирать нужное слово из синонимического ряда


9

07.11

Стилистическая окраска слов

Разыгрывание сценки из рассказа Зощенко «Калоша». Наблюдение над употреблением эмоционально-экспрессионной лексики и канцеляризмов в речи героев. Эвристическая беседа: отчего зависит стилистическая окраска слова, лингвистический эксперимент: об одном и том же предмете расскажите с разным чувством. Сочинение-миниатюра «Любимый …»

Использование эмоционально-экспрессионной лексики в собственной речи


10

14.11

Фразеологизмы – мудрость народа

«Кто больше вспомнит фразеологизмов на загаданное учеником слово» Лекция-диалог о фразеологизмах, о важности правильного использования их в речи. Игра «Продолжи фразеологизм». Работа по карточкам: собери фразеологизм верно, что он обозначает. Сочинение по фразеологизму (на выбор)

Увеличить запас фразеологизмов, учиться умелому использованию их в речи.

4. Как простые слова становятся царственными…4ч.

11 – 13

21.11

28.11

05.12

Тропы (подготовка к конкурсу творческих работ)

Чтение строфы из стихотворения «Утес» М.Ю. Лермонтова.. Эвристическая беседа о роли тропов в художественной речи. С.р. : Узнай троп (работа по карточкам). Лингвистическое сочинение: «Мой любимый троп» или создание проекта о роли тропа в художественном тексте, сочинить стихотворение.

Научиться различать тропы, уметь их использовать в своих сочинениях и устной речи.


14

12.12

Конкурс творческих работ

Защита проектов «Роль … в художественном тексте»,конкурс лингвистических сочинений и стихотворений собственного сочинения

Учиться ставить перед собой цель, систематизировать собранный материал, выступать перед публикой

5 Секреты словообразования(2ч.)

15

19.12

Какие тайны скрывают суффиксы?

Игра: «Кто больше» образует слов с помощью суффиксов . Лекция – диалог о роли суффиксов и приставок в стилистике. Игра: «Выбери правильный вариант » (на различение паронимов) Составление «Поэтического словарика Пушкина» (коллективная работа).

Научиться использовать в речи словообразующие суффиксы для выражения разнообразных оттенков значения и эмоциональной окраски слов.


16

26.12

Редкие суффиксы

Рассказ о редких суффиксах в русском языке, их происхождении. Работа по карточкам «Образуй по аналогии». Составление характеристики любимого /нелюбимого литературного героя /героя кино…/ (коллективная работа). Лингвистическое сочинение «Что без суффиксов нам делать?»

Расширить знания о словообразующих морфемах и их стилистических возможностях

6 Секреты морфологии (5ч.)

17

16.01

Тайны рода, числа, падежа некоторых существительных.

Задание «Найди ошибку» на карточках. В чем затруднение? Сформулируем правила согласования прилагательных с существительными несклоняемыми ,общего рода, названиями городов, рек иноязычного происхождения. Составление памятки(коллективная работа) Исправьте ошибки в предложениях.

Уметь согласовывать прилагательные с несклоняемыми существительными, существительными общего рода, иноязычными географическими названиями.


18

23.01

Тайны некоторых форм прилагательных

Лингвистический эксперимент. Из текста (И.С. Тургенев «Лес и степь») изымите прилагательные. Сформулируйте вывод. Наблюдение над словосочетаниями типа: любовь матери – материнская любовь, сформулируйте их отличие. Игра с мячом: «Поймай ошибку» (на правильное употребление прилагательных в степени сравнения)

Уметь грамотно использовать краткие и полные прилагательные, прилагательные в сравнительной степени в речи, избегая ненужной «красивости»


19

30.01

Тайны имен числительных

Лекция учителя. Особенности склонения числительных. Ошибкоопасные места. Сценка о склонении собирательных числительных. Работа с карточками: «Исправь ошибки»

Игра «Диктор» (озвучить числа)

Учиться грамотному написанию и произношению числительных


20

06.02

Тайны местоимений

Работа с таблицей: «Разряды местоимений по значению». Разгадывание кроссворда на определение разряда местоимений. Работа с карточками: «Найди ошибку». Составление собственных карточек с аналогичным заданием. Редактирование текстов с ошибками в употреблении местоимений.

Не допускать речевых ошибок в использовании местоимений.


21

13.02

Тайны глагола

Рассказ о недостаточных глаголах (не имеющих отдельных личных форм) о глагольных формах усиливающих выразительность речи. Разыгрывание юмористической сценки. Составление таблицы употребления глаголов.

Учиться видеть речевые ошибки в употреблении глагольных форм, правильно использовать глаголы в речи.

7 Секреты синтаксиса(10ч.)

22

20.02

Когда предложение в порядке?

Выполнить задание: составить из слов предложение. Как вам это удалось? Формулирование учениками правила о прямом порядке слов в предложении. Наблюдение за построением предложений в сочинениях детей. Сравнить с текстом художественных произведений Тургенева.

Знать законы построения предложений, умело использовать их в речи.


23

27.02

Когда инверсия, а когда ошибка

Сообщение ученика об инверсии как стилистической фигуре в художественном тексте. Лингвистический эксперимент. Замена инверсии в стихах Лермонтова на обычный порядок слов. Сравнить предложения с неумелым использованием обратного порядка слов в детских работах. Сделать вывод о том, когда инверсия уместна. Редактирование текста с ошибками. Создание собственных текстов с инверсией.

Развивать речь, обогащая ее использованием инверсии. Не путать ошибочное построение предложений с использованием стилистических фигур


24

06.03

Согласование сказуемого

Наблюдение над согласованием сказуемых в предложениях. Работа по карточкам. Запись трудных случаев согласования сказуемых с подлежащими. Составление собственных предложений по аналогии. Исправление предложений с ошибками. Работа в парах: Научи меня… Составление памятки о согласовании сказуемого и подлежащего.

Уметь согласовывать сказуемое с подлежащим.


25

13.03

Согласование определений

Разыгрывание сценки «Существительные общего рода». Разгадывание ребуса. Запись правил согласования определений. Придумывание собственных примеров. Работа по карточкам «Выбери правильный вариант». Редактирование текстов. Составление памятки о согласовании определений. (коллективная работа)

Уметь применять правила согласования определений в собственной речи.


26

20.03

Согласование географических названий

Лекция-диалог по теме. Синхронное заполнение таблицы. Самостоятельная работа. Запись примеров к каждому пункту. Составление памятки (коллективно) Игра с мячом: «Назови город» в предложном падеже (река, планета и т.п.) Выполнение упражнений на отработку правил.

Знать правила согласования географических названий и грамотно применять их на практике.


27

03.04

Управление падежом

Эвристическая беседа по теме. Синхронная запись правил в таблицу. Игра: «Кто больше знает городов, островов, гор: запишите с предлогом в (на)». Игра «Верное – неверное» (на употребление предлогов в – на, в – из, на – с и др.) Редактирование текста с ошибками.

Знать правила употребления и грамотно использовать предлоги в речи.


28

10.04

Причастный оборот

Проецирование текста пародии В. Ардова «Суконный язык». В чем смысл пародии? Исправьте текст. Выразительное чтение стихотворения А.Т. Твардовского с использованием причастий, помогающих усилению выразительности, придание торжественности речи. Сравните два текста. Вывод об умелом использовании причастного оборота в речи делают школьники. Исправление ошибок (работа по карточкам)

Уметь грамотно употреблять причастные обороты, использовать их выразительные возможности в речи.


29

17.04

Зачем нам деепричастный оборот?

Беседа о выразительной роли деепричастий в речи. Лингвистический эксперимент. Добавь в описание действий деепричастие. Создать собственный текст с использованием деепричастий и деепричастного оборота. Профилактика ошибок: составление памятки правильного использования деепричастного оборота. Тестирование на употребление деепричастий.

Уметь строить предложения с деепричастными оборотами, использовать их выразительные возможности в собственных сочинениях.


30

24.04

Что такое канцеляризмы?

Инсценирование фрагмента из «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина. Над чем смеется автор? Переведите на «человеческий» язык (текст проецируется на экран) В чем трудность? Выразительное чтение юмористических фрагментов с неумелым употреблением отглагольных существительных и редактирование их. Придумайте свою сценку на тему, разыграйте ее (диалог и т.п.)

Уметь строить предложения с отглагольными существительными, не допуская речевых ошибок


31

15.05

Однородные члены. Так ли все просто?

Выразительное чтение учащимися двух фрагментов: из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и из поэмы

«Мертвые души» Н.В. Гоголя. Сравнительное наблюдение: что рисуется в каждом из них. Беседа о выразительных возможностях однородных членов с синхронным заполнением таблицы. Работа над каламбуром «Шел дождь и два ученика: один в школу, другой в калошах». Сочинение каламбуров с целью профилактики ошибок. Упражнение на исправление ошибок. Тестирование.

Уметь строить предложения с однородными членами, не допуская речевых ошибок

8 Обобщающее повторение. Секреты мастерства.(3ч.)

32

22.05

Стилистический КВН

Работа в командах. Задание по основным темам курса. Конкурс «Домашнее задание» (составление загадок, ребусов, кроссвордов). Конкурс «Грамотеев». Правильно запиши и произнеси текст. Конкурс стилистов (редактирование текста). Лексический конкурс (узнай фразеологизм). Фонетический конкурс (скороговорки, исправь неблагозвучие, найди звукопись). Творческий конкурс «Проба пера».

Выявление знаний по изученным темам. Умение работать в команде, проявление личностных качеств: ответственности, дисциплинированности, смекалки, дружелюбия, чувства юмора.


33

29.05

Проверь себя

Тестирование по всем темам курса. Выбор темы сочинения (в прозаической и стихотворной форме) или темы проекта. Составление памятки успешного выступления (ведения диалога)

Развивать умение работать самостоятельно, систематизировать изученный материал.

34

Урок- зачет

Защита проектов, конкурс сочинений, рефлексия.

Развивать творческие способности, умение оценивать свои и чужие достижения.