Кроссворд «Старинные меры длины»
1. Ей измеряли большие расстояния на суше, её длина 1 км 67 м (верста);
2. Первоначально равнялся длине 2-х фаланг пальцев (вершок);
3. Мера длины, равная длине стопы (фут);
4. Использовался торговцами при измерении изысканных восточных тканей, равен71 см(аршин);
5. Равен ширине кулака-9 см (коршок);
6. Длина равная 46 см, расстояние от конца пальцев до локтевого сгиба (локоть);
7. Ходовая мера, использующая при строительстве (бадог);
8. Мера длины равная расстоянию, между растянутым большим и указательным пальцами (пядь).
Ребусы
| ЛОКОТЬ |
| САЖЕНЬ |
| ВЕРСТА |
| АРШИН |
| ПЯДЬ |
Занимательные задания со старинными мерами длины
| Косая сажень в плечах. Ширина плеч?(248 см) |
| Старичок с кувшин, борода с аршин. Сколько это? (71 см) |
| Пишет аршинными буквами, это мелко или крупно? (крупно) |
| Полено к полену-получилась –сажень Высота поленницы? (кладочная - 159,7 см) |
| Аршин на кафтан, два на заплаты. Что дороже? (ремонт) |
Список художественной литературы,
в которой встречаются старинные меры длины
| Н.Н. Некрасов «С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину» 1 аршин = 71см 1 сажень = 2 м 17 см |
| Д. Мамин-Сибиряк «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен» 15 сажень = 32 м 55см |
| Г.Х. Андерсен «…в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма». 1дюйм = 2 см 54 мм |
| А. Погорельский «…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина» 1/2 аршина = 35,5см |
| «…Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей…» 3 сажени = 6 м 51см 3 пяди = 53см 34мм А.С. Пушкин «…Сына Бог ей дал в аршин» 1 аршин = 71см |
| П.П. Ершов «Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами» 3 вершка =13см 3м 1 аршин = 71см |
| В.М. Гаршин «..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…» 3000 вёрст = 3198 км |
| С.Я. Маршак «…Эй, не плачьте, баба с дедом! Накормлю я вас обедом, Испеку пирог грибной В два аршина шириной!» 2 аршина=1м 42 см |
Практические задачи с измерениями обычных предметов с помощью старинных мер длины
1. Измерь свой рост:
а) в дюймах
б) в вершках
в) пядях 8.
г) локтях 3,4.
д) аршинах 2,1.
2. Переведи их в сантиметры
3. Измерь длину и ширину своей комнаты (либо классной комнаты)
в дюймах
в пядях
в локтях
аршинах
3. Измерь длину стола или парты а) в пядях б) в локтях;
4. Измерь длину ручки, карандаша в дюймах;
5. Измерь длину и ширину школьной доски в пядях.
КОЛЛЕКЦИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
СТАРИННЫХ МЕР ДЛИНЫ
| ЛОКОТЬ − расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба, равное 38-38 см |
| ПЯДЬ МАЛАЯ − расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, равное 18 см ПЯДЬ ВЕЛИКАЯ− расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, равное 20-23 см |
| ВЕРШОК − длина двух фаланг указательного пальца, равная 4 см 5 мм |
| ШАГ − расстояние между носками или пятками шагающего человека, равное 70 см |
| ДЮЙМ − длина равная фаланги большого пальца, примерно 2 см 5мм |
| ПРОСТАЯ САЖЕНЬ − расстояние между кончиками больших пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста, равное 153 см |
| МЕРНАЯ САЖЕНЬ − расстояние между кончиками указательных пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста, равное 177 см |
| КОСАЯ САЖЕНЬ − расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки, равное 218 см. |
| «САЖЕНЬ БЕЗ ЧЕСТИ» − расстояние от пальцев правой ноги до большого пальца поднятой правой руки, равное 198 см. |
| ВЕЛИКАЯ КОСАЯ САЖЕНЬ − расстояние от пальцев правой ноги до локтя согнутой руки, равное 250 см |
Приложение 3
Диагностика уровня развития исследовательских умений
у младших школьников
на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
1. Анкета для учащихся для изучения учебно-познавательного интереса по Шкале выраженности учебно-познавательного интереса.
1. Нравится ли тебе узнавать новое?
а) очень;
б) предпочитаю привычное, чем осваивать новое;
в) только, если это ярко, забавно;
2. Часто ли задаешь вопросы по новой или пройденной теме?
а) постоянно;
б) иногда;
в) не задаю совсем;
3. Если попалась сложная задача?
а) предпочитаю помучаться, но дать ответ;
б) когда как;
в) жду, когда решат другие;
4. Выполняешь ли задания повышенной сложности?
а) часто;
б) иногда;
в) никогда;
5. Как часто творчески подходишь к выполнению задания?
а) часто;
б) иногда;
в) никогда;
6. При выполнении работы стараешься воспользоваться возможностью и попробовать и др. методы и приёмы работы?
а) часто;
б) не всегда;
в) никогда;
7. Как часто читаешь дополнительную литературу
а) постоянно;
б) очень редко;
в) не читаю совсем.
2. Диагностика исследовательских умений по опроснику «Умеете ли Вы » (по Е.М. Муравьеву)
Исследовательские умения | Задания для определения умений |
Выбор исследовательской темы, планирование | Придумай исследовательские темы по разделам: геометрические фигуры, единицы времени, денежные единицы. Составь план к одной из тем исследования. |
Постановка цели. Нахождение способов достижения цели. | 1.Определи, в каком предложении сформулирована цель: 1. Нам предложили заполнить таблицу; 2. Я хочу заполнить таблицу; 3. Заполню таблицу; 4. Я, может быть, заполню таблицу. 2.Представь ,что тебе надо начертить окружность, но ты не умеешь пользоваться циркулем. Какую цель ты перед собой поставишь? ___________________________________ Опиши способы достижения цели: __________________________________ |
Выдвижение гипотез | Придумай несколько гипотез к фразе: Что бы произошло… |
Сбор, обработка и обобщение информации | Получи информацию из книг о происхождении чисел, узнай из сети Интернет о древних учёных математиках. |
Подбор литературы к исследованию | Составь список литературы к выбранной теме. |
Формулирование выводов и подведение итогов | Обобщи полученную информацию, запиши кратко выводы. Дай самооценку своей работе |
Проведение экспериментов, наблюдений | 1.Игра «Найди различия»; 2. Проведи эксперимент и нарисуй, как будут выглядеть сверху, справа, слева кубик, кирпич, стакан. |
Публичное выступление | Расскажи одноклассникам о своих исследованиях. |
3. Найди общие признаки
1. Секунда, минута -…….;
2. сумма, произведение -..;
3. длина, ширина -………;
4. периметр, площадь -…;
5. больше, меньше-……..;
6. аршин, пядъ-………….;
7. решение, ответ-………;
8. скорость, расстояние-...;
9. натуральное, многозначное-…;
10. десятки, сотни-……….:
11. метр, литр-……………;
12. зеркальная, осевая-…..;
11