СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные задания о старинных мерах длины и список художественной литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательные задания о старинных мерах длины и список художественной литературы.»

Кроссворд «Старинные меры длины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1. Ей измеряли большие расстояния на суше, её длина 1 км 67 м (верста);

2. Первоначально равнялся длине 2-х фаланг пальцев (вершок);

3. Мера длины, равная длине стопы (фут);

4. Использовался торговцами при измерении изысканных восточных тканей, равен71 см(аршин);

5. Равен ширине кулака-9 см (коршок);

6. Длина равная 46 см, расстояние от конца пальцев до локтевого сгиба (локоть);

7. Ходовая мера, использующая при строительстве (бадог);

8. Мера длины равная расстоянию, между растянутым большим и указательным пальцами (пядь).



Ребусы





ЛОКОТЬ




САЖЕНЬ




ВЕРСТА




АРШИН


ПЯДЬ






Занимательные задания со старинными мерами длины





Косая сажень в плечах. Ширина плеч?(248 см)



Старичок с кувшин, борода с аршин.

Сколько это? (71 см)




Пишет аршинными буквами, это мелко или крупно? (крупно)



Полено к полену-получилась –сажень

Высота поленницы? (кладочная - 159,7 см)



Аршин на кафтан, два на заплаты. Что дороже? (ремонт)





Список художественной литературы,

в которой встречаются старинные меры длины




Н.Н. Некрасов «С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

меньше аршина земли в ширину,

меньше сажени в длину»

1 аршин = 71см 1 сажень = 2 м 17 см





Д. Мамин-Сибиряк «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен»

15 сажень = 32 м 55см





Г.Х. Андерсен «…в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма».

1дюйм = 2 см 54 мм




А. Погорельский «…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина»

1/2 аршина = 35,5см













«…Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей…»

3 сажени = 6 м 51см 3 пяди = 53см 34мм






А.С. Пушкин «…Сына Бог ей дал в аршин»

1 аршин = 71см




П.П. Ершов «Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами»

3 вершка =13см 3м

1 аршин = 71см




В.М. Гаршин «..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…»

3000 вёрст = 3198 км







С.Я. Маршак «…Эй, не плачьте, баба с дедом!

Накормлю я вас обедом,

Испеку пирог грибной

В два аршина шириной!»

2 аршина=1м 42 см

Практические задачи с измерениями обычных предметов

с помощью старинных мер длины


1. Измерь свой рост:

а) в дюймах

б) в вершках

в) пядях 8.

г) локтях 3,4.

д) аршинах 2,1.

2. Переведи их в сантиметры

3. Измерь длину и ширину своей комнаты (либо классной комнаты)

в дюймах

в пядях

в локтях

аршинах

3. Измерь длину стола или парты а) в пядях б) в локтях;

4. Измерь длину ручки, карандаша в дюймах;

5. Измерь длину и ширину школьной доски в пядях.













КОЛЛЕКЦИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

СТАРИННЫХ МЕР ДЛИНЫ



ЛОКОТЬ − расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба, равное 38-38 см

ПЯДЬ МАЛАЯ − расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, равное 18 см


ПЯДЬ ВЕЛИКАЯ− расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, равное 20-23 см



ВЕРШОК − длина двух фаланг указательного пальца, равная 4 см 5 мм


ШАГ − расстояние между носками или пятками шагающего человека, равное 70 см



ДЮЙМ − длина равная фаланги большого пальца, примерно 2 см 5мм



ПРОСТАЯ САЖЕНЬ − расстояние между кончиками больших пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста, равное 153 см



МЕРНАЯ САЖЕНЬ − расстояние

между кончиками указательных пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста, равное 177 см



КОСАЯ САЖЕНЬ − расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки, равное 218 см.



«САЖЕНЬ БЕЗ ЧЕСТИ» − расстояние от пальцев правой ноги до большого пальца поднятой правой руки, равное 198 см.



ВЕЛИКАЯ КОСАЯ САЖЕНЬ − расстояние от пальцев правой ноги до локтя согнутой руки, равное 250 см




Приложение 3

Диагностика уровня развития исследовательских умений

у младших школьников

на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы


1. Анкета для учащихся для изучения учебно-познавательного интереса по Шкале выраженности учебно-познавательного интереса.

1. Нравится ли тебе узнавать новое?

а) очень;

б) предпочитаю привычное, чем осваивать новое;

в) только, если это ярко, забавно;

2. Часто ли задаешь вопросы по новой или пройденной теме?

а) постоянно;

б) иногда;

в) не задаю совсем;

3. Если попалась сложная задача?

а) предпочитаю помучаться, но дать ответ;

б) когда как;

в) жду, когда решат другие;

4. Выполняешь ли задания повышенной сложности?

а) часто;

б) иногда;

в) никогда;

5. Как часто творчески подходишь к выполнению задания?

а) часто;

б) иногда;

в) никогда;

6. При выполнении работы стараешься воспользоваться возможностью и попробовать и др. методы и приёмы работы?

а) часто;

б) не всегда;

в) никогда;

7. Как часто читаешь дополнительную литературу

а) постоянно;

б) очень редко;

в) не читаю совсем.



2. Диагностика исследовательских умений по опроснику «Умеете ли Вы » (по Е.М. Муравьеву)

Исследовательские умения

Задания для определения умений

Выбор исследовательской темы, планирование

Придумай исследовательские темы по разделам: геометрические фигуры, единицы времени, денежные единицы. Составь план к одной из тем исследования.

Постановка цели. Нахождение способов достижения цели.

1.Определи, в каком предложении сформулирована цель:

1.     Нам предложили заполнить таблицу;

2.     Я хочу заполнить таблицу;

3.     Заполню таблицу;

4.     Я, может быть, заполню таблицу.



2.Представь ,что тебе надо начертить окружность, но ты не умеешь пользоваться циркулем. Какую цель ты перед собой поставишь? ___________________________________

Опиши способы достижения цели: __________________________________


Выдвижение гипотез

Придумай несколько гипотез к фразе: Что бы произошло…

Сбор, обработка и обобщение информации

Получи информацию из книг о происхождении чисел, узнай из сети Интернет о древних учёных математиках.

Подбор литературы к исследованию

Составь список литературы к выбранной теме.

Формулирование выводов и подведение итогов

Обобщи полученную информацию, запиши кратко выводы. Дай самооценку своей работе

Проведение экспериментов, наблюдений

1.Игра «Найди различия»;

2. Проведи эксперимент и нарисуй, как будут выглядеть сверху, справа, слева кубик, кирпич, стакан.

Публичное выступление

Расскажи одноклассникам о своих исследованиях.




3. Найди общие признаки

1. Секунда, минута -…….;

2. сумма, произведение -..;

3. длина, ширина -………;

4. периметр, площадь -…;

5. больше, меньше-……..;

6. аршин, пядъ-………….;

7. решение, ответ-………;

8. скорость, расстояние-...;

9. натуральное, многозначное-…;

10. десятки, сотни-……….:

11. метр, литр-……………;

12. зеркальная, осевая-…..;

11