Конспект: Заочная экскурсия по регионам «Народное ремесло»
01.02.21
Цели: познакомить с историей зарождения и традициями народных промыслов нашего края, народными умельцами нашего края и города, формировать национальное самосознание; чувство гордости и сопричастности к истории родного края, к людям труда, развивать мышление, память, речь, умение получать информацию, анализировать, делать выводы, работать в группах; учить выступать на публике, анализировать свои знания; воспитывать патриотические чувства : любовь к труду, родному краю, его традициям.
Оборудование: наглядный материал, презентация, ноутбук.
Ход занятия:
Вступительная беседа.
-Сегодня, ребята у нас с вами будет необычная беседа заочная-экскурсия и необычные гости, которые пожаловали к нам из школы настоящих чародеев и великих волшебников Хогвордс, и решили познакомится с творчеством нашего родного края. И наша задача им в этом помочь.
1. Дети отгадайте загадку.
Город угля и роз.
Город добрых сердец.
Догадались, друзья?
Этот город ____ .(ДОНЕЦК)
- Донецк является красивым центром роскошного региона – ДОНБАСС. Для каждого из нас самым важным в жизни и дороже всего есть Родина. Для нас – это Донбасс. Ведь Родина это то место где вы себя чувствуете комфортно и счастливо.
-Наши гости чародеи из отделения «Грифиндор», очень заинтересовались нашим Донецким регионом и решили провести свою исследовательскую работу, чтоб расширить представление о далеком и незнакомом для них крае.
- На наших с вами уроках мы уже много информации узнали о Донбассе, поэтому я предлагаю вам сегодня показать свои знания в полном объеме. Для этого я приготовила вот такой чудесный волшебный горшочек с вопросами. И горшочка вы будите доставать цифры означающие номер вопроса, а я вам буду его читать. Не беспокойтесь каждый вопрос найдет своего хозяин.
Отвечая на вопрос правильно вы зарабатываете себе дополнительные очки, которые повлияют на вашу оценку в конце урока. Основные условия данного вида работы это: внимательное прослушивание вопроса, быстрая реакция и правильные, полные ответы.
(выборочно ученики достают из горшочка номер вопроса, прослушивают его и дают ответ)
2.БЛИЦ ОПРОС. Волшебный горшочек.
Пётр І, возвращаясь из Азовского похода и узнав про неком «горючий камень», произнёс пророческие слова: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет». О чем он говорил? (УГОЛЬ)
Первое название города Донецк (Юзовка)
Мастерская или цех для обработки металла при помощи ковки ( Кузня)
Кто был основателем города Донецка?( Джон Юз)
Главный цветочный символ города Донецка (РоЗА)
(Музей)—это учреждение, занимающееся сбором, изучением и хранением исторических памятников.
Они есть только на террритории Донецка и Донецкой области (терриконы)
Название металлической рубахи славных богатырей (Кальчуга)
Одна из самых важных, ответственных и опасных профессий Донбасса (шахтер)
Вопрос для всех обучающихся
Какие пословицы о шахтерском деле вы помните?
Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.
Шахтеру слава, когда много угля дает лава.
Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.
3.Собери пословицу. Работа в парах.
-Раз уж мы заговорили о пословицах предлагаю продолжить работу над пословицами.
Сейчас вы поработаете в парах по карточкам. Обратите внимание на памятки на ваших столах, прочтите их.
На ваших карточках находится 2 столбика с фразами – это разорванные пословицы. Вам необходимо соединить правого и левого столбика воедино стрелочками и собрать пословицы, а так же объяснить их значение. Для этой работы у вас есть 2 минуты.
Всякая работа… надо труд любить.
Человек без ремесла… мастера хвалит.
Чтобы хорошо жить, как дерево без плодов.
-Скажите, о чем говорилось в пословицах на карточках?
- Ребята, давайте выделим главные слова в наших пословицах.
-Дети, а как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня на уроке?
-Правильно .О труде и очень особенном будет идти речь на уроке. Поговорим о необычайно трудолюбивых людях, «народных умельцах» или мастерах прошлого и настоящего нашего края, так же о ремеслах Донбасса . Потому что тема нашего урока «Народные ремесла и промыслы. Умельцы Донбасса».
-Не зря в начале перед вами появился волшебный горшочек, ведь это подсказка. Из какого материала выполнен этот предмет? (глина).
-Ребята, а как вы считаете людей умеющих из простого куска мягкой глины сотворить такой прекрасный горшочек можно назвать волшебниками? А как еще их можно назвать?
(народный умелец, ремесник, мастер своего дела)
- Молодцы. Так же сегодня вы себя почувствуете в роли настоящих волшебников и мастеров древнейшего ремесла.
4. Игра «Выбери нужные слова»
- Какие народные промыслы нашего края вам известны?
- Давайте попробуем выделить из предложенного перечня слов только народные промыслы.
Лозоплетение
Прыжки на скакалке
Резьба по дереву
Гончарство
Разведение цветов
Вышивка
Игра на музыкальном инструменте
-Изучать эту тему вместе с нашими волшебниками и чародеями было поручено небольшой группе учащихся вашего класса. И о том какие же промыслы являются самыми распространенными у нас на Донбассе они нам поведают. И благодаря их рассказам мы превратим наш класс музей народных ремесел.
Рассказ учителя.
Знаете ли вы, что Археологические исследования свидетельствуют о том, что территория Донецкого края была заселена с древнейших времен.
Находки того времени говорят о том, что люди в древние века уже изготавливали керамику, занимались ткачеством, выращивали крупный рогатый скот. Уже тогда у людей был художественный вкус и стремление к прекрасному. Об этом говорят и найденные при раскопках не только посуда, но и украшения из различных материалов.
В Донецком краеведческом музее выставлены эти предметы, найденные при раскопках.
Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны, прежде всего, внести красоту и радость в обыденную жизнь человека. Поэтому уже много веков люби всех народов знают, ценят и пополняют богатства народных промыслов.
Народные промыслы – это дна из форм народного художественного творчества.
-А кто же тогда такие «народные умельцы»?
И сегодня мы поговорим о некоторых из них и о «народных умельцах» прошлого и настоящего нашего края. В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им – топор, кирка, лопата, соха.
В быту с древних времен использовалась глиняная посуда. Поэтому гончарство является одним из древних и развитых промыслов на Донбассе.
Доклад 1 ученика
Гончарство – один из видов народных ремёсел. Глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками.
После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге.
Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью.
В ХVIII ст. распространился один из видов керамики – майолика.
Майоликовые изделия из цветной глины, расписанные в народном стиле, и ныне украшают наши современные жилища. Среди керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры и др.
Дополнение учителя
-Посмотреть образцы изделий данного ремесла вы можете в конце урока на нашей народной выставке.
И на данный момент есть в Донецке своя гончарня по улице Взлетная 7а.
В мастерской "Донецкая гончарня" дружная семья донецких мастеров по фамилии Ткаченко охотно делится секретами древнейшего из ремесел. Ежедневно, без выходных, здесь можно пройти индивидуальные мастер-классы по лепке за гончарным кругом, ручной лепке и росписи глиняных изделий. Это настоящая находка для всех, кто ищет полезный и гармоничный отдых для всей семьи, или хочет сделать запоминающийся сюрприз друзьям и любимым.
В этой уютной мастерской возрождают забытые традиции и рецепты гончаров, создавая экологичную глиняную посуду и декоративные изделия ручной работы. Наблюдая за тем, как ком глины под руками гончара превращается в красивейший кувшин, уже ощущаешь себя невольным свидетелем волшебства. Но настоящие чудеса с черепком происходят потом - в печи, где огонь и молоко придают ему невероятные краски и красоту.
Доклад 2 ученика
Лозоплетение – ремесло изготовления плетёных изделий из лозы. Широко распространён среди населения Донецкого края был корзинный промысел. Кустари-корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.
Дополнение учителя(демонстрация фото)
В Донецкой области умельцев плести из лозы немного, одной из них является
Дёмина Людмила Анатольевна
…по образованию — биолог, преподаватель биологии и химии, с детства увлеклась вязанием, бисероплетением, вышивкой.
…плетением из лозы начала заниматься с 1990 года. Преподавателя не было, училась самостоятельно, по книгам. Первые 2-3 года копировала образцы работ, осваивала основные способы и секреты плетения. Сейчас — только собственные модели, идеи и формы. Лоза, как утверждает мастерица — необычайно приятный и послушный в работе материал, из него возможно создать самые разные предметы — от миниатюрной корзинки до плетёного дома и садовой ивовой скульптуры.
Доклад 3 ученика
Кузнечное дело. О развитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк – это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская сбруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементы одежды.
Алексей Иванович Мерцалов – кузнец, работник Юзовского металлургического завода, выковавший в 1895 году вместе с молотобойцем Федором Шпариным пальму из одного рельса.hello_html_20255e45.jpg
Её ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинно художественного изделия – 3м 53см. Молот и зубило – вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы. Пальма была изготовлена на Нижегородской выставке для демонстрации качества выпускаемой Юзовским заводом продукции.
В 1900 году она была удостоена Гран-При на Всемирной выставке в Париже. Позднее знаменитую пальму стали называть Пальмой Мерцалова, увековечив имя мастера.
НАЗДРИН ДМИТРИЙ
В 1999 году Пальма Мерцалова стала символом Донецкой области и изображена на гербе Донецкой области. В конце XX - начале XXI века донецкими кузнецами были изготовлены копии и множество изделий "по мотивам" Пальмы Мерцалова. Кузнецы Донбасса гордятся своей причастностью к этому божественному делу. Ведь кузнечное ремесло издревле приписывалось верховному славянскому богу Перуну, который считался громовержцем, и Сварогу – богу-кузнецу.
Дополнение учителя
Активная деятельность кузнецов Донбасса в наше время началась в конце 90-х годов. Именно тогда возникла идея создания общественной организации Гильдии кузнецов Донбасса, в которую входят мастера и целые кузнечные мастерские из городов Донецкой.
Эта организация развивает кузнечные традиции в Донбассе, проводит фестивали, соревнования и выставки. В 2001 году, при участии Гильдии кузнецов Донбасса, был организован Международный фестиваль кузнечного мастерства «Парк кованых фигур».
Кузнечное дело в Донбассе процветает и прославляется до сих пор, молодые таланты дарят все новые и новые кованые шедевры.
Вышивка. Рушник – это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом и испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки – рушник сопровождал человека везде.
Дополнение учителя
Важно так же была цветовая гамма, ответственно подбирая которую юные мастерицы выполняли работу, Ведь каждый цвет, символизировал свое:
Белый -Это цвет силы, цвет жизни, цвет чистоты как физической, так и духовной.
Красный - Это символ неразрывной кровной связи, символ любви и рода.
Синий - является символом воды, символом женского начала.
Желтый или золотой - как цвета небесного огня, цвета Солнца, и символизируют Божественную мудрость и богатство. Помните об этом выполняя орнаментные рисунки.
-Спасибо нашим докладчикам, благодаря которым мы прониклись информацией по данной теме.
Закрепление
-Вы справились с самым сложным испытанием школы чародейства и волшебства, пусть еще вы и не стали великими волшебниками, но вы уже на правильном пути. А теперь пришло время подвести итоги. И такая честь предоставляется настоящему магу и великому волшебнику профессору Дамбелдору, который принес с собой волшебную шляпу правды.
(ученик в образе мага подходит выборочно к обучающимся и надевает волшебную шляпу на голову)
- Какие ремёсла являются распространенными на Донбассе?
-Что такое народные промыслы?
- Кто такие «народные умельцы» или ремесники?
- Назови имена людей, прославивших наш край, будучи представителями народных промыслов?
- Как называется парк, в котором мастера – кузнецы выставляют свои работы в Донецке?
- Какому ремеслу хотел научиться ты, чтобы стать полезным обществу и прославлять родной Донбасс?
-Спасибо профессор, наша беседа подошла к концу и я думаю, что обучающимся он пошел в прок, как и нашим гостям.
Ты об умельце не слыхал,
Блоху который подковал?
Припомнив мастера того,
Ты вспомни прозвище его.
(Левша)
Прочитать краткое содержание повести Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», которое является русским сказом, в котором действует главный персонаж - Левша. Именно он и подковал блоху, будучи мастером "от бога", и навсегда стал примером человека с "золотыми руками".
Сегодня имя "Левша" стало нарицательным, которым называют талантливого и смекалистого выходца из народной среды.