ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Защитники Отечества»
| ФИО (полностью) | Ященко Светлана Петровна |
| Место работы | МБОУ НОШ-ДС «Надежда» |
| Должность | Воспитатель |
| Предмет | НОД «Познание: формирование целостной картины мира» с интеграцией в образовательные области «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическое развитие», «Музыка». |
| Класс | Подготовительная группа |
| Тема и номер урока в теме | «Защитники Отечества» |
| Базовый учебник | - |
Цель урока: Расширять кругозор о героическом прошлом России и воинов - защитников русской земли.
Задачи:
обучающие: подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев слагают песни и стихи, устанавливают памятники.
развивающие: развивать интерес к истории своей страны.
воспитательные: воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости ее историческим прошлым.
Тип урока – интегрированное занятие
Формы работы учащихся – беседа, д/игра, выполнение игровых физических упражнений, чтение стихов.
Необходимое техническое оборудование – личный компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Вводная | 1 | Беседа с детьми, д/игра «Назови», Показ слайдов (3,4,5,6,7,8) | Беседа с воспитателем, Рассматривание наглядного материала | 10 мин |
2 | Основная | 1 | Рассказ воспитателя, игровые задания детям. Показ слайдов (9 -24) | Игровые упражнения, Физкультминутка. Рассматривание наглядного материала | 15 мин |
3 | Заключительная | 1 | Беседа с детьми, руководство инсценировкой. Показ слайдов(25-30) | Участие в инсценировке. Беседа | 10 мин |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | презентация | ЭОР | презентация | Презентация «Защитники Отечества» |
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание картины «Бородинское сражение».
Чтение произведений о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества, отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Заучивание стихотворений о Великой Отечественной войне
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Солтане».
Посещение музея боевой славы.
Экскурсия к памятникам героям войны 1812 года.
Разучивание песен, танцев с военной тематикой.
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», тематическое рисование к «Дню Защитника Отечества», «Поздравительные открытки к Дню Победы»
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации богатырей Древней Руси.
Активизация словаря:
Богатырь, русичи, былины, гусар, полководец, главнокомандующий, сражение, ветераны, Рейхстаг.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, 23 февраля наша страна отмечает праздник - День Защитника Отечества. Вы знаете, что нашей стране приходилось очень часто отражать нападение врагов. Ведь Россия - богатая, красивая и очень многие хотели бы владеть ею, (слайд 3)
Еще в древние времена большой опасностью для русских земель были набеги врагов. Они разоряли на Руси села и города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства
И каждый раз вставали на защиту своей Родины русские люди – русичи, так в далекие времена звали наших предков – славян, (слайд 4) Славились русичи богатырской силой, храбростью и мужеством. Об их подвигах и силе слагались песни, сказки и былины.
- А знаете – ли вы, ребята, русских богатырей? Назовите их (слайд 5)
Ответы детей:
В каких сказках (мультфильмах) мы встречаемся с богатырями? (слайд 6, 7, 8)
Ответы детей:
Много славных подвигов совершили русские люди, оберегая свою землю от врагов. В далеком 1812году на Россию напала армия французского императора Наполеона. Наполеон решил покорить Россию. Армия Наполеона была очень сильна и завоевала много стран. Но главной своей целью Наполеон считал взятие Москвы, (слайд 9)
Наполеон говорил, что если он возьмет Москву, то поразит Россию в самое сердце. Но когда его армия вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. (слайд 9)
Кутузов умело вел бои. В боях русская армия проявляла величайшую стойкость, решительность, но Наполеон все же продвигался к Москве.
26 августа 1812 года Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино. Это сражение вошло в историю как Бородинское сражение, (слайд 10)
Только темная ночь остановила бой! Наполеон сказал: «Самое страшное сражение из всех сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»
Но потери русских солдат были огромны, и тогда Кутузов приказал отступать, чтобы сохранить войска, а потом вновь ударить по врагу.
Гордо вошел Наполеон в Москву и стал ждать, когда явятся русские, но никто не пришел на поклон. Москва была пуста. Жители из нее ушли. Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир, но никто ему мира не предлагал, (слайд 11)
Ничего не оставалось Наполеону, как только покинуть Москву. Под селом Тарутино Кутузов разбил французскую армию. Последний бой был дан на Смоленской дороге. Так закончилось нашествие Наполеона, (слайд 12)
Воспитатель: д\и «Отгадай»
Ребята, отгадайте, какой из этих солдат принимал участие в Бородинском сражении? (слайд 13)
Ответы детей: картинка №4
Воспитатель: Чтобы защищать Родину, воин должен многое уметь, а главное быть сильным. Как стать сильным?
Ответы детей: Заниматься спортом, закаляться, делать зарядку по утрам и т. д.
Физкультминутка (слайд14)
Богатырь он вот каков: (показывают силача)
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял
Метко палицу бросал (имитация действий)
На границе стоял
Зорко, зорко наблюдал
Подрастаем мы, смотри
Станем, как богатыри
Воспитатель: Спустя много лет началась еще одна война – Великая Отечественная 1941-1945 годов. Война с фашисткой Германией. Гитлер, как и Наполеон, хотел завоевать весь мир, покорить нашу Россию, Москву, (слайд 15) звук
Но не суждено было сбыться мечтам врагов. Наш народ одержал победу.
Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года. Подлый враг напал на мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатства нашей страны, а мирных людей сделать рабами. Но они просчитались. На защиту Родины встал весь народ от мала до велика. (слайд 16-19) звук
В те дни появилась такая песня – призыв «Вставай, страна огромная /Вставай, на смертный бой, / С фашисткой силой темною, / С проклятою ордой».
(Звучит песня «Вставай, страна огромная», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)
Это была жестокая, принесшая нашей стране много горя и большие разрушения война. Кто из вас, ребята, знает об этой войне, слышал от взрослых, видел в кино? (высказывания детей)
Воспитатель: (д\и «Назови и покажи»)
какие вы знаете виды военной техники времён Великой Отечественной войны (слайд20)
Я, предлагаю вам ответить на вопросы викторины:
Какими наградами за заслуги перед Родиной награждают защитников Отечества? (орденами и медалями)
Какое оружие называется женским именем? (катюша) (слайд 21)
Какое звание было присвоено столице нашей Родины Москве, и городу Смоленску за героизм и мужество в Великой Отечественной войне? (город-герой)
Какое звание было присвоено нашему городу? (знак воинской славы) (слайд22)
Когда наша страна отмечает День Победы? (9 мая)
Где было водружено Знамя Победы? (в Берлине, над рейхстагом) (слайд 23)
Где проходил парад Победы? (в Москве, на Красной Площади)
Отгадайте загадку:
Вдруг из темной темноты
В небе выросли кусты.
А на них – то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми, разноцветными.
(салют) (слайд 24)
Долгие 4 года воевали наши и другие народы с фашистами. И, наконец, 9 мая 1945 года одержали сокрушительную Победу над врагом. (слайд 25) звук
Если вы думаете, что это происходило давным-давно, то ошибаетесь. Еще живы те люди, которые участвовали в этих событиях. Конечно, сейчас они совсем старенькие, но если 9 мая вы выйдете на улицу, то обязательно увидите их с орденами и медалями. (слайд 26)
Те же, кто был детьми во время войны, будут без боевых наград, но и их вы узнаете по радостной улыбке - это тоже их праздник, они точно знают цену мирному небу над головой.
Но это и наш праздник, потому что он – история страны.
А чтобы помнить об этой истории люди устанавливают памятники и отмечают праздники. Герои живут среди нас, и не всегда различишь героя в скромном человеке. Почтим память всех погибших за нашу Родину минутой молчания.
На площадь приходим с цветами,
Бессменно солдат там стоит,
И Вечный огонь – наша память –
Всегда озаряет гранит. (В. Губарев) (слайд 27)
В нашей стране этот день – выходной, в Москве на Красной площади и в других больших городах в День Победы проводятся военные парады, вечером над всей страной раздаются самые мирные на свете взрывы – салют Победы. (слайд 28-29)
И, сегодня, в наши дни, защитники Отечества защищают нашу Родину – Россию. Многие наши мальчики, когда, вырастут, станут военными и будут служить в армии, чтобы защищать Родину. (слайд 30)
Мы играем, мы играем,
Мы – пехота, моряки.
Мы ракеты запускаем,
Любим звонкие клинки.
Мы мечтаем, мы мечтаем,
Что, когда мы подрастем,
Пехотинцами мы станем
И во флот служить пойдем.
На границу и в саперы,
В летчики, в подводный флот.
Подрастем мы очень скоро,
А пока игра идет.
(песня «Будем в армии служить» муз. Ю.Чичкова, сл. В.Малкова)