Методическое сообщение на тему:
«Здоровье - сберегающие технологии на уроках в музыкальной школе».
Подготовила преподаватель высшей категории Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально – психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни и условиями жизни в школе.
Здоровье – сберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно – воспитательного процесса, реализации общеобразовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.
Учитель на уроках с помощью здоровье – сберегающих технологий может и должен сохранять и укреплять здоровье учащихся.
Главной задачей занятий музыкой стало: снимать нервно – психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.
Содержание программ в музыкальной школе учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста (неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включение заданий, связанных с движениями, органичного сочетания различных форм работы на уроке.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей, имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.
Во время занятий, необходимо строго следить за соблюдением учащимся правильной осанки, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки проводятся, учитывая специфику урока, с музыкальным сопровождением. Это могут быть песни – игры, музыка с движениями, пластическим интонированием.
Музыка, движения – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, помогает сконцентрировать внимание для дальнейшей работы.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей, имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может и привести в крайне возбуждённое состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Музыкотерапия становится признанной наукой. Занятия музыкой могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровье – сберегающие технологии.
Игровая деятельность на уроках можно рассматривать, как средство активации творческого проявления учащихся, так как именно игровые технологии в большей степени обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся.
Внедрение игровых технологий в учебный процесс позволяет:
- активизировать процесс обучения;
- реализовать идеи обучения;
- повысить темп урока:
- ввести эмоциональную приподнятость на уроке (поощрение соперничества, конкуренции).
Цели применения игровой технологии:
- активизация познавательной и творческой активности обучающихся и повышение мотивации обучения.
Задачи:
- повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе игровых форм и приёмов;
- повышение эффективности урока через использование игровой технологии.
Игровая деятельность в музыкальной школе включает в себя: пластическое интонирование, инструментальное музицирование и драматизацию.
Драматизация – это разыгрывание сюжета изучаемого произведения.
Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на инструменте.
Пластическое интонирование – это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающая её образ. А так же пластическое интонирование – это один из видов деятельности учеников на уроках.
В заключении хотелось отметить, что игра – первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.
2016 год.