Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыкального искусства.»
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыкального искусства.
Стяглий Вероника Михайловна, учитель музыкального искусства МОУ «Школа № 144 г. Донецка».
Я выбрала для себя достаточно актуальную проблему, над которой работаю первый год: «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыкального искусства».
Здоровье школьников, его сохранение существует уже давно. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы он в процессе обучения использовал здоровьесберегающие технологии - способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Можем ли мы, учителя музыки сохранять и укреплять здоровье учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий? Поэтому кроме традиционных этапов урока применяю так называемую музыкальную терапию, способствующую сохранению здоровья школьников.
Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой».
Раннее детство - это самый благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
На уроках музыки в начальных классах я использую как можно чаще игровую форму, которая позволяет развивать у детей группу музыкальных сенсорных способностей (умение слышать высоту, длительность, силу, тембровую окраску звуков).
Упражнения по музыкотерапии.
«Нарисовать в своём воображении картину».
По взмаху «волшебной палочки» дети закрывают глаза, расслабляются. Голос учителя звучит мягко, проникновенно: «представьте, как красиво вокруг: светит яркое, ласковое солнышко, согревая нас своими золотистыми лучами; среди густой, зелёной травы «разбрелись» полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки; с цветка на цветок перелетают восхитительные красивые бабочки. Слышите, как стрекочут кузнечики, звенят крылышками стрекозы, жужжат жуки, в вышине поёт жаворонок? Вдруг подул лёгкий ветерок и зашуршал травой…».
Учитель просит ребят дополнить эту звуковую «картину».
Музыкально – двигательная терапия.
Включаемые в уроки музыки разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку также могут быть средством арт-терапии.
Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь.
Таким образом, использование различных элементов арт - терапии открывает новые пространства для свободного творческого самовыражения. Возможности арт - терапии позволяют активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него на всю структуру личности, формируя систему его духовно-нравственных ценностей и идеалов.