СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесбережение. Цвето-рисуночный тест.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (авторы А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг).

Цвето-рисуночный тест предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности.  Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. 

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение. Цвето-рисуночный тест.»

Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (авторы А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг).

Цвето-рисуночный тест предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности.  Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. 

Необходимые материалы:

  • лист белой бумаги для каждого испытуемого (на листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка);

  • цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый.

Процедура проведения:

Инструкция №1:

«Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то настроение, которое вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами.»

При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.). Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.

После того как школьники справится с заданием, экспериментатор дает инструкцию №2:

«Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, ваш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок)- Рисовать нужно на правой стороне листа.»

Время для проведения теста не должно ограничиваться!

Ключ к обработке результатов:

Цвет в квадрате

Рисунок

Состояние

Красный

Тетрадь, парта, класс, доска и другие школьные атрибуты

Активация

Красный, сочетание красного и желтого

Радуга, Новый год, елка, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, «5», солнце, воздушные шары

Радость

Зеленый

Светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглер в цирке, классная доска

Внимание, сосредоточенность (в 1 классе это состояние может быть изображено красным)

Розовый

Робот, компьютер, машина, принцесса, кукла

Мечтательность, мечтание, фантазирование

Черный

Дождь, клякса, ребенок спит за партой

Утомление, усталость

Оранжевый

Цветы, дети играют, животные, ребенок помогает старушке

Дружелюбие, доброжелательность

Желтый

Разбитая ваза, ребенок с учительницей, мамой

Искренность

Голубой

Душ, бассейн, море

Бодрость

Синий

Скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука

Азарт

Синий

Дети с учительницей, со старшими

Уважение

Коричневый

Поле, скорая помощь, могилка, ребенок упал, мама гладит по голове ребенка

Сочувствие, сострадание

В таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей мл. школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности (объем выборки более 1000 чел.).

При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном психическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.

Источник: «Методики диагностики и измерения психических состояний личности»/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2004 год.