Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ
_______________________________________________________________________
Реферат
По предмету: «Физическая культура»
По теме: «Здоровье как социальная категория»
Выполнила:
студентка 18-тех группы 3 курса
Колесник Влада
Калининград, 2020
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Здоровье индивида 4
2. Основные компоненты здоровья. 6
2. Критерии здоровья 7
ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ: 8
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ? 8
3. Образ жизни и его влияние на здоровье. Основы здорового образа жизни. 8
4.Здоровье — это социальная ценность 11
Заключение 16
Список используемой литературы 18
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья, здоровье населения предопределяется многими факторами: сущностью общественно-политического строя, социальной политикой, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций различных групп населения, условиями труда и быта, уровнем благосостояния, социальным обеспечением, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, развитием здравоохранения и медицины. Кроме социальных и биологических факторов здоровье населения во многом определяется субъективным отношением индивидуума к своему здоровью и здоровью окружающих людей, его образом жизни.
Актуальность физического воспитания населения очевидна. Наличие крепкого здоровья и высокой общей работоспособности базируются на необходимой физической подготовленности и нормальном физическом развитии.
Жизнедеятельность — сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития.
Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности — общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.
В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность. Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.
В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или хроническое заболевание.
Здоровье как социальная категория – показатель национального престижа, фактор доверия к политической и экономической системе государства, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления.
Таким образом, жизнедеятельность, здоровье и безопасность в современных условиях очень тесно взаимосвязаны.
1.Здоровье индивида Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья
Выделяются 3 компонента здоровья человека:
Физическое здоровье включает в себя показатели: уровень физического развития (вес, рост, объемы и т. п.), функциональная подготовленность организма к физической нагрузке (кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы), развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), адаптационные возможности организма (иммунитет на простудные и др. заболевания).
Духовное здоровье объединяет в себе психическое, нравственное здоровье, моральные принципы, общечеловеческие истины: добро, любовь, красоту, активное стремление к улучшению общественного строя.
Социальное здоровье рассматривается как стремление человека к самосовершенствованию и самообразованию, активность в быту. Оно включает в себя показатели уровня жизни человека, социальные, жилищные условия, удовлетворение социальных потребностей.
Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Это явилось посылкой для создания теории здоровья. Проблема здоровья человека до сего дня была монополизирована медициной, которая является практически наукой о болезнях человека – «человекопатологией».
Раскроем понятие здоровье более полно, как:
отсутствие болезней;
нормальное функционирование организма;
динамическое равновесие организма в системе «человек-окружающая среда»;
полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
способность к полноценному выполнению основных социальных функций (общение, образование, труд).
Здоровье – это способность человека приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям, способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, способность сохранять себя.
Поэтому качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни - имеют довольно широкий диапазон толкования. Различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др. Способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья.
В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков находятся под пристальным вниманием специалистов - валеологов.
В ряде регионов в учебных заведениях предусмотрена должность педагог – валеолог – организатор. Среди выпускников школ уже 80% школьников нельзя назвать здоровыми. По мере обучения растет частота таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, аллергические реакции, астматические синдромы, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.
Объективные причины недостатков учебных заведений:
Неудобная мебель, несоблюдение воздушно-теплового и светового режима,
Неправильное расписание учебных занятий, скудное финансирование.
Неправильные действия педагогов и родителей: безграмотность в вопросах валеологии, равнодушие к здоровью детей, формальное отношение к своим обязанностям и др.
2. Основные компоненты здоровья.
Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:
социальное здоровье (благополучие);
духовное (нравственное) здоровье;
физическое здоровье.
Социальное здоровье – когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.
Духовное здоровье – здоровье нашего разума.
Духовное здоровье зависит от:
системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;
умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний
Духовное здоровье достигается за счет умения:
жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества;
прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;
разрабатывать и оптимально адаптировать модель своего поведения применительно к окружающей среде.
Физическое здоровье – это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:
двигательной активности человека;
рационального питания;
закаливания;
соблюдения правил личной гигиены;
безопасного поведения в повседневной жизни;
оптимального сочетания умственного и физического труда;
умения отдыхать;
отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.
При оценке физического здоровья используют четыре основных критерия:
наличие или отсутствие хронических заболеваний;
уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
состояние основных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т.д.;
степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.
Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.
2. Критерии здоровья Общая выносливость. Физиологической основой является аэробная производительность, т.е. способность длительно выполнять работу, в которой участвует более половины мышечной массы тела с интенсивностью 50 % от критического уровня ( МПК-макс. потр.кислорода), определяется в ф/к по тесту Купера, бегу на выносливость, тесту РВС-170.
Критерием здоровья является устойчивость нервной системы. Проявляется в нормальном сне, хорошей активности, отсутствием сонливости днем, естественных поведенческих реакциях во взаимоотношениях в семье, в коллективе.
Степень закаленности – способность устойчиво сохранять постоянство температуры тела. От закаленности зависит функция иммунных механизмов, защищающих от инфекции, вызываемых вирусами и инфекционно-аллергическими реакциями.
Отсутствие признаков деформации скелета или степень их выраженности могут служить критерием здоровья.
ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ:
1. Иммунная система, специфическая и неспецифическая устойчивость к неблагоприятным повреждающим факторам
2. Показатели роста и развития
3. Функциональное состояние организма и его резервные возможности
4. Наличие какого – либо заболевания или дефекта развития
5. Уровень морально-волевых и мотивационных установок
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ?
20% - от наследственности
20 % - от внешних условий, экологии
10 % - от деятельности системы здравоохранения
50 % - от образа жизни человека
3. Образ жизни и его влияние на здоровье. Основы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать творческий потенциал.
Здоровье человека на 60 % зависит от образа жизни, на 20 % - от окружающей среды, на 8% - от наследственности.
Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:
1.Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом.
2.Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе.
3.Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (психофизическая, аутогенная тренировка).
4.Разумное использование методов закаливания.
5.Рациональное питание.
Образ жизни – это показатель, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья.
От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). Здоровье – главный дар, данный нам нашими предками и не всегда разумно и слишком расточительно расходуемый нами.
Под здоровым образом жизни понимают индивидуальную систему поведения человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:
Активные действия самого человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил, рациональное питание, соблюдение режима дня, сексуальное воспитание и т.д.) и
Стремление человека избежать действия факторов, способствующих разрушению здоровья (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания и употребление спиртных напитков, безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений).
Важные составляющие здорового образа жизни - личная гигиена, доброжелательные отношения в семье и нравственное поведение.
Здоровый образ жизни – не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Особенно важно, чтобы с самого раннего детства подрастающее поколение стремилось ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Заболеваемость молодежи (людей в возрасте от 16 до 29 лет) за последние 5 лет увеличилась на 26 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 % (по данным ВОЗ).
Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода.
Поколениями разумных людей выработаны простые и понятные рекомендации по здоровому образу жизни:
познай самого себя и не ставь перед собой нереальных целей;
содержи свое тело в чистоте;
правильно и хорошо питайся;
трудись, соблюдая правила безопасности, режим труда и отдыха;
правильно выбирай друзей;
содержи свой внутренний мир в чистоте;
научись говорить «нет» соблазнам;
если чувствуешь себя больным, обратись к врачу; лекарства принимай по назначению врача, своевременно проходи профилактические осмотры и делай прививки.
Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни – личная заинтересованность человека.
Надо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем лучше, чем раньше человек начинает работать над собой, над сохранением и умножением своего здоровья.
Общественное здоровье — важнейший социальный, экономический и политический фактор.
От него и его уровня зависят во многом экономические ресурсы, физический, духовный, нравственный потенциал общества.
В результате анализа системы социальных ценностей, которые влияют на здоровье человека, можно сделать следующие выводы:
1. Социальные процессы в современном обществе оказывают существенное влияние на здоровье населения.
2. Наличие социальных потрясений (стрессогенность общества), ограничение развития человека посредством создания ему неблагоприятных условий (силовой контроль, апатия, «упадок духовных сил» и т. д.) формируют глубинные психологические процессы, вызывающие тяжелые
болезни.
3. Особое субъективное отношение к здоровью и здоровье в субъектных отношениях индивидов, индивидов и общества в их сложном взаимодействии;
4. Здоровье — как мера свободы индивида в качестве субъекта исторического действия.
Социокультурные характеристики феномена здоровья, как явления социального мира, играют в жизни человека не последнюю роль. Осмысление знаний этих характеристик здоровья в современном мире, раскрывают сущность активности, самосознания, познания, самореализации человеком социальной природы здоровья.
4.Здоровье — это социальная ценность
1. По своей социально-ценностной сущности здоровье — это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Особую актуальность ценностные характеристики приобретают в условиях возрастания угрозы здоровью на планетарном уровне, динамизма в развитии человеческой популяции, специфической ситуации со здоровьем, сложившейся в современной России.
2. Здоровье как индивидуальная ценность — это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации.
3. Здоровье как социальная ценность — это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в решении общественных задач, что обеспечивает личности достаточный уровень социальной адаптивности.
4. Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах.
5. На протяжении всей истории человечества здоровье рассматривалось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному.
6. В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиологических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско-аксиологического метода — подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья.
7. Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности.
8. Здоровье конкретного общества относительно, но степень его относительности ограничена определенными пределами: объективностью функций здоровья, его зависимостью от исторической эпохи, соотношением с другими ценностями, психической организацией человека. Основными принципами научной организации деятельности по укреплению здоровья выступают: целостность, историзм, преемственность, сочетание общечеловеческого и национального, принцип главного звена и др.
9. По показателю отношения общества к индивидуальному здоровью его членов, можно утверждать, что для современной России характерно противоречие между всё большим осознанием его как высшей ценности и фактическим «обесцениванием здоровья как ценности». Это является следствием снижения социальной нацеленности политики государства, уменьшения расходов на здравоохранение, имущественной дифференциации населения и других социокультурных факторов, доля и роль которых значительно возрастает по сравнению с природными факторами. Это свидетельствует о росте влияния социальных причин на ценностное отношение к здоровью и личности, и общества.
Сенсорная информация — это информация, воспринимаемая с помощью органов чувств, — зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная.
Структурная информация воспринимается на клеточном уровне. Например, когда клетки крови фагоциты набрасываются и уничтожают попавшую в организм гноеродную бактерию, мы можем говорить о структурной защитной реакции здорового организма. Боль и температура, сопровождающие процесс, это вторая стадия стрессовой адаптации. И чем опаснее инородный агент, попавший в организм здорового человека, тем мощнее структурная система защиты. На ней, в частности, основана невосприимчивость к некоторым инфекциям после болезни или вакцинации. В тело человека поступает структурная информация в виде вируса оспы. Организм вырабатывает специальные антитела, которые могут разрушить этот вирус, вырабатывает их в количестве большем, чем нужно для борьбы с имеющимся количеством возбудителей, и оставляет антитела про запас. Это называется иммунитет, невосприимчивость к определенным заболеваниям.
Факторы внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).
Эмпирическим, опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Но о мотивациях речь пойдет дальше, а пока для окончательного осознания того, что здоровье — это социально-психологическая категория.
Одним из доминирующих социальных факторов, влияющих на здоровье человека является социальный стресс. Кеннон определил социальный стресс как реакцию на чрезвычайную ситуацию. Если происходящие события не предсказуемы и не поддаются контролю, то они будут особенно стрессогенными — как для людей, так и для животных Таким образом, природные бедствия и неблагоприятная социальная окружающая среда являются стрессогенами, так же как и изменения в жизни, и ежедневные мелкие неприятности. Все эти стрессогенные факторы могут подвергать опасности здоровье путем подавления иммунитета и замедления процессов заживления и регенерации.
Экстремальные — значит крайние, чрезвычайные, заканчивающие собой границу допустимого. Например, человек может прожить без воздуха пять минут. Ситуация лишения воздуха для человека экстремальная. В течение этих минут, отделяющих жизнь от смерти, особенно бурно проявляются три последовательные реакции организма на стресс-фактор. Их называют стадии адаптации, приспособления или стадии стресса. Стадии стресса описал Ганс Селье, и они одинаковы для любых экстремальных ситуаций.
Первая стадия — стадия тревоги — наступает сразу, как только человек сталкивается с угрожающей ситуацией. Допустим, на человека напали и набросили на голову пластиковый мешок. Личность инстинктивно готовится к сражению: по сигналу мозга ускоряется передача нервных импульсов, гипофиз выбрасывает в кровь гормоны, мышцы напрягаются, учащается сердцебиение, увеличивается объем крови, повышается кровяное давление, селезенка выбрасывает в кровяное русло свежие эритроциты, все готово к бою.
Вторая стадия — стадия сопротивления или приспособления. В условиях нашего примера, когда времени крайне мало, многое зависит от способности брать себя в руки и принимать неординарные, необычные решения — например, прокусить мешок. На этой стадии помимо всего повышаются защитные силы организма, перестраивается иммунная система. Вот почему иногда у человека, пережившего стресс, заживает старая, хроническая рана, однако именно на почве стресса может обостриться какое-то старое заболевание. Например, язва желудка.
Третья стадия стресса — стадия истощения, или дистресса. Здесь организм терпит поражение. Проявляется она отрешенностью, нарушением ориентации в пространстве, подавленным настроением — депрессией, болями в теле.
Обратимся снова к нашему первому примеру — стрессу, вызванному ссорой с любимым человеком.
На протяжении жизни человек постоянно подвергается различным стрессам. Способность преодолевать их воздействие зависит от внутренних возможностей организма и условий окружающей среды.
Человек родится с определенным информационным наследственным набором. В пределах этого набора он может формировать свои взаимоотношения с окружающим миром.
Заключение.
Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.
В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.
Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.
Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).
Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.
Заключение
Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.
В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.
Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.
Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).
Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.
Список используемой литературы
Физическая культура студента. Учебник под ред. В.И. Ильинича. М. Гардарики. 2003г. с. 131.
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым. Глав. ред. В.А. Володин. М. Аванта+. 2002г.
Основы безопасности жизнедеятельности. А.Т. Смирнова и др. Авт.- сост. В.А. Шкенев. 2006г. с. 8.