СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье как социальная категория

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровье как социальная категория»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации Западный Филиал

Коммерция 8К-02/0

Физическая культура











Реферат на тему:

Здоровье как социальная категория

























Работу выпонила: Полякова Анна 8К

О здоровье в целом.

В настоящее время существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев:

  1. отсутствие болезни;

  2. нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;

  3. полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

  4. способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

  5. способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Общественное здоровье – это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом. Общественное здоровье – характеристика одного из важнейших свойств, качеств общества как социального организма; составляющий фактор внутреннего валового продукта (ВВП), функция и производное общества.

Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» - Артур Шопенгауэр.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Социальное здоровье характеризуют как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно-полезное дело, альтруизм (бескорыстная забота о благе других людей) и др.

Наиболее важной областью социального здоровья является социальное здоровье подрастающего поколения, так как именно в подростковом возрасте закладываются основы и принципы поведения человека в обществе, его социальное поведение и отношение к моральным ценностям.

Что из себя представляет здоровье:

1. Общественное здоровье, как и здоровье каждого гражданина, представляет стратегическую цель государства и народа, условие национальной безопасности страны.

2. Здоровье - экономический ресурс общества и главное условие воспроизводства трудового потенциала.

3. Здоровье обеспечивается значительным использованием экономических ресурсов, денежных средств государства и населения.

4. Здоровье выступает в качестве самого представительного показателя уровня, образа, качества жизни людей.

Охарактеризуем более подробно указанные проявления здоровья как социальной и экономической категории, понимая под здоровьем органичное сочетание личного и общественного здоровья.

Здоровье является основой общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания. Значение общественного здоровья для экономического и социального статуса страны, ее места в мировом сообществе, отношения к ней других стран чрезвычайно важно. Есть весьма и весьма важные основания для рассматривания достижения высокого уровня состояния здоровья населения и его поддержания общегосударственной идеей, способной объединить вокруг себя представителей самых разных народов, населяющих страну, политических и общественных движений, социальных групп.

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща не только отдельным индивидам, но и обществу в целом. Будучи важнейшим свойством трудовых ресурсов, общественное здоровье оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие, приобретая наряду с такими качественными характеристиками рабочей силы, как образование, квалификация, роль ведущего фактора экономического роста.

Именно примат здоровья, простой, ясный и понятный каждому гражданину, должен лежать в основе любой идеи, претендующей на роль общенародной. Только физически и нравственно здоровый народ в состоянии адекватно воспринимать и оценивать жизнеутверждающие принципы патриотизма, соборности, коллективизма, добра и справедливости, взаимоуважения и терпимости, мира и согласия, знания и веры, мечты и идеала. Только он может сделать их нормой и правилами повседневной жизни, целевыми установками поведения.

В результате коренного изменения геополитической ситуации, всеобщего признания прав человека на жизнь, демократических свобод, равенство возможностей на 1-е место в системе жизненных ценностей объективно выдвигается здоровье как одного человека, так и общества в целом. В условиях становления и развития рыночных отношений в России личное здоровье человека неизбежно становится фактором, определяющим не только характер и образ жизни, но и потенциал конкурентных возможностей. Помимо физических и нравственных страданий, потеря здоровья влечет за собой ограничение возможностей сохранения и дальнейшего роста социального статуса, нарушение баланса стремлений и потребностей личности. А здоровье каждого из граждан есть составляющая здоровья всей нации.

С состоянием здоровья населения тесным образом связана безопасность страны. Возможность призыва в армию, формирования Вооруженных сил полноценными исполнителями воинских обязанностей резко снижается в условиях, когда уровень здоровья молодого поколения не соответствует требованиям жестких условий армейской службы. То же в существенной степени относится к самым разнообразным военизированным службам. внутренней безопасности, охраны, органов обеспечения порядка и борьбы с преступностью.

Проблема соотношения социального и биологического в человеке – это ключ к пониманию природы и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоциальные категории, так как здоровье и болезни человека, по сравнению с животными, – это новое, опосредованное социальным, качество.

Концептуальные модели здоровья, основными среди которых являются:

  1. медицинская модель здоровья предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов;

  2. биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье;

  3. биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные факторы, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придается приоритетное значение;

  4. ценностно-социальная модель рассматривает здоровье как ценность, необходимую предпосылку для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.

Психическое здоровье как одна из наиважнейших составляющих социального здоровья.

Поскольку человек на протяжении всей жизни коммуницирует с обществом, ему необходимо иметь стабильную, здоровую психику (иначе говоря, психическое здоровье). Давайте же разберёмся, что такое психическое здоровье и почему оно так важно:

Психическое здоровье человека – это, по определению ВОЗ, состояние человека, при котором у него отсутствуют какие-либо отклонения в психике, а также благополучно реализуется собственный потенциал, успешно выполняется необходимая деятельность и вносится вклад в развитие социума.

В более широком понимании, по концепции ВОЗ, к критериям психического здоровья личности можно отнести следующие показатели:

  1. осознание уникальности и постоянства собственного «Я»;

  2. константность и идентичность реакций психики на схожие ситуации;

  3. критичность к собственной психической деятельности и ее результатам;

  4. адекватность реакций частоте и силе воздействий среды на психику;

  5. способность управлять собственным поведением в соответствии с правилами, установленными в социуме;

  6. умение ставить цели, выстраивать план деятельности и доводить начатое дело до результата;

  7. способность изменять свое поведение в зависимости от изменяющейся ситуации.

Уровни психического здоровья.

Здоровье в психическом плане не может существовать отдельно от социума. Именно поэтому, это в сильно затрагивает здоровье человека. Конечно же, здесь нужно сразу обозначить, что влияние может быть, как позитивного характера, так и негативного. Вот, к примеру, человек может испытывать некоторые трудности в семье. В следствии этого факта он мучает себя, что приводит к деградации. В дальнейшем отношение к обществу будет также изменено не в лучшую сторону.

Социальное здоровье – это так называемый навык, который приходит с опытом. Человек учится находить контакт с любыми людьми, а также развивает навыки, которые могут понадобиться во время общения. Не редко случается так, что из-за семейных проблем страдает сама личность, которая принимает в них участие. В результате этого человек просто-напросто замыкается в себе и изолирует себя от всех окружающих людей. В таком случае, многие люди отдают предпочтение разнообразным социальным сетям, которые, по их мнению, способны заменить им реальную жизнь. Таким образом, социальное здоровье данной личности не поддается полноценному развитию.

Так, первый и высший уровень – идеальное психическое и физическое здоровье человека. Гармоничное развитие, в наличии все критерии здоровья психики, отсутствие предпосылок к развитию душевных заболеваний.

Причины возникновения психических заболеваний различны. Это могут быть поражения головного мозга вследствие травм, инфекций (например, менингит, энцефалит), приём токсических веществ, наследственность, а также сумасшедший темп жизни, существенные рабочие нагрузки и многое другое. Наиболее часто встречающимися психическими расстройствами на сегодняшний день являются депрессия, неврастения и шизофрения.



Второй уровень – среднестатистический. Это, можно сказать, «норма», которая характерна для популяции, возрастной группы, пола, социального положения и условий, в котором находится человек.

Третий уровень – уровень акцентуаций. Это заостренные черты темперамента и характера, которые граничат с нормой и при очень неблагоприятных условиях могут перетечь в заболевания психики.

Четвертый уровень – предболезнь. У человека начинают проявляться точечные симптомы психических расстройств.

Здоровый человек отлично умеет выстраивать отношения с людьми независимо от разницы в интересах или социальном положении. Он принимает людей со всеми их достоинствами и недостатками, умеет удерживать баланс между «брать» и «давать» в отношениях с окружающими.

Такой подход к здоровью имеет ряд важных для практики следствий:

Для прикладных целей достаточным является так называемое «функциональное определение здоровья, основанное на подходе Т. Парсонса и восходящее к эволюционной теории представление о дисфункции», согласно которому «под психическим здоровьем понимается способность человека полноценно функционировать в основных социальных ролях». Такой подход к здоровью имеет ряд важных для практики следствий:

  1. относительность здоровья, подразумевающая отсутствие «абсолютного» психического здоровья. Это значит, что нет человека, который мог бы сохранять свое психическое здоровье в любых социальных ролях или ситуациях;

  2. ограниченность подхода социокультурными нормами общества или социальной группы;

  3. функциональное понимание психического здоровья не подразумевает полного отсутствия симптомов психического расстройства, а только констатирует, что такая симптоматика, если она имеется, не вызывает социальной или поведенческой дисфункции



Профилактика для сохранения и укрепления психического здоровья.

  1. правильно питаться. Слишком сладкая и жирная пища в чрезмерных количествах приводит к изменению работу гормональной системы. В результате чего изменяется и состояние психики. Также на нем сказывается недостаток полезных микроэлементов и витаминов;

  2. быть активным в физическом плане. Во время занятий физкультурой и спортом мозг насыщается кислородом, вырабатываются полезные гормоны и устраняются негативные мысли;

  3. стремиться к самопознанию. Принимать свои сильные и слабые стороны, работать над последними; учиться контролировать свои эмоции, выявлять у себя новые таланты и способности;

  4. избавляться от вредных привычек. К этому пункту относятся как химические, так и психологические виды. Избавившись от алкоголя, сигарет, зависимости от мнения и поведения других людей, можно здорово укрепить состояние своей психики за счет возникновения нового ощущения свободы.

Психический компонент здоровья – это его неотъемлемая составляющая, так как человек с больной душой не может считаться здоровым даже при идеальном физическом состоянии, и уж тем более, ему будет сложно адаптироваться в обществе. Методы сохранения и укрепления психического здоровья заключаются в личностном развитии, работе над собственными недостатками и поиском новых позитивных черт, способностей и талантов.

Существует связь между физическим и социальным здоровьем. Многие факторы социального здоровья на него влияют, так как одних биологических факторов недостаточно для обеспечения качественного здоровья
человека на протяжении всей жизни. Из факторов социального здоровья, в наибольшей степени на физическое здоровье влияет образ жизни человека. Благодаря здоровому образу жизни, человек способен качественно выполнять свои профессиональные, общественные и бытовые функции в максимально не опасных для физического здоровья условиях. На физическое здоровье отрицательно может сказаться отсутствие достойных социальных условий для жизни, подверженность отклоняющемуся поведению, что способствует низкому уровню социального здоровья.

Статистика.

В настоящее время в России сложилась очень тяжелая демографическая обстановка. Всероссийский съезд врачей (июнь 1997) констатировал, что население России сокращается с невиданной скоростью: рождается 10 человек, а умирает 15 на 1000 населения. С 1992 года прирост населения стал отрицательным, а Россия стала депопулляционной страной: за год рождается меньше людей, чем умирает. Одним из важнейших показателей здоровья населения является уровень младенческой смертности. В 1997 году в России он достиг 19,86 на 1000 новорожденных (в США – 8,4, в Японии – 5,3).

Смертность детей старше 1 года выросла за последние 10 лет ХХ века на 35%. В структуре причин смерти на 1 месте несчастные случаи, отравления, травмы (46,7% среди детей в возрасте от 1 года до 4 лет, 76% среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет).

За последние 5 лет ХХ века частота онкологических заболеваний среди детей и подростков увеличилась на 13%, эндокринных – на 29,5%, болезней крови – на 35,4%, астмы – на 40%, болезней органов пищеварения – на 21,6%. В 1990 году из 1000 детей хроническими заболеваниями гастродуоденальной системы страдали 60 – 70, в 2000 году – 530-600.

По данным МЗ РФ из 6 млн. подростков 15-16 лет у 94,5% диагностируются различные заболевания, 1/3 которых ограничивает выбор профессии. В России лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. За 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%, 75% из них имеют хронические заболевания. А это – будущие матери, носительницы генофонда нации, что вызывает особую тревогу (постулат: «здоровые родители – здоровые дети»).

Эпидемиологические данные убедительно свидетельствуют о том, что у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин. Мужчины умирают от инфаркта миокарда чаще в 7,5 раза в возрасте от 40 до 49 лет; в 5,5 раза - в возрасте от 50 до 55 лет и в 2,5 раза - в возрасте старше 60 лет. Неодинаковая продолжительность жизни мужчин и женщин объясняется и генетическими различиями в хромосомном аппарате ядра клетки, в наличии двойного набора Х-хромосом у женщин, которое определяет более высокую надежность важных механизмов биологической регуляции клетки. Необходимо отметить, что биологический потенциал здоровья человека предполагает продолжительность его жизни значительно большую, чем он имеет в настоящее время.

Общественное здоровье населения России в конце ХХ и в начале ХХ1 века находится в состоянии кризиса. Основное проявление кризиса здоровья в России – в уменьшении ожидаемой продолжительности жизни, депопуляции за счет падения рождаемости и увеличения смертности. Суть депопуляции в увеличении числа смертей среди людей 30-50-летнего возраста за счет травм и отравлений. Громадное значение имеет детская смертность, трудности родов, отказ от второго ребенка и последствия абортов, особенно до рождения первого ребенка.

За прошедший 2019 год доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, по данным Минспорта РФ, составила 43%, что на 3,2 процентных пункта выше, чем годом ранее. Согласно данным Минспорта РФ, лидерами по доле населения, занимающегося физкультурой и спортом, являются Краснодарский край, где показатель составляет 52,5%, Республика Дагестан (50,2%), Республика Тыва (50,1%), Тамбовская область (49,6%) и Республика Татарстан (49,5%).

Положительные тенденции наблюдаются и в борьбе с вредными привычками. По данным выборочного исследования состояния здоровья населения, проведенного Росстатом в 2019 году, 24,2% россиян являлись потребителями табака, но при этом за прошедшие десять лет количество курильщиков сократилось на 17 миллионов человек. Снижаются и расходы на табачные изделия - по итогам 2019 года они сократились в 48 российских регионах.

Снижение уровня здоровья во многом зависит от социально-экономических факторов, образа жизни людей, от состояния окружающей среды и наследственности. Но и природные условия, которые в скрытом виде присутствуют в строках «образ жизни» и «окружающая среда», определяют многие черты уровня популяционного здоровья.

Изучив социальную стабильность и социальное благополучие можно отметить, что они являются важными составляющими социального здоровья общества, еще они определенно находятся в зависимости друг от друга, ведь без социальной стабильности находиться в социальном благополучии невозможно и наоборот.

Из всего вышесказанного видно, что значение социального здоровья
огромно как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Значимость социального здоровья заключается в том, что оно определяет уровень социальных взаимоотношений, влияет на психическое и физическое здоровье человека, сказывается на всем здоровье. Оно является необходимым условием для нормальной и полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в трудовой, экономической, культурной, научной деятельности и социальной жизни.



















Социальное здоровье в повседневной жизни.

Любимая и приятная работа раскрепощает, придаёт уверенности в себе и дарит хорошее настроение. А, как известно, все эти факторы способствуют общительности. Однако, как показывает практика, хорошая работа – это не залог социального здоровья и благополучия. Не всегда она имеет сильное влияние. Благополучие… Практически каждый человек вкладывает в это слово своё значение. Для большинства – это идиллия, ощущение счастья и полной гармонии. Но так ли это на самом деле? Да, благополучие неразрывно связано с гармонией. Но всё же это – не отсутствие проблем, а умение, находясь в стеснённых обстоятельствах, сохранять положительный настрой.

Нравственность индивидасовокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам.

Социальная адаптация – способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.

Социализация – это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье).

Социализация – это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.

Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Если оценка выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту (а тем самым и к нарушению здоровья). Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других. Для воспитания положительной самооценки у детей необходима доброжелательность, разумная требовательность и одобрение даже в тех случаях, когда их поведение или выполненная работа нам не травится. При этом ребенку важно объяснить, что осуждение (плохая оценка) направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность).

Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества – пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.

Стресс – это неспецифическая реакция общего напряжения организма (личности) на любое предъявленное ему требование, непременно сопровождающееся перестройкой его защитных сил.

Стрессор – это любой фактор, необычный по силе и длительности действия на человека. К числу стрессоров можно отнести физические, связанные с интенсивной физической нагрузкой, охлаждением, перегреванием, травмой, операционным вмешательством, непривычными внешними условиями и др. и психические, воздействующие на психику и вызывающие сильные эмоции (сложности жизни, потеря дорогих людей, несложившаяся семейная жизнь, болезни детей, особенно хронические, неудачи на работе в учебе, трудности реализации себя, интенсивная интеллектуальная деятельность; даже простые математические действия, производимые в уме, сдача экзаменов, нежные объятий и т.п.).