Уроки здоровья
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монтень
Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время желает быть лучшим. Маленьким школьникам нужны собранность, умение правильно распределить время, иначе его не хватит на то, чтобы плодотворно учиться, хорошо и интересно отдыхать. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, нужно уметь найти к нему правильный подход, заинтересовать. А как это сделать? Какими средствами? Я считаю, что через игру. Все мы, взрослые, помним чудесные, весёлые, увлекательные игры детства. Но игра не только приносит ребёнку радость. Игра – это путь детей к познанию мира. Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в активности, развивает физические силы, а также сообразительность, находчивость, инициативу, выдержку. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребёнка. Недаром А.С. Макаренко говорил: «Коков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». В игре появляются чувства, желания ребёнка. Приглядитесь к детям и вы увидите, как они искренни в игре: их чувства подлинные, настоящие, и взрослые непременно должны это учитывать. В каждом ребёнке таится заложённая природой потребность движения. Бегать на перегонки, прыгать, скакать на одной ножке для него столь же естественно и необходимо, как и дышать. Игра – это очень важная для ребят самостоятельная деятельность, которая приносит им много радости и вместе с тем служит средством их всестороннего развития и воспитания.
Именно у младших школьников закладываются основы духовной и физической гармонии. Каждый урок в школе должен быть уроком доброты, радости, справедливости. Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе и никогда не мучиться головными болями или бесконечными насморками.
Плохое самочувствие и болезни являются причинами отставания в росте ребёнка, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому детям важно объяснить то, что каждый должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, уметь не навредить своему организму.
Большое значение для здоровья имеет режим дня. Цель - сформировать у ребят правильное представление о режиме дня, пользе его соблюдения для здоровья.
Стихи о человеке и его часах
Ведут часы секундам счёт;
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт,
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша,
И книг не забывай.
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
« Хороший был денёк!»
Чтобы заинтересовать ребят, предлагаю плакат
« Помни твёрдо, что режим людям всем необходим!»
Примерный распорядок дня.
7.00 – 7.30 Подъём, зарядка, уборка постели, завтрак, дорога в школу.
Прогоню остатки сна,
Одеяло в сторону!
Мне гимнастика нужна –
Помогает здорово!
С шумом струйка водяная
На руках дробится.
Никогда не забываю
По утрам умыться!
8.00 -13.00 Занятия в школе.
Как пришёл ты на урок,
На язык повесь замок,
Далеко не прячь ключи!
Там, где нужно, не молчи!
13.00 – 16.00 Обед, помощь по хозяйству, прогулка, занятия в кружках по интересам.
Ешь спокойно за столом,
Не глотай, как львёнок,
Это вредно и притом
Можно подавиться.
Накалю я маме дров,
Что, я разве маленький?
Будет и обед готов,
И просохнут валенки…
16.00 -18.00 Приготовление домашних заданий.
18.00 -20.30 Игры, ужин, чтение.
Хорошо, когда готов
Ты к урокам в школе,
Забивай хоть сто голов,
Нагуляйся вволю!
20.30 – 21.00 Прогулка, приготовление ко сну.
Чтобы ночью крепче спать,
Видеть сон хороший,
Мы советуем гулять
Вечером погожим.
Если попытаться выразить суть режима дня в двух словах, то это рациональное чередование работы и отдыха. Недосыпание, отсутствие отдыха, однообразие в занятиях – результат переутомления, которое приводит к серьёзному расстройству здоровья: появляются головные боли, раздражительность, ухудшается аппетит, открывается дорога болезням.
Если детям в начальных классах не только давать готовый режим дня, но и вместе с ними и родителями дорабатывать его, то в старших классах повторение одних и тех же действий в одно и то же время становится привычным. А привычное делается необходимым. У человека возникает потребность в этих действиях, и он совершает их легко и просто без особых волевых усилий, т. е. соблюдение режима дня приводит к тому, что у ребёнка создаются и укрепляются определённые стойкие здоровые привычки.
До сознания детей необходимо довести тот факт, что именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и совершенствования организма, формирование основных черт характера. Именно в эту пору закладываются знания и навыки, необходимые в жизни и труде, укрепляется здоровье.
Поговорим о питании.
Дети должны усвоить, как и родители, что горячий завтрак, обед, полдник – просто необходимы. Завтракать следует через полчаса после пробуждения, а ужинать – не позже чем за полтора часа до сна. Если ребёнок питается неправильно, может нарушиться обмен веществ и замедлиться рост. Правильное питание – прежде всего рациональное, сбалансированное питание. Это значит, что необходимо учитывать калорийность пищи, её качественный состав, правильное соотношение пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, солей, витаминов.
Стихи о витаминах
Витамин А очень важен для зрения:
Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
Витамин В способствует хорошей работе сердца.
Очень важно спозаранку
Съесть за завтраком овсянку.
Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить.
Витамин С укрепляет весь организм, помогает бороться с болезнями, а если всё – таки простудились, с его помощью можете быстрее поправиться.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Известно, что зубы не только украшают человека, но и сохраняют ему здоровье. Остатки пищи, застрявшие между зубами, разлагаются и издают неприятный запах, а также служат хорошей питательной средой для размножения микробов. При нерегулярном уходе за зубами на них образуется налёт, нарушается эмаль, а затем развивается кариес. После еды лучше всегда прополоскать рот водой.
Вряд ли стоит говорить о том, насколько важен для ребёнка сон. Сон – это необходимый отдых для детской неокрепшей нервной системы и для всего организма. А если ребёнок ложиться спать всегда в строго определённое время, он привыкает к этому и в положенный час волей – неволей захочет спать. Хорошо или плохо будет спать ребёнок во многом зависит от того, как он проведёт время непосредственно перед сном. Нельзя разрешать ребёнку подвижные, активные игры, эмоциональные нагрузки. Таким образом, причину плохого сна ребёнка надо искать в нас самих, в том, насколько правильно организован режим дня.
Такие беседы способствуют созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе. Помогают сплотить детей, они меньше болеют. Положительные результаты таких классных часов благотворны для психологического настроя детей. Вот почему на своих уроках я стараюсь, чтобы дети усвоили: «Здоровье – основа жизни».
МОУ « СОШ с. Мизино – Лапшиновка»
Классный час
в 4 классе
« Здоровье – основа жизни»
Классный руководитель:
Лаврентьева Е. А.
2010 -2011 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с. Мизино – Лапшиновка»
Программа « Здоровье»
Классный руководитель: Лаврентьева Е. А
2010 – 2011 учебный год