«Здоровье-сбережение - как одно из основных направлений
работы воспитателей интерната»
У кого есть здоровье, у того есть надежда.
У кого есть надежда, у того есть все!
(Восточная мудрость)
Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия:
- здоровье, было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела;
- здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.
Общеизвестно, что движение это универсальный закон мироздания. Вокруг нас движется все: от атомов и клетки до космических миров. Еще древние римляне сказали «Движение есть жизнь». Однако исследования в 34 странах показали, что большинство детей предпочитают вместо подвижных игр сидеть у телевизора, компьютера, лежать на диване. Большую роль на общее состояние здоровья ребенка влияет школьная среда.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку в формировании разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Она согласуется с одним из требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы ФГОС нового поколения: «образовательное учреждение обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающегося».
Одним из направлений работы педагогического коллектива является деятельность, направленная на организацию здоровье-сберегающего образовательного процесса, осознавая, что именно воспитатель может сделать для здоровья воспитанника гораздо больше, чем врач. Педагог должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников. Понятие «здоровье сберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников.
Очень важен режим дня воспитанников в интернате. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.
Отдельное внимание в интернате отводится гигиене - все воспитанники по утрам и вечерам обязательно чистят зубы, перед едой моют руки, перед сном принимают водные процедуры, стирают свои личные вещи. Помещения, в которых занимаются и живут дети, проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Любое мероприятие в интернате носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии воспитанника в целом.
Творчески организована работа с воспитанниками, проводятся спортивные соревнования, игры и, обязательно, ежедневные прогулки.
Большое внимание уделяется профилактической работе с воспитанниками.
В интернате проводятся мероприятия по профилактике вредных привычек и содействия здоровому образу жизни: такие занятия, как «Что такое здоровый образ жизни" или «Откуда берутся болезни» круглый стол «Как не стать жертвой преступлений», игра-практикум «Чтобы не случилось беды», беседа с элементами дискуссии «Вредные привычки», беседы - инструктажи «Твоя безопасность во время каникул» и многие другие.
В различных формах дети получают информацию о правонарушениях, поведения на улице, на воде, на дороге и т. д.
Также уделяется время профориентационной работе, где воспитатели рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какое – либо заболевание, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях, так как
на сегодняшний день большинство воспитанников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Это снижение остроты зрения, заболевания верхних дыхательных путей, органов пищеварения и т.п.
С самого рождения дети XXI века окружены всевозможной электроникой и компьютерной техникой: компьютеры, смартфоны, планшеты, электронные книги и другие гаджеты. И они-таки привлекают внимание детей больше, чем игрушки и книги, лишают подрастающее поколение радости живого общения. Не так часто, а порой и вовсе не встретишь на улице детвору, гоняющую мяч, играющую в «жмурки» или «салки». Наши дети практически «обездвижены». Сидя у монитора компьютера, дети погружаются в виртуальное пространство. В интернате также последнее время наши дети чаще сидят с телефонами от которых их практически невозможно оторвать.
Наряду с учебной деятельностью воспитанники активно отдыхают, участвуют в концертах, конкурсах, соревнованиях различных направлений и уровней.
Таким образом, здоровье-сберегающее пространство, организованное в условиях интерната, правильно сформировано и имеет широкий спектр направленности. Комплексный подход обеспечивает создание оптимальных условий жизнедеятельности воспитанникам.
На сегодняшний день забота о состоянии здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших. Поэтому мы видим своей задачей координацию усилий педагогов, родителей, медицинских работников для успешной работы в этом направлении.