СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»

Психологическая комфортность урока -

элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.

Из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ СОШ им. А.М.Селищева с.Волово

Тарасовой Л.Н.

Поступление ребенка в школу — большая и серьезная ступень в его жизни. От периода раннего детства — поры беспечных игр и достаточно большой свободы — дети пере­водят к постоянному напряженному учебному труду, иному ритму жизни.

Все мы, родители, педагоги, врачи, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и ходили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье — бесценный дар, который дает человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. По мнению специалистов — медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает их психическому и физическому здоровью.

В процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача — сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Работоспо­собность на уроке зависит от разных факторов:

- физиологических — возраст, пол, сос­тояние здоровья, питание, отдых;

- физических — воздействуют на орга­низм через органы чувств: степень и ха­рактер освещения помещения, темпе­ратура воздуха, его влажность;

- психических — самочувствие, настрое­ние, а также восприятие поощрения, порицания.

В повседневной жизни эти факторы действуют в совокупности. Знание физиологических особенностей детей позволяет рационально строить учебный процесс. Чем дети младше, тем они менее работоспособ­ны, менее сопротивляются утомлению. У детей 6—8 лет, как известно, слабая мышеч­ная работоспособность, сила и выносли­вость. В конце учебного дня они испытыва­ют усталость, что естественно: после любо­го умственного или физического труда нас­тупает утомление. Но чувство утомления бывает и утром. Оно может быть связано с недосыпанием детей, не соблюдающих ре­жим дня, состоянием здоровья, длительной по времени подготовкой домашних заданий и даже природными изменениями, возника­ющими в течение суток. Постоянная уста­лость может перейти в переутомление, ха­рактеризующееся сонливостью, вялостью. В результате школьники жалуются на уста­лость уже в начале учебного дня.

Ученик, особенно первоклассник, может ак­тивно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, так как наступает утомление.

С целью сохранения здоровья детей мой ра­бочий день начинается с про­ветривания кабинета и проведения гимнас­тики, которая служит организационным и мобилизующим фактором.

Для того чтобы помочь сохранить физи­ческое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего особого. Необходимы двигательные минутки, которые позво­ляют размять тело, передохнуть и рассла­биться, прислушаться к себе и принести ор­ганизму пользу.

При составлении комплекса физиче­ских упражнений учитываю, с какого урока начинается учебный день. Если пер­вый урок — русский язык, включаю уп­ражнения для развития мышц кисти: если литературное чтение, то в комплекс следует включить упражнения, укрепляющие мыш­цы глаз.

Важно, чтобы учебная нагрузка соответ­ствовала возрасту и индивидуальным воз­можностям детей. В течение урока у меня 4-6 раз меняются виды учебной деятельнос­ти, причем средняя их продолжительность не превышает 8 минут. На 20-й и 35-й минутах урока провожу физкультурную минутку, которая помогает снять утомление. Кроме этого полезны ди­намические паузы. Их, как правило, прово­жу на третьем уроке в хорошо проветрен­ном классе, а в хорошую погоду на школь­ном дворе. В программу динамических пауз входят общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика, подвижные игры.

Каждое упражнение выполняется детьми 4-6 раз.

Как показывает моя практика, большой эф­фект дает проведение подвижных перемен. Они помогают моим детям снять усталость и способ­ствуют физическому развитию.

Приветствие и прощание — этапы каждо­го моего урока, которые вырабатываются совмест­но. На уроке многое решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и не получится урок. Взаимное привет­ствие — элементарный акт вежливости и од­новременно начало педагогического процес­са, начало общения учителя и учащихся. При­ветствие должно выражать взаимное уваже­ние, симпатию, желание добра друг другу. Моё приветствие — это заявка на то, в ка­ком психологическом режиме он поведет урок, ответ учащихся — реакция на заявку.

Помогают мне активизировать внимание де­тей на уроке и повысить их работоспособ­ность дыхательные упражнения. Первое и важное условие правильного дыхания — ды­шать через нос. Дыхательные упражнения провожу в зависимости от времени года.

Полезное воздействие на функции орга­низма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в ре­жиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполни­ли — встают, кладут пропись, дожидаются остальных.

Уроки письма немыслимы без пальчи­ковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, мас­саж пальцев.

Провожу минутки отдыха, необходимы учащимся после продолжительности чтения или письма.

А как интересно проходит проверка до­машнего задания, когда используется эле­мент соревнования (игра «Умная лесенка», «Волшебный мяч» и т.д.)!

Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом позна­ния себя. Использую на уроках упражнения на рефлексию, создаю условия для познания и осознания учеником самого се­бя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, пережива­ниям, способствует осмыслению роста уче­ника. Таким образом, в ходе урока создаю условия психологического комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика.

Забота о здоровье детей подводит меня к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки – игры, уроки-экскурсии, уроки-путешествия и т.п. Сего­дня ситуацию в школе я рассматри­ваю через два приоритетных принципа: «Не навреди!» и «Ребенок, ты — ценность». Такая позиция определяет новые подходы и к орга­низации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопро­сов сохранения и укрепления здоровья.


Оздоровительные минутки

Гимнастика для глаз

Если глаза устали, выполните упраж­нения:

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их.
    Повторите 5 раз.

Круговые движения глазами: налево —

  • вверх — направо вниз — направо - вверх — налево — вниз. Повторите 10 раз.

  • Вытяните вперед руку. Следите взгля­дом за ногтем пальца, медленно при­ближая его к носу, а потом медленно
    отведите обратно. Повторите 5 раз.

  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Держи осанку

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены.

Заведите руки за спину, соедините ладо­ни. Затем, вывернув сложенные руки паль­цами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоноч­ника. Локти поднимите, спину отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 с). Мед­ленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

Самомассаж ушей

Учитель показывает, учащиеся растира­ют уши, повторяя слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Сотвори солнце себе

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце для себя. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличивается. Направьте лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром звездочка стала еще больше. Теперь нап­равьте к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность ласку. Теперь звездочка становится боль­шой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.

Руки в стороны перед собой. Опустит руки, встряхните их.


Массаж пальцев рук

Правой рукой помассируйте каждый палец, левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждой суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного — улучшает работу желудка, среднего — кишечника и позвоночника, безымянного — печени, мизинец помогает в работе сердца.

Такой же массаж делайте дома со стопами.


Этюд души

Поприветствуем докторов природы, ко­торые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и про­изнесите: «Я приветствую тебя, земля!» Вы­тяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, солнышко!»


Деревце

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опуще­ны, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягива­ясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.

Опустите руки и расслабьтесь.

Выполняется 15-20 с.


Виды рефлексии

Рисуем настроение

На общем листе ватмана с помощью красок каждый ученик в течение минуты изображает свое настроение в виде полоски, облака, пятнышка.

Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.


Метод пяти пальцев

М (мизинец) — мыслительный процесс, какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) — близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) — состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) -- услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему способствовал?

Б (большой) — бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?


Солнышко

Мое настроение похоже на: солнышко;

  • солнышко с тучкой;

  • тучку;

  • тучку с дождиком;

• тучку с молнией.


Состояние моей души

Скверно Плохо Хорошо Уверен в своих силах Комфортно


Учащиеся берут изображение человечка и ставят его на ту ступеньку, которая соот­ветствует состоянию души.


Мишень настроения

День — это один выстрел. В какую об­ласть настроения он попал сегодня? В зави­симости от этого рисуется (наклеивается) кружок — попадание в одну из цветовых зон. Внутри — дата и мотивация. В конце не­дели — вся «мишень» «прострелена» днями.


Учащиеся на уроке устали. Чтобы поднять настроение, предлагаю прочитать предложения. Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!

Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяю­щуюся информацию как приказ к дей­ствию.

Однако, несмотря на доступное содер­жание уроков, применение разнообразных приемов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспо­собность в конце рабочего дня, у четверти учащихся проявляются явные признаки ус­талости. В этот момент пере­ключаю внимание учащихся, даю 1-2 мин отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спрашиваю: «Сколько ша­гов сделает воробей за одну минуту?» (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает.) «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые.) «От чего утка плавает?» (От берега.) «Если один петух закукарекает изо всех сил, то че­ловек проснется. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись три чело­века?» (Тоже один петух.)

Хоровое чтение — прекрасный отдых, оживляющий внимание. КД. Ушинский пи­сал, что если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести какие-ни­будь стихотворения, пословицы... Энергия возродиться, и учащиеся начнут работать по-прежнему. Важно приучать учащихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподня­той, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.

Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэто­му очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противо­речат интересам окружающих. Прежде чем начать упражнение, я предупреждаю, что когда они увидят на доске (или пла­кате) слово тишина, то должны сразу оста­новить работу, прекратить разговоры, удоб­но сесть и сидеть тихо.

Опыт показывает, что вначале, усажива­ясь, учащиеся производят много шума, но после нескольких упражнений достаточно появиться на доске слову тишина, они бук­вально «замирают».

Минута тишины является не только фи­зическим отдыхом, но и хорошей гимнасти­кой для волевых центров.

С древних времен музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Многие известные деятели рас­сматривали музыку как эффективное сред­ство воздействия на настроение и психиче­ское состояние организма. В.М. Бехтерев от­мечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он актив­но пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, утверждал, что на­иболее сильный и ярко выраженный эффект дает мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И. Чайковского «Времена года».


Комплексное использование оздорови­тельных мероприятий в учебном процессе позволяет мне снижать утомляемость, повы­шать эмоциональный настрой и работоспо­собность, а это способствует сохранению и укреплению здоровья.


Условия проведения здоровьесберегающего урока.

- Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, не­
приятных звуковых раздражителей и т.д.

- Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слуша­ние, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач и т.д. Норма; 5-7 видов за урок, так как однообразность урока способствует утомлению школьни­ков (например, на контрольной работе). Частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной дея­тельности. Ориентировочная норма - от 7 до 10 минут.

- Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, само­стоятельная работа и т.д. Норма - не менее четырех.

- Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.

- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициа­тивы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превраща­ются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.). Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра,
дискуссия, семинар, ученик как исследователь). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

- Место и длительность применения ТСО (о соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения

- Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за позой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

- Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимна­стика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минуте урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здо­ровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отно­шения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорово­го образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка инди­видуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

- Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт, сотрудничество, индивидуальные подходы, учет возрастных особенно­стей). Между учениками сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность, активность.

- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, небольшое стихотворение, музыкальная минутка.

- Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%.

- Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1-м классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

- Темп окончания урока небыстрый, наличие времени на вопросы учащихся, ком­ментарии к домашнему заданию.