Психологическая комфортность урока -
элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.
Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ СОШ им. А.М.Селищева с.Волово
Тарасовой Л.Н.
Поступление ребенка в школу — большая и серьезная ступень в его жизни. От периода раннего детства — поры беспечных игр и достаточно большой свободы — дети переводят к постоянному напряженному учебному труду, иному ритму жизни.
Все мы, родители, педагоги, врачи, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и ходили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье — бесценный дар, который дает человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. По мнению специалистов — медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает их психическому и физическому здоровью.
В процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача — сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Работоспособность на уроке зависит от разных факторов:
- физиологических — возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;
- физических — воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха, его влажность;
- психических — самочувствие, настроение, а также восприятие поощрения, порицания.
В повседневной жизни эти факторы действуют в совокупности. Знание физиологических особенностей детей позволяет рационально строить учебный процесс. Чем дети младше, тем они менее работоспособны, менее сопротивляются утомлению. У детей 6—8 лет, как известно, слабая мышечная работоспособность, сила и выносливость. В конце учебного дня они испытывают усталость, что естественно: после любого умственного или физического труда наступает утомление. Но чувство утомления бывает и утром. Оно может быть связано с недосыпанием детей, не соблюдающих режим дня, состоянием здоровья, длительной по времени подготовкой домашних заданий и даже природными изменениями, возникающими в течение суток. Постоянная усталость может перейти в переутомление, характеризующееся сонливостью, вялостью. В результате школьники жалуются на усталость уже в начале учебного дня.
Ученик, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, так как наступает утомление.
С целью сохранения здоровья детей мой рабочий день начинается с проветривания кабинета и проведения гимнастики, которая служит организационным и мобилизующим фактором.
Для того чтобы помочь сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего особого. Необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести организму пользу.
При составлении комплекса физических упражнений учитываю, с какого урока начинается учебный день. Если первый урок — русский язык, включаю упражнения для развития мышц кисти: если литературное чтение, то в комплекс следует включить упражнения, укрепляющие мышцы глаз.
Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту и индивидуальным возможностям детей. В течение урока у меня 4-6 раз меняются виды учебной деятельности, причем средняя их продолжительность не превышает 8 минут. На 20-й и 35-й минутах урока провожу физкультурную минутку, которая помогает снять утомление. Кроме этого полезны динамические паузы. Их, как правило, провожу на третьем уроке в хорошо проветренном классе, а в хорошую погоду на школьном дворе. В программу динамических пауз входят общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика, подвижные игры.
Каждое упражнение выполняется детьми 4-6 раз.
Как показывает моя практика, большой эффект дает проведение подвижных перемен. Они помогают моим детям снять усталость и способствуют физическому развитию.
Приветствие и прощание — этапы каждого моего урока, которые вырабатываются совместно. На уроке многое решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и не получится урок. Взаимное приветствие — элементарный акт вежливости и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учащихся. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Моё приветствие — это заявка на то, в каком психологическом режиме он поведет урок, ответ учащихся — реакция на заявку.
Помогают мне активизировать внимание детей на уроке и повысить их работоспособность дыхательные упражнения. Первое и важное условие правильного дыхания — дышать через нос. Дыхательные упражнения провожу в зависимости от времени года.
Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили — встают, кладут пропись, дожидаются остальных.
Уроки письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев.
Провожу минутки отдыха, необходимы учащимся после продолжительности чтения или письма.
А как интересно проходит проверка домашнего задания, когда используется элемент соревнования (игра «Умная лесенка», «Волшебный мяч» и т.д.)!
Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Использую на уроках упражнения на рефлексию, создаю условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Таким образом, в ходе урока создаю условия психологического комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика.
Забота о здоровье детей подводит меня к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки – игры, уроки-экскурсии, уроки-путешествия и т.п. Сегодня ситуацию в школе я рассматриваю через два приоритетных принципа: «Не навреди!» и «Ребенок, ты — ценность». Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.
Оздоровительные минутки
Гимнастика для глаз
Если глаза устали, выполните упражнения:
Зажмурьте глаза, а потом откройте их.
Повторите 5 раз.
Круговые движения глазами: налево —
вверх — направо — вниз — направо - вверх — налево — вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно
отведите обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Держи осанку
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены.
Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 с). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
Самомассаж ушей
Учитель показывает, учащиеся растирают уши, повторяя слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Сотвори солнце себе
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце для себя. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличивается. Направьте лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром звездочка стала еще больше. Теперь направьте к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.
Руки в стороны перед собой. Опустит руки, встряхните их.
Массаж пальцев рук
Правой рукой помассируйте каждый палец, левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждой суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного — улучшает работу желудка, среднего — кишечника и позвоночника, безымянного — печени, мизинец помогает в работе сердца.
Такой же массаж делайте дома со стопами.
Этюд души
Поприветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и произнесите: «Я приветствую тебя, земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, солнышко!»
Деревце
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.
Опустите руки и расслабьтесь.
Выполняется 15-20 с.
Виды рефлексии
Рисуем настроение
На общем листе ватмана с помощью красок каждый ученик в течение минуты изображает свое настроение в виде полоски, облака, пятнышка.
Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.
Метод пяти пальцев
М (мизинец) — мыслительный процесс, какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) — близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) — состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) -- услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему способствовал?
Б (большой) — бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Солнышко
Мое настроение похоже на: солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
• тучку с молнией.
Состояние моей души
Скверно Плохо Хорошо Уверен в своих силах Комфортно
Учащиеся берут изображение человечка и ставят его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию души.
Мишень настроения
День — это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок — попадание в одну из цветовых зон. Внутри — дата и мотивация. В конце недели — вся «мишень» «прострелена» днями.
Учащиеся на уроке устали. Чтобы поднять настроение, предлагаю прочитать предложения. Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!
Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию.
Однако, несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приемов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность в конце рабочего дня, у четверти учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент переключаю внимание учащихся, даю 1-2 мин отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спрашиваю: «Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?» (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает.) «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые.) «От чего утка плавает?» (От берега.) «Если один петух закукарекает изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись три человека?» (Тоже один петух.)
Хоровое чтение — прекрасный отдых, оживляющий внимание. КД. Ушинский писал, что если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести какие-нибудь стихотворения, пословицы... Энергия возродиться, и учащиеся начнут работать по-прежнему. Важно приучать учащихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.
Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. Прежде чем начать упражнение, я предупреждаю, что когда они увидят на доске (или плакате) слово тишина, то должны сразу остановить работу, прекратить разговоры, удобно сесть и сидеть тихо.
Опыт показывает, что вначале, усаживаясь, учащиеся производят много шума, но после нескольких упражнений достаточно появиться на доске слову тишина, они буквально «замирают».
Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.
С древних времен музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Многие известные деятели рассматривали музыку как эффективное средство воздействия на настроение и психическое состояние организма. В.М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет мне снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это способствует сохранению и укреплению здоровья.
Условия проведения здоровьесберегающего урока.
- Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, не
приятных звуковых раздражителей и т.д.
- Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач и т.д. Норма; 5-7 видов за урок, так как однообразность урока способствует утомлению школьников (например, на контрольной работе). Частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - от 7 до 10 минут.
- Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее четырех.
- Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.). Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра,
дискуссия, семинар, ученик как исследователь). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
- Место и длительность применения ТСО (о соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения
- Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за позой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
- Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минуте урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
- Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт, сотрудничество, индивидуальные подходы, учет возрастных особенностей). Между учениками сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность, активность.
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, небольшое стихотворение, музыкальная минутка.
- Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%.
- Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1-м классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
- Темп окончания урока небыстрый, наличие времени на вопросы учащихся, комментарии к домашнему заданию.