СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровый образ жизни – основа формирования жизненных компетенций обучающихся с нарушениями слуха

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровый образ жизни – основа формирования жизненных компетенций обучающихся с нарушениями слуха»

ГБОУ Стерлитамакская специальная коррекционная школа - интернат

для глухих и слабослышащих обучающихся












Выступление

на педагогическом совете


«Здоровый образ жизни –

основа формирования жизненных компетенций обучающихся с нарушениями слуха»









Подготовила:

учитель физической культуры

Радюхина О.А.













2021 год



Под компетенцией в федеральном государственном образовательном стандарте понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области.

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств обучающихся, обеспечивающих осуществление деятельности на определённом квалификационном уровне.

Компетенция (от латинского – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определённой широкой области.

Компетентность – это личные возможности человека, его знание и опыт, позволяющие ему принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определённых знаний и навыков.

Жизненная компетентность – многоуровневая категория, которая формируется на протяжении всей жизнедеятельности человека, начиная с семьи, взаимоотношений с окружающими, проходит этапы социализации, приобретает жизненный опыт, осваивает ценностные ориентации, профессиональные навыки, благодаря воспитанию, образованию, профессиональной деятельности, находясь под постоянным воздействием жизненной информации.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, необходимо руководствоваться своими профессиональными и личностными принципами. Важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

- задействовать на уроке всех обучающихся;

- в полной мере учитывала возрастные особенности детей;

- основывалась на личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

На уроках физической культуры, который остаётся основной формой учебного процесса, решается, как правило, комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Основное внимание уделяется развитию двигательных качеств: координационных, скоростных способностей и выносливости, силы, гибкости, ловкости, а также воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательность, честность, смелость.

Уроки физической культуры проходят по расписанию. Для создания оптимальных условий обучения и развития учащихся, уроки физкультуры проходят 3 раза в неделю, что позволяет сделать физическую нагрузку направленной на оздоровление обучающихся.

Учитель предварительно подготавливает класс к предстоящей деятельности, подводит учеников к расписанию, зачитывает совместно с обучающимися название предстоящего урока, по мере обучаемости дети самостоятельно читают и заучивают название урока. Далее обучающиеся готовятся к уроку: готовят спортивную форму, переодеваются и переобуваются, складывают свои вещи.

Для обучающихся систематизируется и совершенствуется теоретический материал который способствует познавательной активности.

Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно – оздоровительной работы с учащимися. Сколько бы мы не учили ребёнка элементам игры на уроках, он никогда не научится играть, если не будет участвовать в соревнованиях. Обучающиеся с нарушениями слуха, как правило, стесняются играть, и это сохраняется на долго. Дети, участвующие в соревнованиях, значительно лучше разбираются в правилах и тонкостях игры, более уверенно чувствуют себя на спортивной площадке и в зале, что очень важно при выполнении основных видов движений (ходьбе, беге, прыжках, метании).

Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников! Поэтому, наша задача наравне с решением педагогических задач должна сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.

Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.

Деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

  • формировании системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

  • развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

  • воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

  • формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

  • воспитание моральных и волевых качеств;

  • развитие опыта межличностного общения.

В основу программы деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития. развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.

Физическая культура имеет очень важное значение, так как занятия ею дают возможность влиять на уровень физического здоровья школьников. Например: уровень роста и развития органов, а так же систем организма, основу которого составляют функции, которые отвечают за адаптационные реакции.

Здоровьесберегающие технологии имеют разнообразный подход к укреплению здоровья. Комплекс мер для здоровьесбережения в рамках физической культуры в школе включает в себя следующие виды деятельности:

  • проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;

  • организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

  • пропаганда здорового образа жизни

  • применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

  • применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.

Проведение уроков со здоровьесберегающей направленностью ожидает более тесное сотрудничество учителя физической культуры и врача, который будет осуществлять медицинский контроль здоровья учеников. При разработке таких занятий большая часть учебного времени (30%) должно быть отведено на занятия с использованием комплекса упражнений лечебной физической культуры. Таким образом, хотя бы одно занятие в неделю должно носить здоровьесберегающую направленность.

Каждое занятие физической культурой, должно иметь такую структуру как: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть длится 15-17 минут, и она имеет важнейшую роль для здоровьесберегающей компетентности. Упражнения, которые используются в подготовительной части урока, должны активизировать функциональные системы для выполнения последующей физической работы (основной части) в течении занятия, которые должны оказывать непосредственный лечебно-профилактический эффект.

Основными упражнениями в подготовительной части являются: упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке): беговые упражнения не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами): дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

На уроках физической культуры формируем следующие компетенции:

  • ключевые (формирование воли к победе);

  • общекультурные;

  • социальные (спортивные игры как средство развития социальной компетенции);

  • учебно – познавательные;

  • личностные;

  • информационные;

  • коммуникативные;

  • самообразовательные;

  • компетентностное отношение к собственному здоровью;

  • предметные: оздоровительно – адаптивные, организационные (режим дня), двигательно-кондиционные, двигательно-прикладные, спортивно-рекреативные.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

Общекультурная

Познание культурно – исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни, сохранении здоровья и высокой работоспособности, подготовка к труду и защите Отечества.

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний, развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Коммуникативная

Владение разными видами информации, умение вести дискуссию по проблеме развития спорта и занятий физической культурой, выработка собственной позиции по данным вопросам.

Умение адаптировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников, умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии.

Социальная

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом.

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности, владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха.

Личностная

Владение приёмами самореализации, личностное и жизненное самоопределение.

Владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития, умение контролировать физическое состояние организма.


Компетенции формируемые на уроках физической культуры:

– ключевые компетенции (формирование воли к победе);

– общекультурные компетенции;

– коммуникативные компетенции;

– социальные компетенции;

– личностные компетенции.

Хочется по подробнее остановиться на жизненной компетенции которая непосредственно относится к физической культуре и носит название ключевая компетенция. Расшифровать её довольно просто – ключевая компетенция – это формирование воли к победе.

Всем вам известно, что не так давно обучающиеся нашей школы побывали в уникальном спортивно – оздоровительном лагере «Спорт в мире тишины».

Получив море позитива не могу с вами не поделиться эмоциями.

Именно в данный период, период пребывания в лагере мы сопровождающие нашей команды могли наблюдать за тем как у наших воспитанников-спортсменов сформированы и развиты те или иные жизненные компетенции.

По прибытию в лагерь ребята расположились согласно требованиям организаторов: мальчики жили на одном этаже, девочки на другом.

Мы распределили команды таким образом чтобы старшие ребята следили за малышами, тем самым развивая в них жизненную компетенцию – развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Нам было очень приятно смотреть как ребята следят и ухаживают за малышами, тем самым воспитывая в себе выдержку и заботу.

Во время подъёма и отбоя они помогали умываться и переодеваться малышам, во время следования на зарядку, в столовую, на спортивные и культурно-массовые мероприятия брали за руки ребят и шли вместе с ними.

Формируемая и развивающаяся жизненная компетенция – овладение социально-бытовыми умениями используемые в повседневной жизни прослеживалась в то время как старшие ребята усаживали детей за стол вместе с собой, не стеснялись помогать кушать малышам, делились вкусняшками, помогали относить посуду.

Интереснее всего было наблюдать за формированием жизненной компетенцией – овладение навыками коммуникации. Когда и старшие и младшие ребята общались между собой, узнавая много нового и интересного. Ведь 20% от команды впервые выехали в спортивный лагерь, на такое большое количество дней.

Взрослые ребята знакомились с другими командами, тем самым показывая положительный пример малышам. А малыши с интересом смотрели на взрослых и так же искали новых собеседников или продолжали общаться с уже давно знакомыми лицами.

Хочу отметить, что наша команда была на достойном уровне. Очень приятно было смотреть на дружеские отношения, заботу, взаимовыручку и взаимопомощь, на красоту и статность наших воспитанников. Мы лучшие!!!

Так же хочется выразить благодарность сопровождающим нашей команды, за ответственность, самоотверженность, чуткость, доброту и педагогический такт во время пребывания в уникальном спортивно-оздоровительном лагере.