Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина
- Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое!
-Здравствуй, легкий ветерок!
-Здравствуй, маленький дубок!
-Мы живем в родном краю!
-Всех я вас приветствую.
Я рада приветствовать гостей на нашем уроке литературы.
-Поговорим?
-Поговорим!
-А знаете о чем?
-О чем?
-О разном и о прочем.
-Поговорим?
-Поговорим.
- Нам интересно очень!
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синий рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
- Определите тему нашего урока.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? ( а также будем становиться вдумчивым читателем)
- А что значит быть вдумчивым читателем?
Сегодня мы говорим о С. Есенине, поэте, чей недюжинный талант питался и жил любовью к России. Его жизнь кометой пронеслась на поэтическом небосклоне Родины, она ослепительно сверкнула.
Косая
Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.
Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья.
Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен в Константиновской церкви иконы Казанской Божией Матери и наречен Сергеем в честь Сергия Радонежского. Здесь, на Рязанщине, отшумело детство, прошла юность, здесь им написаны первые стихи… В этих лесах и перелесках, среди колосящихся хлебов, лежит, оплаканная и зацелованная русским певцом, вечная Россия.
Котяева
Дом Есениных находился в самом центре села Константиново. Родители Есенина поженились очень рано, когда отцу было восемнадцать, а матери шестнадцать с половиной лет. Отец Есенина Александр Никитич Есенин, с детства был известен по всей округе своим прекрасным голосом. Он слыл немного чудаковатым, потому что не пил и любил читать книги. Когда пришло время жениться, его выбор пал на первую красавицу и лучшую в селе песенницу Татьяну Федоровну Титову.
В есенинских стихах далекий константиновский дом предстает настоящим воплощением тепла, света и любви. Есенин писал: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам. Нянька, старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».
Кулик
Старый дом с его запахом, скрипом половиц остался духовной твердыней поэта, олицетворением его малой Родины. .
Лаврентьева
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
- Откройте учебник на с.53.
-Ребята, какова тема этого стихотворения? ( Искренняя любовь к малой родине, память о родительском доме.)
- Каким настроением проникнуто оно?
- Да, настроение лирического героя грустное. Он тоскует по ушедшим годам, вспоминая свой родной дом, природу, свою малую родину.
- Ребята, а кого мы можем назвать лирическим героем? ( Это личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя смешивать эти понятия)
- Как лирический герой относится к родной деревне? (любит, скучает До сегодня еще мне снится).
- Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
- Готов ли он вернуться туда? Докажите текстом.
- От какого лица ведется повествование? (от 1лица)
- Этот прием указывает на автобиографическую основу этого стих.
- Что такое автобиография? Это попытка вернуться в собственное детство и осмыслить наиболее значительные периоды своей жизни.
- Смог бы лирический герой разлюбить свой любимый край? Прочитайте строки, подтверждающие вашу точку зрения.
- Послушайте другое стихотворение С.А.Есенина.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
- Откройте с.52.
- Что в этом стихотворении автор называет Родиной? Найдите эти определения.( Родина для поэта – это и березняк, и отражающаяся в воде желтая луна, и яблонный цвет, и клен, который “стережет голубую Русь”.)
- Ребята, каждый из нас любит свой родной край, то место, где он родился, где был счастлив. Есенин писал о своей малой родине, но мы с вами, читая его стихотворения, невольно представляем свой любимый дворик, игровую площадку, свой маленький уголок.
Раков
Воспоминания о своем деревенском детстве Сергей Есенин всегда хранил в сердце.
Что поет теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село.
Только знаю – багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.
Данилов
Сережа Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался и учил его, как надо драться. Как кулак держать. В зрелые годы, оглядываясь на свой путь, Есенин признал, что никто не имел для него такого значения, как его дед, Федор Андреевич.
Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело…
Ну, а если тянет-
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл
Клетрова
Читать поэт научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало одним из самых любимых занятий. «Насколько я себя помню, помню и толстые книги, в кожаных переплетах», вспоминал он. По собственным словам, стихи начал складывать рано, лет восьми-девяти. Друзья детства позже вспоминали, что это были строки о природе. А вот стихи о природе, написанные поэтом гораздо позже.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Давайте остановимся на этом прекрасном произведении и проанализируем его.
- Положите перед собой листки с текстом.
- К какому жанру относится это стихотворение? ( пейзажная лирика)
- Что такое пейзажная лирика? (это лирика, воссоздающая картины природы и выражающая чувства, переживания человека, вызванные их воспоминанием)
- Какова же главная тема стихотворения? ( тема родины, но и выражением любви родному дому, селу и природе).
- Что явилось выражением любви к родине и природе в этом стихотворении?
- Почему березу называют символом России?
( Березу наши предки считали священным деревом, так как это дерево всегда помогало людям: лечило, тепло дарило, кров, свет, бумагу, являлось источником вдохновения поэтов, художников)
- Какое значение для Есенина имела береза? ( воспоминания о детстве)
- Какой поэт рисует березу?
- Обратитесь к тексту.
- Какие вы знаете изобразительно- выразительные средства языка?
Эпитет- образное определение.
Метафора- скрытое сравнение.
Олицетворение- перенос свойств живого существа на неживое.
Сравнение- сопоставление.
- Какие изобразительно- выразительные средства использовал Есенин, описывая красоту зимней березы?
Эпитеты – “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро”.
Метафоры – “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, Олицетворения - “заря обходит кругом”.
Сравнение – “снегом точно серебром”.
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Чему учит это стихотворение? (Стихотворение учит любви к своей родине, к бережному и внимательному отношению к тем местам, где ты родился).
- Устный журнал продолжит Дарина.
Воронова
В его поэзии даже деревья очеловечены, вся природа поет, звенит, переливается. Стихотворения Есенина учат любви, любованию щедро разлитой красотой.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер на самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак, как стадо овец,
За калиткою смокшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Панаев
Когда Сергею исполнилось 10 лет, родилась его сестра Екатерина. Бабушка распорядилась, что крестить и помогать ее растить будет Сергей. Свою ответственность за воспитание сестры брат ощущал постоянно и в будущем во многом заменил ей и младшей сестре Шуре (род.в 1911 г.) мать и отца. Есенин всегда был очень привязан к своей семье, постоянно помогал родным материально. В 1924 году им было написано известное стихотворение «Письмо матери».
- Давайте послушаем отрывок из песни « Письмо матери»
Стихотворение « Ах, как много на свете кошек» посвящено его сестре.
Серякова.
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
Кулик
С.Есенин - народный поэт. И дорог, и люб был ему народ, и страдала душа за него.
Народное творчество занимало значимое место в творчестве Есенина. Сказалось то, что в долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни.
Под окнами
Костер метели белой,
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот.
Котяева
Народ является неотделимой частью своей страны. И, вот это главное и выделяет Сергей Есенин в своей поэзии. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве» –
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Музыка « Славься, Русь»
Раков
Звени Есенинская Русь!
Гори заря, ропщите воды,
Сияйте звезды небосвода.
И, я тобой не надышусь!
Жива! Жива, Святая Русь!
Блаженство обитает здесь,
На необъятнейших просторах.
В полях, горах, долах, озерах,
Твоих красот не перечесть.
И, счастью место тоже есть.
Тончайшей паутинкой нить,
Посредством гимнов и сонетов
Связала накрепко поэтов,
Чтобы навек объединить.
Ну, как Россию не любить!
- Как вы убедились, стихотворения С.А. Есенина необычайно музыкальны. Создано много прекрасных песен на слова великого поэта. Послушаем отрывок « Клен ты мой опавший»
Некрасова
В 1915 году поэт написал стихотворение « Песнь о собаке». О чтении Есениным этого стихотворения рассказывает А.М. Горький «Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят…
- А вам нравится о собаке?
Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.
- Да, я очень люблю всякое зверье, - молвил Есенин задумчиво и тихо… пощупал голову обеими руками и начал читать Песнь о собаке. И когда произнес последние строки, на его глазах тоже сверкнули слезы.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Ширяева
Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов.
С лета 1917 года по лето 1920 года Есенин пишет много. Написаны поэмы «Пришествие», «Преображение», « «Кобыльи корабли». В январе 1921 года выходит сборник «Исповедь хулигана».
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США.
Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки.
Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой советской России.
Аносов
Есенин на всю жизнь остался верен своей юношеской клятве и никогда не отделял себя от России.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Некрасова
Во многих городах страны высятся памятники поэту, многие улицы названы его именем.
Сергей Есенин – больше чем поэт!
И в этом никаких сомнений нет!
Прожив так мало – многое успел сказать
Мне сложно всё понять, принять
Но лишь услышу строки мной любимого стиха
Куда-то ввысь летит душа!
И хочется любить, творить, мечтать!
Россию просто Русью называть!
Браилко
И загрустив о маме, послать письмо скорей
С его поэзией становишься мудрей.
И греет сердце мне Есенинская грусть.
И чтобы там не говорили – пусть,
Сергей Есенин – больше чем поэт,
И в этом никаких сомнений нет!!!
Подведем итоги уроки.
- Продолжите фразу
- Сегодня на уроке я… ( научился, узнал..)
- Сегодня на уроке мне…( запомнилось, впечатлило на…)