Цель: обобщение знаний обучающихся о зиме, обогащение словарного запаса и воспитание уважительного отношения к природе.
Задачи:
сформировать углубленное представление обучающихся о лесе, птицах, зверях, насекомых в зимнее время;
развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточняя их, обогащать словарный запас;
воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Методы:
Наглядный метод (демонстрация поделок, рисунков обучающихся, работа над презентацией)
Словесный метод (рассказ учителя о природе, о зиме, устные ответы детей на вопросы учителя)
Практический метод (составление разрезных картинок, описание елочки)
Форма: беседа
Предварительная подготовка:
Дети делали поделки, рисовали рисунки по теме беседы.
Организовали выставку из работ детей по теме «Зима».
Создали презентацию по теме.
Подготовить оборудование (ноутбук, демонстрационный экран) Оборудование: компьютер (ноутбук)
Ход беседы
1.Организационный момент. Постановка проблемы
- На улице пасмурно, холодно, сыро, небо затянуто тучами, а у нас в классе светит яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает лучики к вашим лицам.
Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
2. Работа по определению темы беседы.
-Ребята, как вы думаете о чём мы с вами будем говорить во время нашей беседы?(о зиме) Слайд 1
-А почему мы будем говорить именно о зиме, а не о другом времени года?( потому что наступила зима)
3. Основная часть.
Работа над темой беседы.
Месяцы
- Какие изменения произошли в природе с приходом зимы? (деревья голые, идёт снег, небо стало хмурое, солнышка почти нет)
-Какой месяц первый месяц зимы? (декабрь) Слайд 2
1 ученик.
Привет, декабрь, мой друг сердечный!
Снегами скрашен серый двор.
И мир, как прежде, белоснежный,
На пнях - красуется фарфор.
-Назовите второй месяц зимы. Слайд 3
-Опишите месяц январь. (Это самый холодный месяц. Этот месяц год начинает. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днем на небе светит солнышко, а ночью луна.)
2 ученик.
Январь — начало года,
Силён его мороз.
Уснула вся природа.
Теперь уж не до гроз.
-Назовите третий месяц зимы. (февраль) Слайд 4
(В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Месяц снегопадов и метелей. Погода становится мягче, теплее, чем в январе.)
3 ученик.
Февраль пришел в конце зимы,
Холодный он, но рады мы,
Ведь очень скоро снег сойдет,
Подснежник нежный расцветет.
-Сейчас я буду зачитывать пословицы, а вы должны отгадать к какому месяцу это относится.
… месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. (Февраль)
… год кончает, зиму – начинает. (Декабрь)
… году начало, зиме – середина. (Январь)
- Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.
В) Работа над слайдами 5, 6,7.
Растения
-Какие изменения происходят с растениями зимой? Слайд 8
(Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно).
Слайд 9
Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые.
- Все ли деревья сбрасывают листья? Слайд 10
Как называются такие деревья? (хвойные)
- Снеговой покров защищает созревшие летом и осенью семена. На следующий год из них вырастут новые растения. Слайд 11
Животные
-Как встречает зиму заяц? Слайд 12
-Чем питается белка зимой?
-Как живут зимой лиса и волк? Слайд 13
(Лиса тщательно обнюхивает снег. У неё острый нюх, зрение и слух. Она слышит малейший писк мыши под снегом. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
Основная пища волков– зайцы, мелкие грызуны, птицы, а также домашние животные.
-Чем заняты зимой медведи, ежи? Слайд 14
Птицы
-С наступлением холодов, что делают перелетные птицы? Слайд 15
-А еще с какими птицами вы знакомы? (зимующие птицы) Слайд 16
-Есть еще, ребята, кочующие птицы. Слайд 17
(Но есть и такие, что прилетают к нам только зимой. Это птицы - гости, их ещё называют "кочующими". Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далёкого холодного севера. Наши зимние гости - это чечётки, свиристели, клёсты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть!)
Работа с пазлами
Рыбы
-Ребята, а как зимуют рыбы? Слайд 18
(Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом).
Насекомые
-А как зимуют насекомые? (Зимой насекомые уходят на зимовку, находя для этого самые укромные места, способные защитить их от зимней стужи.) Слайд 19
-А как переживают зиму муравьи?
Муравьи осенью уходят в глубь муравейника. Кроме самих муравьёв в их большом доме зимуют и другие квартиранты: различные жучки, пауки, личинки).
- А что происходит зимой с бабочками? Слайд 20
(Зимующие бабочки забиваются в укромные места – в дупла деревьев, под отставшую от стволов кору, на чердаки домов. Но так зимуют не все бабочки. Многие переживают зиму в стадии яйца, гусеницы или куколки)
Физкульминутка
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам
Чтобы нос у нас не замерз, и топают ногами)
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки)
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте)
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места)
Влияние зимы на жизнь людей.
-Как меняется жизнь людей с приходом зимы?
-Ребята, а что меняется в одежде людей с приходом зимы?(одеваются теплее)
-А что именно одевают люди?(пальто, шапку, варежки, штаны)
-Как меняется жизнь детей с приходом зимы? Слайд 21
-Какие праздники дарит нам зима? (Новый год, Рождество, 23 февраля) Слайд 22
-А как мы готовимся в классе к Новому году?
Выступления детей (рисунки, поделки)
Игра называется:“Что мы делаем зимой?”
В снежки играем мы с друзьями?(да)
Грибы по лесу собираем сами?(нет)
С горки на санках катаемся?(да)
В деревне на речке купаемся?(нет)
На лыжах катаемся по лугу?(да)
А много цветов находим?(нет)
В саду своем грядки копаем?(нет)
И с Дедом Морозом мы пляшем?(да)
Ну, что ж, молодцы!
Дидактическая игра: Какая? Какое? Какие?
Зима (Какая?) суровая, снежная, холодная, метельная, суровая.
Снежинки (Какие?) лёгкие, пушистые, холодные, мохнатые, белые.
Снег (Какой?) холодный, белый, пушистый, липкий, лёгкий.
Сосульки (Какие?)острые, прозрачные, холодные, хрупкие, опасные.
Метель (Какая?)злая, завывающая, колючая, сильная.
Ёлочка (Какая?)нарядная, красивая, колючая…
-Мы многое узнали о зиме.
Задание
-А теперь давайте попробуем составить коротенький рассказ по картинкам
-Каждый составляет по предложению глядя на картинки.
Наступила зима.
Небо закрыто серыми темными тучами.
Часто идет холодный снег.
Девочки и мальчики одевают тёплую одежду.
Они лепят из снега снежки и снежную бабу.
Зимой ребята катаются на санках и коньках.
- Вот какой красивый рассказ у нас получился о зиме.
3.Итог занятия. Рефлексия.
-О чём мы с вами сегодня говорили на занятии?
-Что понравилось больше всего.
Всем спасибо за работу. Молодцы. Все хорошо поработали.