«Злые волшебники психологически активные вещества (ПАВ)»
С людьми живи в мире,
А с пороками сражайся!
(латинская пословица)
Ход занятия
1. Приветствие. Тест «Круг, треугольник, квадрат».
Обучающимся предлагается выбрать фигуру (не показывать другим): круг, треугольник, квадрат. Затем показать свою фигуру и сесть за столы в соответствии с выбранной фигурой. Таким образом, создаются группы. На столах стоят непрозрачные коробочки, в ней конфета – муляж.
2. Диагностика по выбору фигуры.
Ведущий зачитывает характеристику обучающихся в соответствии с выбранной фигурой.
КВАДРАТ символизирует трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца. Выносливость, терпение обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
ТРЕУГОЛЬНИК символизирует лидерство. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их.
КРУГ обладает высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать другому человеку. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Самая доброжелательная из фигур.
3. Игра «Собери слово» Ребята видят на экране буквы, они должны составить из букв слова.
Е Л З Ы - злые
К В Ш И О Е Л Н Б И - волшебники
П Г С И О И Ч Л Е С К Х И - психологически
В А Н Т Ы И К Е – активные
А В Е Щ С Т Е В – вещества
Ребята, давайте из этих слов попробуем сформулировать тему нашего классного часа. «Злые волшебники психологически активные вещества»
Стадия осмысления
Воспитатель: Ребята, что такое ПАВ? (версии детей)
Важно знать! Термин «ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА» шире понятия «НАРКОТИКИ». ПАВ атакуют центральную нервную систему, изменяют состояние психики. ПАВ – это любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. Вызывает болезненное пристрастие.
Воспитатель: Ребята, почему же ПАВ называют «злые»? (версии детей)
Не имеет значения, какой вид ПАВ употребляется, потому что все ПАВ:
являются токсическими (отравляют организм);
вызывают болезненную зависимость (психическую, физическую);
рано или поздно начинают подчинять себе жизнь человека и его близких. Воздействие психоактивных веществ может быть как:
непосредственным, возникающим сразу после приема вещества, так и
долговременным, проявляющимся в виде поражения различных органов и систем организма, формирования психической и физической зависимости, нарушения социального функционирования человека, формируя антисоциальное поведение.
Педагог: Ребята, а почему «волшебники»? Кто назовет мне добрых волшебников? (версии детей) А злых? (версии детей) Читая сказки, мы узнаем о добрых и злых волшебниках, живущих в этих сказках. Но сегодня мы будем говорить не о сказочных волшебниках, а о тех, которые нас окружают. Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы внимательно ее послушайте.
Сказка.
В одной сказочной стране жили два мальчика. Они захотели стать добрыми волшебниками и стали учиться этому трудному делу. Они прочитали много волшебных книг, выучили волшебные слова, научились перемещаться из одного места в другое.
В один чудесный летний день приземлились в очень странном задымленном городе. Их встретили маленькие желтые человечки с желтыми зубами и ногтями, дурным запахом изо рта. Во рту у них были трубки, и они постоянно курили. Это были злые волшебники. Они выглядели как маленькие старички, потому что никогда не видели голубого неба и солнца. Их закрывал густой дым. И они очень рано умирали.
Через две минуты после приземления добрые волшебники почувствовали, что задыхаются, от дыма появились кашель, насморк, слезы. Они быстро произнесли волшебные слова и улетели из этого города с твердым намерением узнать все об этих злых волшебниках.
Воспитатель: И так, первый злой волшебник! Предлагаю вашему вниманию мультфильм (смотрят м.ф. «Тайна едкого дыма»). Ребята, Скажите, о каком злом волшебнике вы узнали? (О табакокурении) Что вы узнали о табаке и его дыме? (обсуждение с группой «треугольник»)
Воспитатель: Ребята, есть много одурманивающих веществ, которые могут выглядеть очень привлекательно – в виде жвачек, таблеток, витаминов, сигарет, приятно пахнущих веществ. Это – очень опасные вещества. Попробовав их, человек постоянно находится под угрозой. Эти вещества называются… Второй злой волшебник! давайте посмотрим на экран (демонстрация мультфильма «Как работают наркотики»)
Педагог: Ребята, как зовут второго злого волшебника? (Наркотик) Что вы узнали о наркотических веществах? (обсуждение с группой «круг»)
Воспитатель: Ребята, послушайте басню С.В. Михалкова «Непьющий воробей»
Такая вот традиция,
Что все лесные детки
Под вечер собираются
В одной большой беседке.
Идет беседа, не спеша,
Кто где и что увидел,
И что случилось у людей
И кто кого обидел.
Жвачками меняются,
Курят сигареты,
Кто не хочет – тот не зверь,
Честь его задета.
Сегодня здесь – праздник,
С пивом бочонок
Для всех прикатили
Птенец и Волчонок.
Стали пиво распивать,
Стали дружно выпивать.
Веселятся, а Мышонок и Ежонок
Со скамьи не могут встать,
Им сказать бы дружно НЕТ,
Надоел нам ваш банкет!
Для здоровья пиво вредно,
Это знает целый свет.
Воспитатель: И так, третий злой волшебник! Внимание на экран (смотрят м.ф. «Алкоголь или трезвость»).
Воспитатель: О каком еще злом волшебнике вы услышали? (алкоголь) Что можно сказать об алкоголе? (обсуждение с группой «квадрат»)
Алкоголь опасен в любом возрасте, особенно детском и подростковом. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Такую ошибку исправить трудно.
4. Психологическая игра «сюрприз»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая необычная коробочка стоит у вас на столе! То, что в ней лежит – «плохо», «нельзя», «запрещено» и даже опасно.
Прием «Мозговой штурм»
Воспитатель: Как вы думаете, что бы это могло быть? (дети в группах предлагают свои версии)
Воспитатель: Хотите узнать, что же все-таки там лежит?
Воспитатель: Посмотрите! (Коробочка лежит на столе, каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет)
Воспитатель: Вы все знали, что то, что лежит в коробочке – это – «плохо», «нельзя», «запрещено» и даже опасно, но, несмотря на это, открыли коробочку. Вы не захотели принять во внимание мои предупреждения.
Так бывает и в жизни, все знают, что алкоголь, курение, наркотики – это плохо, нехорошо и даже опасно, но все же многие употребляют их. Очень часто в юном возрасте это происходит просто из любопытства, а потом человек привыкает к этому, и отказаться бывает очень трудно.
Чтение педагогом текста Дж. Родари «РЫБЫ»
- Будь осторожна! – сказала как – то большая рыба рыбке маленькой. Вот это - крючок! Не трогай его! Не хватай!
- Почему? – спросила маленькая рыбка.
- По двум причинам, - ответила большая рыба. Начнём с того, что если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и пожарят на сковородке. А затем съедят с гарниром из салата.
- Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь! А вторая причина?
- А вторая причина в том, - объяснила большая рыба, - что я хочу тебя съесть!
- В какой ситуации оказалась маленькая рыбка? (версии детей)
- Может ли человек оказаться в такой ситуации? (версии детей)
- Вспомните, почему нельзя слушать чужих людей, брать у них незнакомые продукты, пробовать их, нюхать? (версии детей)
Вывод педагога (если не прозвучит в ответах детей):
Попробовав ПАВ, человек, даже взрослый, попадает в ситуацию маленькой рыбки – будет постоянно находиться под угрозой, быть съеденным. ПАВ очень опасны для здоровья. Зависимость от ПАВ очень трудно вылечить.
5. Игра-активатор, направленная на сплочение группы. (Работа в группах) Каждой группе предлагается шнур. Каждый член группы руками держится за шнур. Закрыв глаза, из шнура предлагается сделать КРУГ. Открыв глаза, участники занятия смотрят, что получилось. Задание усложняется, с закрытыми глазами предлагается сделать КВАДРАТ. Следующее задание – сделайте ТРЕУГОЛЬНИК.
Рефлексия: Что понравилось/не понравилось в этом упражнении? Что почувствовали? Какие испытывали трудности? (вместе мы сила!)
Воспитатель: Ребята, хорошо, что рядом с вами есть добрые волшебники. Не в сказках, а в жизни. Это – ваши увлечения спортом, искусством, творчеством, учебой. И это царство хороших привычек. В это царство попасть непросто: нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду вы получите крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение друзей.
В этом царстве города носят такие прекрасные названия труда, спорта, музыки, чтения, гигиены. Хорошие привычки - это пропуск в эти города.
Работа с деревом решений.
Воспитатель: Ребята, можно ли найти себе полезное занятие по душе, которое доставит вам радость? Это занятие будет являться альтернативой потребления ПАВ. Предлагаю каждому из вас взять ручки и цветные бумажные листки, на которых записать свое увлечение. Затем эти листки прикрепляются к древу.
Воспитатель: На доске получилось «Древо решений», касающихся потребления ПАВ. Это «Древо решений» создали вы сами.
Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг, возьмемся за руки и повторим за мной то, что я скажу: Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать психоактивные вещества. Мы за здоровый образ жизни. «Мы говорим ПАВ - нет!»
Педагог: Ребята, вы можете гордиться собой, т.к. сегодня вы самостоятельно мыслили, делали выбор, говорили «НЕТ» вредным привычкам. СПАСИБО