ГОУ Педагогическая академия последипломного образования
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
Итоговый исследовательский проект
Значение песен собственного сочинения в
развитии певческой культуры учащихся.
Глухова Виктора Васильевича, учителя музыки МОУ СОШ №3
г.Климовска, Московской области,
Слушателя курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях»
(инвариативный кафедральный модуль 72 час.)
Руководитель курсов -
Г.П.Сергеева, К.п.н.,доцент
Цель проекта – показать на примере конкретных песен собственного сочинения и песен совместного сочинения с учениками их роли в развитии певческой культуры детей, как на уроке музыки, так и во внеурочной работе в общеобразовательной школе.
Задачи исследовательского проекта.
1. На основе исполнительского анализа песен собственного сочинения показать, как в процессе вокально-хоровой работы происходит привитие и закрепление навыков певческой культуры ребят.
2. Определить теоретические и методические позиции воспитания певческой культуры школьников на уроках музыки, их участие вместе с учителем в создании песен собственного сочинения и их использование на уроках и во внеурочное время.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемой педагогической технологии совместного сочинения, авторских песен учителя музыки и определить их роль не только в развитии певческой культуры учащихся, но и обозначить их художественно-нравственную роль в духовном воспитании школьников.
На рассмотрение выносятся следующие вопросы
1 часть проекта.
Певческая культура - это совершенствование человеком собственной природы согласно общественно значимым духовным ценностям. Понятие включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: певческий опыт, певческую грамотность, творческое
-2-
развитие и владение голосом как "инструментом" духовного самовыражения и использование этого богатства певческой культуры.
2 часть проекта.
*Песни собственного сочинения и песни, сочинённые совместно с учениками и их значение на уроке музыки и во внеклассной работе для развития певческой культуры.
*Ощущение себя маленькими творцами-композиторами и развитие интереса к сочинению музыки (песен), как искусства, под умелым руководством учителя музыки, обеспечивает естественное "вхождение" школьников в мир певческой культуры.
*Полноценная певческая деятельность, осуществляемая на позициях развивающего музыкального образования, дает возможность реализовать творческий потенциал каждого школьника и использовать его на уроках музыки и во внеурочное время.
1 часть исследовательского проекта:
Певческая культура - явление многообразное и сложное. А такая ее сторона, как массовая, характеризуется в целом весьма негативными чертами. Свидетельство этого - хорошо отлаженный механизм фабрикации песен, крайне низкий уровень их исполнения, полное отсутствие художественно-эстетического вкуса у самих исполнителей, и самое главное - явный дефицит духовности. В массовой певческой культуре под угрозой исчезновения находится песня, звучащая как "... соединение усердного голоса с душевным умилением ...95 и само пение как "... похвала, возносимая от тех из нас, кто благ, ... и сила, исходящая от наших голосов, и мысленное учение нашим душам ... " (Ефросин). Отсюда очевидно, сколь велика роль пения на уроках музыки в школе, призванного ввести школьников в мир высокой певческой культуры. На огромное облагораживающее воздействие пения, равно как и на необходимость приобщения школьников к вековым традициям национальной певческой культуры, указывалось еще в пору становления отечественной системы музыкального воспитания. В трудах Б.В.Асафьева, Н.М.Ковина,А.А.Шеншина, Н.Я.Брюсовой хоровому пению в школе придается исключительно важное значение. И в дальнейшем, всеми выдающимися деятелями хоровой культуры, такими как Д.Д.Локшин, В.Г.Соколов, А.В.Свешников и др., отмечается благотворное влияние пения на духовное развитие личности. Уже в 20-30-е годы XX века по вопросу воспитания певческой (хоровой, вокально-хоровой) культуры сложились принципиально разные подходы. Согласно обоим, хоровое пение имеет огромное воспитательное значение. В одном случае в обучении используются методики специального музыкального образования. Сущность другого подхода емко выражен Б.В.Асафьевым так: "Лозунгом же общего музыкального образования должно быть требование: в сторону от профессионализма! Это вовсе не парадокс. Это здоровое стремление, согласное с общим педагогическим стремлением, которое требует от современной школы живого знакомства с природой и языком..."
Концепция Д.Б.Кабалевского ознаменовала собой реальную возможность воплощения в широкой педагогической практике преподавание музыки как живого образного искусства. Исходя из цели музыкального образования, Дмитрий Борисович расширяет содержание и задачи уроков музыки в школе и провозглашает принципиальное соответствие методов познания самому предмету познания - музыке, и хоровому пению в том числе. Идеи Д.Б.Кабалевского нашли свое продолжение в исследованиях Л.В.Горюновой, где культура пения представляет собой в большей степени духовные накопления личности, выражаемые певческим голосом. Именно второй подход, воплощающий в полной мере педагогику искусства и ориентированный прежде всего на духовное начало каждого ребенка, способен разрешить имеющиеся проблемы воспитания певческой культуры школьников.
Певческая культура, и в частности рассматриваемая нами массовая субкультура, как наследие предшествующих поколений и одно из главных человеческих творений, отражает духовную и материальную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.
Философско-эстетический уровень рассмотрения исследуемой проблемы (Г.Гегель, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, К.М.Кантор, Т.В.Холостова и др.) дал возможность обосновать философское понимание певческой культуры сообразно законам развития природы, общества, человека. В частности, представить воспитание певческой культуры системно, в единстве целей и задач как генетически и исторически обусловленный процесс постижения общечеловеческой данности, заключенной в пении как таковом. Собственно культурология (А.И.Арнольдов, В.С.Библер, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, К.А.Свасьян и др.) позволила представить певческую культуру личности (соответственно цели музыкального образования) как проявление духовной сущности человека в познании мира, где "человеческий голос воспринимается как звучание самой души, как звук, который по природе дан внутреннему началу для его выражения..."(Г.Гегель). С научных позиций музыковедения (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевcкий, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, В.А.Цуккерман и др.) в исследовании реализована возможность рассмотрения певческого голоса как проявления человеческой сущности в искусстве, так как "голос - это человек. Человек во всей полноте - физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный... (Е.В.Назайкинский). Это стало возможным и благодаря теоретическому наследию ученых, деятельность которых связана с проблемами художественной педагогики (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов, Е.А.Бодина, Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр, АА.Мелик-Пашаев и др.). В их трудах методологически обоснована педагогика искусства, разработаны принципы художественной дидактики, и сам процесс преподавания музыкального искусства в школе представлен как художественно-педагогический.