Согласные звуки [р] и [р’], буква «Р»
Письмо строчной и заглавной буквы Р, р
1 класс
Цель: познакомить учащихся со звуками [р] и [р’], его характеристиками и способом его обозначения на письме с помощью букв Р, р.
Тип урока : Открытие новых знаний.
Учебник: Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /[В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина].М. Просвещение, 2011.: ил.(Школа России)
Придумай пожелание!
У_____
УРОК
Р_____
О_____
К_____
Организационный момент
На каждую букву слова предложить детям придумать пожелание. Например, УРОК (улыбок, радости, отличных отметок, классных результатов).
ле
лу
ли
ло
ла
лиса
лама
стол
Актуализация знаний
— Гриша отправился в сказочный сад за новыми растениями и семенами, давайте поможем ему дойти до сада.
— Прочитаем слоги и слова с буквой «Л».
3
Самоопределение
— Гриша добрался до места и хочет купить семена, чтобы вырастить красивые розы. Но продавец его не понимает, потому что Гриша говорит: «Лозу, пожалуйста!»
— Как мы можем помочь Грише?
— Как вы думаете, какой звук и букву мы будем сегодня изучать?
3
[р]
[р’]
Открытие новых знаний
— Чтобы Гриша смог купить семена, ему надо дойти до новых звуков: твердого [р] и мягкого [р’].
— Чтобы помочь Грише дойти до новых звуков, нужно назвать слова:
- которые начинаются со звука [р] (рыба, рука, радио, рубашка, роза);
- которые заканчиваются звуком [р] (мотор, компьютер, пар, сор, пожар, веер);
- которые начинаются со звука [р’] (река, рис, рябина, ряженка, рядом);
- которые заканчиваются звуком [р’] (букварь, январь, декабрь, ноябрь,зверь, снегирь).
3
[р]
[р’]
Гласные
Согласные
Открытие новых знаний
— В какую корзинку положить звуки? Это гласные или согласные звуки? Почему?
3
[р]
[р’]
Согласные
Проверка
3
1
2
3
Открытие новых знаний
— Помогите Грише подписать карту. Соедините схемы с картинками на карте. (1 — рыбы, 2 — грибы, 3 — ирис)
3
3
2
1
Проверка
Открытие новых знаний
— Гриша говорит: “Р, рь, какие крррасивые звуки! А если я захочу написать слово c этими звуками, какие буквы мне понадобятся?
Открытие новых знаний
— Гриша спрашивает: «А какие буквы печатные? Какие буквы прописные?»
— Гриша спрашивает: «А почему есть большая буква «Р» и маленькая буква «р»?»
— Приведите примеры, когда употребляется заглавная буква «Р»?
Открытие новых знаний
— Помогите Грише найти то, что похоже на букву «Р». Есть что-то в классе, похожее на букву «Р»?
Открытие новых знаний
— Сколько букв «Р» спряталось в саду?
Подготовка к письму
Учитель напоминает о правильной посадке за партой, как правильно держать ручку и карандаш при письме.
Пальчиковая гимнастика
В качестве подготовительной работы вы можете использовать следующие упражнения:
- обозначить букву в воздухе левой и правой рукой, двумя руками, ногами;
- провести по контуру буквы пальцами;
- сложить из пальцев букву.
Письмо
Письмо заглавной «Р».
Письмо
Письмо строчной буквы «р».
[р] [р’]
Физкультминутка
— Хлопнуть/топнуть/прыгнуть, когда слышите звуки [р] или [р’].
Слова: радио, стол, мотор, река, чайник, барабан, снегирь, ваза, зверь.
Закрепление
— Грише очень нравится вид из волшебного сада, выбери ему краски, в названиях которых есть звук [р]. Какой это звук? Твердый или мягкий?
Закрепление
— Какой красивый рисунок получился, спасибо!
лак
р
кот
высь
Закрепление
— Одна из красок оказалось волшебной! Она умеет менять слова, изменив первую букву на «Р».
— Какие новые слова получились?
рак
рот
рысь
Проверка
Подведение итогов
— Гриша смог купить семена и вырастить цветы!
— Что теперь Гриша знает о букве «Р»?
— Что умеет делать?
Рефлексия
— Какое у вас настроение?
— Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек/карандашей разного цвета. Поднимите вверх предмет нужного цвета. Желтая фишка — настроение отличное, зелёная — хорошее, синяя — грустное.