Звук и буква У
Программное содержание: уточнить произношение звука «у», учить четко произносить его в звукоподражаниях и словах, учить находить звук среди других звуков, называть слова с заданным звуком, познакомить с буквой У, называть существительные в единственном и множественном числе, в именительном и винительном падежах, развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: Предметные картинки: паровозик, утка, удочка, улитка, утюг, уж, усы, поросёнок, филин. Сюжетные картинки: «Заблудился в лесу», «Плачет малыш». Символ звука «у» и буква У. Карточки-схемы. Зеркала.
Ход занятия
1.Оргмомент. Игра на развитие моторно-слуховой памяти. Педагог предлагает детям воспроизвести простой ритмический рисунок Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
2. Артикуляционная гимнастики. Дети работают перед индивидуальными зеркалами. Растянуть губки в улыбке. Зубки спрятаны. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторить пять раз.
Губки растянуты в улыбке, зубки открыты. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторить пять раз.
Вытянуть губки трубочкой. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторить пять раз.
3. Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы продолжим знакомство с гласным звуком «у» и познакомимся с буквой У. Чтобы правильно произносить гласный звук «у» вытяните губки трубочкой, положите ладошку на горлышко. Послушайте, как оно гудит. Скажем дружно: у ууууу. Дети повторяют упражнение несколько раз. Игра «Паровозик». Педагог предлагает детям стать друг за другом, положив руки на плечи товарищу. Дети двигаются по группе. Водящий объявляет остановки, паровозик гудит: ууууууу.
4. Работа с картинками. Выставляется картинка «Заблудилась в лесу». Выясняется, что кричат в лесу, когда заблудятся. Как кричат громко или тихо. Дети проговаривают: -Ау-ау-ау. Тихо и громко.
Картинка «Плачущий ребёнок». Выясняется, что малыш плачет: -уа -уа-уа. Картинка «Свинка отдыхает» Довольная пыхтит: -уф -уф -уф. Картинка «На суку сидит филин». Он пугает: -уф -уф -уф.
Как гудит паровозик?
Как кричат в лесу?
Как плачет ребёнок?
Как дышит свинка?
Как кричит филин?
Какой звук мы слышали чаще других звуков?
Это гласный звук «у». Мы его можем долго тянуть и петь.
Педагог демонстрирует сигнал звука «у» и сравнивает его с артикуляцией звука «у». Дети сравнивают кружок на карточке с артикуляцией звука « у» перед зеркалом.
5. Различение звука «у» среди других звуков. Педагог называет гласные звуки, дети поднимают сигнал только на звук «у».
Что делают губки когда произносят звук «у»?
Губки вытягиваются трубочкой и рисуют маленький кружок.
6. Проговаривание слогов и звукоподражаний перед зеркалами.
Ту-ту-ту-ту. Ду-ду-ду-ду. Му -му— му— му. Ку-ку-ку-ку.
7. Физминутка. «Филин». Дети— мышки, водящий— филин. Филин ловит мышек с возгласом -уууф-ууууф-уууф, после слов.
Мышки по полю гуляли
Мышки зернышки искали.
Тише мышки филин близко.
8. Называние слов со звуком «у». Выделение звука «у» голосом. Исключение лишней картинки.
На доску выставляются картинки: уж, улитка, утка, муха, кот.
Дать объяснение, почему слово кот лишнее.
9. Разделить слова на слоги, расположив их на наборном полотне или распределить по вагончикам. Слова с одним слогом в первый вагон, с двумя слогами во второй вагон, с тремя слогами в третий вагон. Определить место звука «у», обозначить звук «у» сигналом. Познакомить с буквой У. Выложить букву из палочек. Напечатать букву на карточке-схеме.
10. Дидактическая игра «Магазин». Дети выбирают игрушки только со звуком «у». Называют игрушку и выделяют звук «у» голосом. В конце игры выясняется, почему не куплены оставшиеся игрушки. Детям даётся возможность поиграть с игрушками.
11. .Итог занятия.
Оценка работы детей на занятии.