ЗВУК Ы. БУКВА Ы.
Программное содержание: продолжить знакомство со звуком «ы», познакомить с буквой Ы, различать звук и букву среди других звуков и букв, находить слова в тексте со звуком «ы», определять место звука в слове, чётко произносить звук «ы» в словах и словосочетании, развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память.
Оборудование: картинки: мыши, сыр, часы, мыльница, усы, сомы. Набор картинок для самостоятельной работы. Карточки-схемы. Карточки со зрительными диктантами. Буквы.
Ход занятия
1. Оргмомент. Артикуляционная гимнастика для губ с физическими упражнениями:
А) Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
Б) Улыбка — Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
В) Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Г) Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
(Слайд 2 )2. Вспомним изученные буквы и раскрасим ёжика Пыха.
Д) Скороговорка:
Буква Ы купила мыло,
Им она посуду мыла.
Мыло мылилось и мыло,
Много сил у мыла было.
(Слайд 3 ) Произносим звук ы
3. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком «ы». Мы будим произносить звук, находить звук в словах и тексте, познакомимся с буквой Ы.
4. Развитие слухового внимания. Хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «ы».
Волы, мыло, совы, кот, сын, пыль, дым, сон, козы, трубы, дыня, арбуз, тыква.
5. Нахождение звука «ы» в словах. Перед детьми выставляются картинки со звуком «ы». Дети называют картинки и место звука в слове. Повторяется, что звук «ы» встречается только в середине или в конце слова (мыши, сыр, часы, мыльница, усы, сомы)
Физминутка.
Подвижная игра «Ах, как мыши надоели всё погрызли, всё поели.
Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловку
Переловим всех за раз.
4. Знакомство с буквой Ы.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы-
Все мы знать её должны.
Работа по карточке. Дети обводят или закрашивают букву Ы. обводят элементы буквы ы. Пишут элементы и букву ы самостоятельно.
5. Нахождение звука «ы» в тексте.
Дети, послушайте сказку про двух мышат. Постарайтесь запомнить слова со звуком «ы».
Вопросы к сказке. Кто сидел в чулане? (Мыши). Где спал кот Рыжик?
Что грызли мыши? ( Тыкву). Как ругалась хозяйка на кота? (Ах ты проказник!) Назовите ещё раз слова со звуком «ы».
6. Закрепление произношения звука «ы» в словосочетаниях. Дети, вспомните, что может идти? (Обратить внимание на вопросы кто? что? Т. к. дети их путают).
— А вы знаете, что идти может ещё и время?
— Как мы узнаём время?
— По часам.
Где вы видели часы?
Как они называются?
Перед детьми выставляются различные виды часов.
Эти часы носят на руке. Они наручные.
Эти часы висят на стене. Они настенные.
Эти часы стоят на столе. Они настольные.
Это часы игрушка. Они игрушечные.
— А если часы висят на улице, как их называют?
— уличные часы.
Повторить названия часов.
8. Итог занятия. Оценка работы детей.