Просмотр содержимого документа
«"Звукоизобразительные приемы в симфоническом оркестре" Конспект урока»
Конспект урока 1 класс Слушание музыки. Преподаватель Комова А.В.
Тема урока: Звукоизобразительные моменты средствами симфонического оркестра
Симфонический оркестр обладает различными тембрами. Скрипки и альты имеют мягкое звучание, они «поют» мелодию; трубы и тромбоны могут сыграть громко и ярко, флейта придаст звуку прозрачность и нежность, а кларнет мягкость.
Чтобы создать музыкальный образ, картину или настроение, композитор пользуется различными тембрами оркестра, как художник красками. Казалось бы, что можно изобразить ударными инструментами, ведь их звуки даже не имеют высоты, но это заблуждение. Сергей Сергеевич Прокофьев сумел только лишь одними ударными инструментами создать картину паники в музыке к спектаклю «Египетские ночи».
Очень часто композиторы используют тембры таких инструментов, как АРФА, ЧЕЛЕСТА, КСИЛОФОН, КАСТАНЬЕТЫ. Например симфоническая увертюра Михаила Ивановича Глинки «Ночь в Мадриде» начинается вступлением: скрипки дают нежный фон, как бы мерцающий ночной туман, и на этом фоне появляется грациозная мелодия испанского танца ХОТЫ, кастаньеты придают мелодии картину танцующей в сумраке грациозной испанки.
Вспомним пьесу Камиля Сен-Санса «Ископаемые» из сюиты «Карнавал животных». Как здорово с юмором композитор передал стук костей, танцующих скелетов при помощи ксилофона. Его необычный звук, как нельзя лучше подошел для этого образа.
А вот симфоническая картинка Анатолия Константиновича Лядова «Кикимора».
В ней композитор нарисовал хрустальную колыбельку маленькой Кикиморы с помощью ЧЕЛЕСТЫ, звук которой тихий и нежный, как хрустальный звон.
В опере арфа часто имитирует звучание гитары; яркий пример — романс Молодого цыгана из оперы Сергея Рахманинова «Алеко», «Дуэт Татьяны и Ольги» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»
Задание: Перепишите конспект и прослушайте отрывки из выделенных жирным шрифтом произведений.