Урок внеклассного чтения в 8 классе
Тема: " Все беды - это солнечное затмение, а жизнь - это солнце" (по произведению А.Лиханова "Солнечное затмение")
Цели:
Дать краткий обзор жизненного и творческого пути А.А.Лиханова;
Развивать умение анализировать художественный текст.
Воспитывать чувство любви, сострадания и уважения к ближним.
Методы:
Средства обучения:
презентация о жизни и творчестве А.А. Лиханова;
видеофильм по эпизодам книги "Солнечное затмение";
презентация проекта;
тексты произведения.
Опережающее индивидуальное домашнее задание:
подготовка презентации о жизни и творчестве писателя;
видеофильм по эпизодам книги"Солнечное затмение";
составление таблицы "Черты характера Лены и Феди".
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя:
Русский писатель Анатолий Алексин писал об этом человеке так : "«Его творчество служит весенней поре человеческой жизни, которая отличается от обыкновенной тем, что никогда уж больше не возвращается».
Сегодня мы поговорим о творчестве Альберта Анатольевича Лиханова, а именно о его повести «Солнечное затмение». Выбор произведения не случаен: главные герои повести - ваши сверстники. Вы прочитали повесть самостоятельно, думаю, что это произведение вызвало у вас особые переживания, воспоминания, но сначала несколько слов о жизненных и творческих этапах писателя.
3. Сообщение обучающихся о жизни и творчестве писателя
Ученик 1: Произведения Альберта Лиханова полны внимания и человеческого участия к детям, которые живут в мире взрослых — мире, который не делает скидки на возраст. Его главная тема и главная боль – судьба детей, попавших в беду.
Ученик 2: Альберт Анатольевич Лиханов (настоящее имя Глеб) родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове (Вятке). Глава семьи Анатолий Николаевич был слесарем, до войны работал на заводе. На войну ушел добровольцем. Он отвоевал всю войну, до последнего дня, дважды был ранен и выпал ему счастливый случай очутиться в госпитале родного города, увидеть жену и сына. Милица Алексеевна Лиханова, мать писателя, была родом из Архангельска, по профессии - медицинский лаборант, всю жизнь проработала в больницах.
Ученик 1: В войну бабушка, Мария Васильевна , вела хозяйство. Вечерами читала внуку стихи, которых она знала очень много. Позже в интервью Альберт Анатольевич скажет: « Да, именно бабушка указала мне путь к книгам…» Культурным приютом для детей того времени была также детская библиотека. И первым человеком, который привёл маленького Альберта в этот храм книги была его бабушка.
Ученик 2: В 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета в Свердловске. Работал литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а чуть позже стал главным редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове, потом отправился собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирск
Ученик 1: В 1962 году журнал «Юность» печатает его первый рассказ «Шагреневая кожа». Несколько позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву, где он становится сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» — сначала ответственным секретарём, а затем — главным редактором.
Ученик 2: В эти же годы приходит литературная известность. Одну за другой, «Юность» печатает его повести.
Ученик 1: Его произведения опубликованы в России тридцати миллионным тиражом.
Ученик 2: За границей на тридцати трех языках выпущено больше ста книг писателя.
Ученик 1: В 1989 году писателя избирают Народным депутатом СССР и членом Верховного Совета СССР.
Ученик 2: В 1987 году А.Лиханов выступил инициатором создания Советского детского фонда, позже Российский детский фонд, который помогает обездоленным детям - сиротам, инвалидам, беженцам.
Ученик 1: Писательское слово у этого человека не расходится с его поступками. Он считает, что стыдно сострадать детским бедам на бумаге, ничего не сделав им в жизни.
Ученик 2: Альберт Лиханов признан Человеком года в России, удостоен мировой медали «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра», включен в список выдающихся европейцев XXI века, награжден Международной премией мира.
Ученик 1: У Альберта Лиханова - десятки светлых и умных книг, обращённых и к детям, и к взрослым. Они помогают читателям стать внимательнее к людям, добрее и чище.
4. Беседа по вопросам:
Слово учителя:
Повесть «Солнечное затмение» необычна по своему сюжету. Автор на примере жизни главных героев показал судьбы подростков, попавших в трудные жизненные обстоятельства.
Обратимся к тексту повести.
Главные герои нашего произведения – дети. Подростки Фёдор и Лена.
− Расскажите о Феде до встречи с Леной. Чем он живёт? Что его волнует?
Страдает Федор от неустроенности в семье: за отца, за мать.
Разводит голубей, у него своя голубятня.
Переживает за отца Джона Ивановича (Американец, Сэм)
Отец часто пьян: неподалёку пивной ларёк.
− Загляните в свою табличку. Какие черты характера присущи Феде?
Любил фантазировать («прислонился он к стойке и нырнул головой в небо, полетел в глубину»), был трудолюбивый – сам мастерил голубятню («стучал топором, рубанком, стружку гнал»), был добрый – не продал голубей, а подарил интернату, детям – инвалидам.
− В чем особенность описания мальчика?
Нет портретной характеристики.
− Почему нет портрета героя?
Важно показать, какие поступки совершает мальчик, а не его внешние черты. Ведь поступки – это отражение внутреннего мира человека.
− Что вы можете рассказать о Лене до встречи с Федей? Какие черты характера ей присущи?
Лена – инвалид, она не может ходить, поэтому ее жизнь отличается от жизни нормальных сверстников. Конечно, у нее много друзей в интернате. Однако она одинока в нормальной жизни, и думает, что обречена на одиночество во взрослой жизни.
Морально и физически страдает: инвалид детства, «не такая как все».
− Лена, размышляя о своей жизни, часто использует определения «там» и «здесь». Что имела в виду Лена?
«Там» в интернате, где много детей с физическими недостатками, а «здесь» - дома, где она ощущает себя чужой.
- Давайте обратимся к эпизоду их знакомства. Внимание на экран (просмотр видеофильма)
− Почему Федя и Лена подружились?
Оба одиноки.
Ребята, обратите внимание, что встреча с Леной послужила причиной возникновения в душе Фёдора мысли о людях, имеющих физические недостатки.
− Какие две нелюбимые вещи в жизни Лены и её подруг вы можете назвать? Прокомментируйте.
1. Жалость.
2. Когда начинают говорить за спиной.
Страхи - постоянные спутники не только Лены, но всех друзей и подруг, которые живут в интернате.
Слово учителя:
Повесть Альберта Лиханова называется «Солнечное затмение»
Словарь русского языка С.И. Ожегова: (Обратимся к словарю)
Затмение, -я, ср. 1) Временное затемнение небесного светила (когда оно закрыто другим или попало в тень другого небесного тела).
2) Временное помрачение сознания. Затмение нашло на кого-либо.
Сообщение ученика о солнечном затмении:
Солнце вдруг заходит за тень Луны в определенное время. Покрытие Солнца Луной называется солнечным затмением. Это очень красивое и редкое явление. Солнечное затмение наступает, если в момент новолуния Луна пересекает плоскость эклиптики.
«Само лексическое значение слова «затмение» словно предостерегает: разум затмевается, многое не видно со всей полнотой объективности. Люди склонны действовать импульсивно, словно какая-то фатальная сила толкает к тем или иным поступкам. Именно под натиском фатальности в затмения часто случается что-то очень важное и последствия потом сказываются долго».
«Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал солнце источником света, тепла и жизни и обожествляли его.
− Как вы объясните слова Лены «Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – это само солнце»?
Иногда трудности, проблемы позволяют нам осознать, насколько прекрасна жизнь, и не нужно жаловаться по пустякам. Надо жить и ценить жизнь.
Солнечное затмение в произведении повлияло на судьбы людей.
Лена узнала о жуткой трагедии, которая произошла во время солнечного затмения с её лучшей подругой – Зинкой.
− Какое затмение произошло в душе Лены, когда она получила письмо от Вали?
Узнав о смерти подруги, « Лена в отчаянии выкатила коляску на лестницу. Цепляясь обеими руками за перила, сдерживая каталку, спустилась вниз… Она ничего не видела перед собой. Не хотела видеть». Не хотела жить.
− Как вы относитесь к поступку Лены? Можно ли оправдать её решение ?
Нет. Самый большой грех – это самоубийство. Все в жизни можно преодолеть. Всегда есть выбор, в любых ситуациях. Раз человек родился на свет, значит он нужен. А жизненные трудности, к сожалению, всегда случаются с людьми, нужно только их преодолеть. А Леной в тот момент овладели только собственные переживания. Забыла о родителях, о Феде…
− Как вы понимаете значение этих строк: « В нашей жизни надо быть готовым ко всему и не отчаиваться, если в твоей жизни вдруг наступило затмение. После него всегда выглядывает солнце и становится тепло и светло»?
− Как жил Федя до встречи с Леной?
Он жил в своем мирке, никого туда не пуская. Единственные близкие существа – голуби. (Сообщение о голубях-турманах)
− Затмение происходит и с Федей. Как это было?
В отчаянии принимает решение сжечь голубятню, которую он строил своими руками, потому что «… на месте голубятни будут рыть котлован».
Выразительное чтение отрывка
− Солнечное затмение – это как некая схватка тьмы и света. Как долго длится это природное явление?
3-4 минуты.
− Так и затмение, временное помрачение сознания Феди продлилось немногим 3-4 минуты. Что для себя открыл в этом эпизоде Фёдор?
Нельзя бросать на произвол судьбы тех, кому ты позволил дать надежду.
Не мог Фёдор позволить голубям погибнуть.
− Что для Фёдора означают голуби?
Они смысл его жизни, потеря их для него подобна смерти.
− Почему же Фёдор не продал своих голубей? Покупатель был, интересовался?
Не мог. Это всё равно, что продать своих друзей.
А ещё он отвечает за Ленку! Не смогла бы душа Фёдора обрести покой, если бы он позволил душе замолчать, оставить бедную девушку. Вселил надежду в душу – отвечай за свой поступок.
- Самые трогательные моменты – встреча Фёдора и Лены в интернате.
Лена часто заводит разговор о необходимости расстаться? Говорит, что ей почему – то грустно. «Жизнь улыбается мне. А потом… ты встретишь нормальную девушку и забудешь про меня»,- говорит Лена.
− Но Фёдор не таков: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!» Как вы понимаете эти слова Фёдора?
Вывод:
Пройдя через непростые испытания, дети эти два маленьких человечка смогли сохранить в своих душах искренность, чистоту, порядочность. Впору взрослым людям поучиться таким мужественным поступкам.
Пришло время подвести итог нашему уроку.
О чём же заставил задуматься нас этот урок?
Какие жизненные ценности являются для вас самыми важными?
Итак, ни физическая красота, ни природное здоровье, ни материальное положение родителей не могут избавить человека от беды и боли.
Отворачиваясь от чужого горя, человек становится одиноким в собственном несчастье, если оно наступит. И необязательно самому попадать в беду, но чувствовать чужую боль обязательно: не научившись сострадать, невозможно по-настоящему радоваться.
В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком. Нужно любить жить, принимая такой, какая она у нас есть, пытаться эту жизнь наполнить благородными поступками, развиваться творчески.
Понимать, что вслед за чёрной полосой придёт светлая полоса, вслед за «затмением» наступит прозрение. Нужно постараться стать счастливыми, как бы это ни было сложно.
Я благодарю вас за работу. Все вы заслуживаете только хороших оценок!
***** Защита проекта("Я бы мог..." )
Домашнее задание: Сочинение-рассуждение: « О чём заставила меня задуматься повесть «Солнечное затмение»?