52
М
инистерство здравоохранения РД
ГБПОУ РД «Буйнакское медицинское училище»
ПМ 04; ПМ 05; ПМ07
Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
(Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «Лихорадка.
Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки»
Специальность: 340201«Сестринское дело»
Г. Буйнакск 2023г.
Рассмотрено на заседании
Утверждено
ЦМК клинических дисциплин №4
Протокол № от
Председатель: Казулаева З.Д.
Разработчик:
Преподаватель ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая м/с по уходу за больными»
Магомедова Э.Р.
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка по теме «Лихорадка.
Сестринская помощь пациенту в каждом периоде
лихорадки», входящей в профессиональный модуль
«Выполнение работ по профессии младшая
медицинская сестра по уходу за больным»МДК 04.03(07.03)Технология оказания медицинских услуг для специальностей 060101Лечебное дело (среднее профессиональное образование углубленной подготовки), 060501 Сестринское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки)предназначена для проведения учебного занятия.
Методическая разработка по теме «Лихорадка. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки» создана для оказания преподавателю методической помощи в проведении учебного занятия, в результате которого студенты должны освоить профессиональные компетенции:
-
Соблюдать принципы профессиональной этики;
-
Осуществлять уход за тяжелобольными пациентами в условиях учреждения здравоохранения и на дому;
-
Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;
-
Оформлять медицинскую документацию;
-
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий;
-
Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала;
-
Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….…5
Мотивация………………………………………………………………………...8
Актуальность темы……………………………………………………………10
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК………………………………………………………11
Рекомендации по работе………………………………………………………..12
Тема, вид, кол-во часов, цели занятия………………………………………...13
Междисциплинарные связи…………………………………………….….…..17
Список литературы…………………………………………………….….…..18
Самостоятельная работа………………………………………………...…..19
Хронологическая карта…………………………………………………….….20
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК………………………………………….….….23
Глоссарий……………………………………………………………….…….…..24
Опорный конспект…………………………………………………….………..25
АЛГОРИТМ МАНИПУЛЯЦИИ…………………………………………….....33
БЛОК КОНТРОЛЯ………………………………………………….…………..36
КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ…………………………….……….….37
Контрольные вопросы……………………………………………….…………38
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА………………….………..39
Задания на дополнение (вставьте недостающий показатель)…….…….40
КОНТРОЛЬЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ………………………….….41
Ситуационные задачи …………………………………………………………42
Тестовые задания……………………………………………………………….44
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ…………………………………………………………….48
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК…………………………………………………….……65
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ………………………………………………………….66
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………70
Введение
Данная методическая разработка предназначена для
проведения учебного занятия по теме «Лихорадка.
Сестринская помощь пациенту в каждом периоде
лихорадки»,входящей в профессиональный модуль
«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» МДК 04.03(07.03) Технология оказания медицинских услуг для специальностей 060101Лечебное дело(среднее профессиональное образование углубленной подготовки), 060501Сестринское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки).
Актуальность создания методической разработки вызвана трудностью усвоения студентами данного материала. С этой целью в информационном блоке размещен глоссарий с основными понятиями, опорный конспект, алгоритм измерения температуры тела.
При проведении учебного занятия с применением данной методической разработки используются знания студентов, полученные при изучении следующих дисциплин:
Методическая разработка состоит из блоков:
-
Методического;
-
Информационного;
-
Блока контроля
Методический блок содержит рекомендации по работе с разработкой, перечень целей, отражающих знания при освоении профессиональных компетенций, которыми должен обладать студент по окончании изучения темы «Лихорадка. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки», включает в себя оснащение занятия, хронологическую карту.
Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.
Учебное занятие, проводимое на основе материала данной методической разработки, включает в себя:
- вопросы для выявления исходного уровня знаний студентов;
- решение ситуационных задач проводится с целью закрепления изученного материала;
- задания на дополнение (вставьте недостающий показатель) проводятся для контроля эффективности обучения.
Имеются эталоны ответов по всем видам заданий с критериями оценки.
- сообщение по теме: «Лихорадка»;
- составление алгоритма по теме: «Оказание помощи пациенту в каждом периоде лихорадке».
После изучения темы «Лихорадка. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки»
Студент должен:
Знать:
-
способы реализации сестринского ухода;
-
технологии выполнения медицинских услуг;
-
факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
-
принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
-
основы профилактики внутрибольничной инфекции;
-
механизм теплообразования и пути теплоотдачи;
-
понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки.
Уметь:
-
собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
-
определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
-
обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
-
проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
-
составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;
-
использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного.
-
оказать помощь пациенту в различные периоды лихорадки;
-
измерять температуру тела в подмышечной области;
-
обучить родственников элементам ухода за лихорадящим пациентом.
При проведении практического занятия усвоения новых знаний, умений и формирования навыков были применены объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения: изложение нового материала, первичное
применение нового материала, показ презентации по теме «Лихорадка. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки», инструктаж и демонстрация алгоритма выполнения манипуляции.
Также, при выявлении исходного уровня знаний, применен устный (фронтальный) опрос; при закреплении изученного материала самостоятельная работа в письменной форме (задания на дополнение), для образца разбор ситуационной задачи; для контроля эффективности обученияпредлагается решение ситуационных задач, тестовых заданий.
М
отивация
В функциональные обязанности
медицинской сестры входят не только
выполнение врачебных назначений, создание и
обеспечение лечебно- охранительного и
санитарно - эпидемического режима в
медицинских учреждениях, оказание помощи
тяжелобольным пациентам, но и наблюдение за пациентом, сестринское обследование, оказание помощи при неотложных состояниях, выполнение манипуляций.
Освоенные профессиональные компетенции должны соответствовать основным показателям оценки результата:
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата |
1. Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода | - Соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения; - Грамотность, доступность и вежливость при консультировании пациентов и их родственников (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по вопросам ухода и самоухода. |
2. Оформлять медицинскую документацию | - Правильность и аккуратность при оформлении медицинской документации установленного образца. |
3. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий | Точность соблюдения алгоритма: -оценки функционального состояния пациента; -оценки функционального состояния пациента; -подготовки пациента к инструментальным методам исследования. Точное выполнение требований правил хранения лекарственных средств. |
4. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. | Точность соблюдения алгоритма: - мытья рук; - надевания стерильных перчаток; - снятия использованных перчаток; профилактики парентеральных инфекций при случайном попадании биологической жидкости в глаза, рот, на кожу, повреждении кожных покровов |
Знание принципов ухода за пациентом, использование сестринского процесса позволяет студенту повысить качество для эффективности оказания медицинской помощи. Все это требует от студента достаточного уровня знаний и умений, необходимых для совершенствования профессиональной подготовки и дальнейшей практической деятельности.
Актуальность
Лихорадка - состояние организма, при котором
температура тела поднимается выше нормального
уровня. Считается, что лихорадка относится к защитным реакциям организма: повышение температуры тела подавляет размножение болезнетворных микробов и одновременно повышает интенсивность биохимических процессов, а тем самым и сопротивляемость организма к инфекции. Гипертермия создает в организме менее благоприятные условия для размножения многих патогенных вирусов и бактерий. В связи с этим основное лечение должно быть направлено на ликвидацию заболевания, вызвавшеголихорадку. Вопрос о применении жаропонижающих средств решается врачом в каждом конкретном случае в зависимости от характера болезни, возраста больного, его преморбидного состояния и индивидуальных особенностей.
Использование сестринского процесса позволяет повысить качество и эффективность оказываемой медицинской помощи, требует от студента достаточного уровня знаний и умений, необходимых для совершенствования профессиональной подготовки.
Рекомендации по работе с методической разработкой
Методическая разработкапо теме «Лихорадка.
Сестринская помощь пациенту в каждом периоде
лихорадки», входящая в профессиональный модуль
«Выполнение работ по профессии младшая
медицинская сестра по уходу за больным»
МДК 04.03(07.03) Технология оказания медицинских услуг для специальности 060101Лечебное дело (среднее профессиональное образование углубленной подготовки), 060501 Сестринское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки)предназначена для проведения учебного занятия в кабинете доклиники.
1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания при освоении профессиональных компетенций. Педагогические методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (презентация).
3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающегося на каждом этапе занятия.
4. В глоссарии термины представлены по мере появленияих при изложении данной темы.
5.Блок контроля включает следующие компоненты:
- вопросы для выявления исходного уровня знаний студентов;
- задания на дополнение (вставьте недостающий показатель), образец выполнения ситуационной задачи проводятся с целью закрепления изученного материала;
- решение ситуационных задач, тестовых заданий проводится для контроля эффективности обучения.
Имеются эталоны ответов по всем видам заданий с критериями оценки.
При изучении темы «Лихорадка. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки» представлена презентация.
Для самостоятельной работы студентов предусмотрены задания:
- сообщение по теме: «Лихорадка»;
- составление алгоритма по теме: «Оказание помощи пациенту в каждом периоде лихорадке».
НАЗВАНИЕ ПМ.04(07):
«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу
за больным»МДК 04.03(07.03) Технология оказания медицинских услуг
ТЕМА:
«Лихорадка. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки»
ВИД ЗАНЯТИЯ:
практическое
ТИП ЗАНЯТИЯ:
усвоение новых знаний, умений и формирование навыков
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
90 мин
ЦЕЛИ:
усвоение новых знаний по изученной теме, первичное применение нового материала
После изучения учебногоматериала по теме «Лихорадка. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки»
Студент должен:
Знать:
-
способы реализации сестринского ухода;
-
технологии выполнения медицинских услуг;
-
факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
-
принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
-
основы профилактики внутрибольничной инфекции;
-
механизм теплообразования и пути теплоотдачи;
-
понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки.
Уметь:
-
собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
-
определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
-
обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
-
проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
-
составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;
-
использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного.
-
оказать помощь пациенту в различные периоды лихорадки;
-
измерять температуру тела в подмышечной области;
-
обучить родственников элементам ухода за лихорадящим пациентом.
Развивающие цели:
-
Развитие умений учебного труда: обобщения, анализа, формулирования вывода и составления плана.
-
Способствовать развитию логического мышления.
-
Развивать память, наблюдательность, внимание.
Воспитательные цели:
-
Воспитание гуманного отношения к людям.
-
Формирование чувства ответственности и требовательности к себе и другим.
-
Способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию, умению управлять эмоциями.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
Кабинет доклинической практики
ОСНАЩЕНИЕ:
Учебно-методическое:
- методическая разработка учебного занятия по теме «Лихорадка. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки»;
- задания на дополнение (для каждого студента);
- ситуационные задачи;
- презентация.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование учебного кабинета:
-
бинты;
-
бумага компрессная;
-
вата;
-
грелки резиновые;
-
лотки разные;
-
марля;
-
подушки, пеленки;
-
пододеяльники, простыни;
-
полотенца;
-
пузыри со льдом;
-
перчатки резиновые;
-
рубашки нательные;
-
салфетки марлевые;
-
термометры медицинские;
-
поильники;
-
емкости для дезинфекции.
Каждый студент имеет рабочее место:
-
тонометры;
-
фонендоскопы;
-
температурные листы.
ТСО:
-
телевизор;
-
компьютер;
-
проектор;
-
интерактивная доска.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
ФармакологияТема 3.1: Общие закономерности фармакокинетики лекарственных веществ»
Основы патологииТема 1.7: «Патология терморегуляции»
Основы латинского языка с медицинской терминологиейТема 3.3: «Названия патологических процессов»
ЛИХОРАДКА. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В КАЖДОМ ПЕРИОДЕ ЛИХОРАДКИ
Психология Тема 3.11: «Психология проведения сестринских манипуляций»
Правовое обеспечение профессиональной деятельности Тема 5.1: «Охрана здоровья в основных нормативно-правовых актах
С
писок литературы
Основная литература
1. Мухина С.А.,Тарновская И.И. Теоретические
основы сестринского дела: Учебник/ С.А. Мухина,
И.И. Тарновская– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР
– Медиа, 2010-368с.: ил.
2. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»:учеб.пос.-2-е изд., испр. И доп.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010-512с.: ил.
Дополнительная литература
3. Основы сестринского дела Островская И.В., Широкова Н.В. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008
4. Основы сестринского дела Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
5. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи. Морозова Г.И. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.
6. Внутрибольничная инфекция. Осипова В.Л. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.
7. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие.
Широкова Н.В.
М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
8. Медицинские манипуляции. Гуляев С.В. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011.
Интернет-ресурсы:
www.medlit.ru
www.medcurs.ru
Самостоятельнаяработа:
- подготовить сообщение по теме: «Лихорадка»;
- составить алгоритм по теме: «Оказание помощи пациенту в каждом периоде лихорадке».
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№п/п | Этапы занятия | Время (мин) | Методы, средства обучения и контроля | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент | 3 | | Проверяет готовность студентов к занятию (соблюдение формы). Отмечает отсутствующих, заполняет журнал. | Приветствуют преподавателя, называют отсутствующих. |
2. | Активизация познавательной деятельности | 5 | Вступительное слово преподавателя | Сообщает студентам тему, цели и план занятия. Раскрывает важность и значимость темы, мотивирует студентов на активную учебную деятельность. | Записывают в тетради тему и цели занятия. Настраиваются на учебную деятельность, повторение приобретенных знаний |
3. | Контроль исходного уровня знаний | 10 | Устный (фронтальный опрос)по теме «Термометрия, виды и устройство термометров. Основные способы измерения температуры тела». | Задает вопросы, корректирует ответы студентов по результатам опроса | Отвечают на вопросы преподавателя |
4. | Предъявление нового материала | 20 | Объяснительно-иллюстративный | Мотивирует студентов к изучению нового материала. Объясняет студентам учебный материал, сопровождает объяснение показом презентации по теме «Лихорадка. Сестринская помощь в каждом периоде лихорадки» | Записывают в тетрадь план выполнения действия ухода за пациентом, конспект основных изучаемых терминов и закономерностей |
5. | Закрепление материала | 30 | Частично-поисковый | Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, оказывает помощь, корректирует ее. По новому материалу представлены задания на дополнение (вставьте недостающий показатель). Разбор ситуационной задачи по теме для лучшего усвоения пройденного материала | Самостоятельная работа направлена на дополнение и углубление изученного материала,т.е. развитие и коррекцию убеждений. Выполняют письменные задания на дополнение (вставить недостающий показатель), работают с учебной литературой, конспектами, таблицами |
6. | Контроль эффективности обучения | 15 | Письменный, тестовый | Организует работу студентов на этапе контроля - представлены ситуационные задачи. Инструктирует студентов по выполнению тестовых заданий. | Выполняют предложенноепреподавателем задание (без опоры на конспект) -решение ситуационной задачи, выполнение тестовых заданий. |
7. | Подведение итогов занятия Рефлексия | 5 | Анализ | Оценивает работу группы, выставляет отметки и комментирует их. Предлагает студентам обобщить изученный материал, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей. | Обобщают изученный материал, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальный уровень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов. |
8. | Домашнее задание | 2 | Инструктаж | Дает конкретные разъяснения по выполнению домашнегозадания, самостоятельной работы. Подготовить сообщение по теме «Лихорадка», составить алгоритм по теме «Оказание помощи пациенту в каждом периоде лихорадке». | Записывают задание на дом. |
Общее время занятия | 90 | | | |
Глоссарий
Акроцианоз | Синюшность дистальных частей тела(губ, кончика носа, ушей, пальцев, носогубного треугольника) |
Антипиретики | Жаропонижающие средства |
Пирексия | Гипертермия |
Пирогены(пирогенные вещества) | Биологически активные вещества(эндогенные, лекарственные), вызывающие повышение температуры тела |
Превентивный | Предупредительный, профилактический |
Терморецепторы | Рецепторы, воспринимающие изменения температуры, окружающей среды, при глубоком расположении – температуры тела |
Цианоз | Синюшность кожных покровов и слизистых оболочек, обусловленных недостаточным насыщением крови кислородом |
О
ПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Лихорадка - это повышение температуры тела
выше37°С, возникающее как активная
защитно-приспособительная реакция
организма в ответ на разнообразные
внешние и внутренние раздражители.
Чаще всего таковыми бывают, так
называемые, пирогенные вещества. Это
могут быть микробы и их токсины, сыворотки, вакцины, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, некрозах, ожогах и т.д.
Пирогенные вещества вызывают изменение терморегуляции: теплоотдача резко снижается (сосуды сужаются), а теплопродукция возрастает, что соответствует накоплению тепла и повышению температуры тела.
Выделяют лихорадку:
1) По степени повышения:
- субфебрильная - 37-38°С;
- умеренная (фебрильная) - 38-39°С;
- высокая (пиретическая) - 39-41°С;
- гиперпиретическая (чрезмерная)-выше 41°С
2)По длительности течения:
- мимолетная – продолжительность несколько часов
- острая – продолжительность до 15 дней
- подострая – продолжительность 15-45 дней
- хроническая – продолжительность свыше 45 дней
3) По характеру температурных колебаний:
1. При постоянной лихорадке температура тела обычно высокая, в пределах 39°, держится в течение нескольких дней или недель с колебаниями в пределах 1°. Встречается при острых инфекционных заболеваниях: сыпной тиф, крупозная пневмония и др. (рис. 1).
2. Послабляющая, или ремиттирующая, длительная лихорадка с значительными суточными колебаниями температуры тела (до 2° и более) без снижения до нормы, встречается при гнойных заболеваниях (рис. 2).
3. Перемежающаяся, или интермиттирующая, лихорадка. Чередование в течение дня периодов повышения температуры тела с периодами нормальной или пониженной температуры, через 1—2—3 дня такой же подъем и спад повторяются. Характерна для малярии (рис. 3).
4. Гектическая, или истощающая, лихорадка характеризуется большими суточными колебаниями температуры тела (свыше 3°) и резким падением ее до нормальных и субнормальных цифр. Повторяется 2-3 раза в сутки. Наблюдается при септических состояниях и тяжелых формах туберкулеза (рис. 4).
5. Возвратная лихорадка. Температура тела повышается сразу до высоких цифр, держится на этих значениях несколько дней, снижается затем до нормы. Через некоторое время лихорадка возвращается и вновь сменяется ремиссией (лихорадочных приступов бывает несколько, до 4-5). Такой тип лихорадки характерен для некоторых спирохетозов (возвратный тиф и др.) (рис. 5).
6. Волнообразная лихорадка. Длительные периоды подъема температуры чередуются с периодами нормальной температуры на протяжении нескольких дней. Встречается при бруцеллезе и некоторых других заболеваниях (рис. 6).
7. Извращенная лихорадка. Утренняя температура выше вечерней, встречается при туберкулезе, затяжном сепсисе, прогностически неблагоприятна.
8. Неправильная лихорадка встречается наиболее часто. Суточные колебания температуры тела разнообразны, длительность не определяется. Наблюдается при ревматизме, пневмониях, дизентерии, гриппе (рис. 7).
Температурные кривые — графическое изображение колебаний температуры при каждодневном измерении. Температурные кривые дают наглядное представление о характере лихорадки, имеют нередко существенное диагностическое и прогностическое значение.
рис. 1 - постоянная; рис. 2 - послабляющая; рис. 3 - перемежающаяся;рис. 4 - гектическая; рис. 5 - возвратная; рис 6 - волнообразная; рис. 7 - неправильная; рис. 8 - кризис;рис. 9 - лизис.
ПЕРИОДЫ ЛИХОРАДКИ
I
-период подъема температуры.
При одних заболеваниях (малярии,
воспалении легких, роже и др.) этот
период очень короток и измеряется
часами, обычно сопровождаясь ознобом,
при других - растягивается на более или менее
продолжительный срок, на несколько дней;
II- период относительного постоянства (стадия разгара лихорадки). Вершина температурной кривой длится от нескольких часов до многих дней и даже недель;
III-период снижения температуры. При одних заболеваниях температура снижается быстро в течение нескольких часов - критическое падение температуры или кризис, при других - постепенно в течение нескольких дней - литическое падение или лизис.
Особенности ухода за лихорадящими больными
Уход за лихорадящими больными зависит от периода лихорадки или ее стадии.
При нарастании температуры, когда отмечаются озноб, ломота во всем теле больного нужно согреть: тепло укрыть, давать ему горячее питье.
В период максимального подъема температуры нарушается обмен веществ, больной истощается, поэтому его следует усиленно питать, давая высококалорийные и легкоусваиваемые продукты в жидком и полужидком виде 6-7 раз в сутки. Во время лихорадки больной теряет большое количество жидкости, что требует ее восполнения. Нужно чаще предлагать пить, каждые 20-30 мин понемногу. В этой стадии необходимо следить за больным - возможны бред и галлюцинации, что требует установления индивидуального поста. Чтобы больной не упал с кровати необходимо загородить кровать сеткой.
При снижении температуры, особенно критическом, может возникнуть острая сердечнососудистая недостаточность, от которой больной, не получив своевременной помощи, может погибнуть. Кризис может иметь и благоприятное течение, когда снижение температурысопровождается обильным потоотделением, пульс и дыхание не учащены, сознание восстанавливается, бессонница сменяется сном.
ПЛАН УХОДА ПРИ ЛИХОРАДОЧНОМ СОСТОЯНИИ
Проблемы | Цели | Алгоритм ухода за пациентом |
Период подъема температуры | 1.У пациента не будет озноба | 1.Создать покой пациенту – уложить в постель. 2. Согретьбольного: а) укрыть теплым одеялом; б) к ногам грелку; в) напоить горячим сладким чаем; 3. Измерение профиля температуры. |
период относительного постоянства (стадия разгара лихорадки) | 1.Температура тела будет снижаться 2.Не будет обезвоживания 3.Не будет снижения массы тела(если лихорадочное состояние длится несколько дней) | 1. Организовать индивидуальный пост, а в домашнихусловиях - соблюдать постельный режим. 2. Охладить больного: (легкаяпростынь) а) холодный компресс или пузырь со льдом на лоб; б) протирать кожные покровы прохладной водойс добавлением уксуса; в) обёртывание простыней, смоченной в холодной воде; 3. Поить витаминизированным прохладнымпитьём (морс, шиповник). 4. Орошать слизистую полости рта (водой, содой). 5. Смазывать вазелином губы. 6. Осуществлять уход за кожей при физиологическом отправлении, смена нательного и постельного белья. 7. Кормить пациента 5-6 раз малыми порциями,жидкой, легкоусвояемой пищей, при отказе-не настаивать. 8. Не допускать сквозняков. |
Период снижения температуры |
Литическое снижение температуры тела | 1. Восстановление (расширение) возможностей самоухода | 1. Рекомендовать пациенту расширение режима активности. 2. Поощрять потребность в самоуходе. 3. Покой. 4. Сменить нательное и постельное бельё. 5. Витаминизированное питье. |
Критическое снижение температуры тела | Не будет осложнений, связанных с критическим снижением температуры | 1. Приподнять ножной конец кровати, убратьподушку. 2. Вызвать врача. 3. Напоить горячим крепким чаем или кофе. 4. Укрыть пациента. 5. Приготовить 10% р-р сульфокамфокаина и10% р-р кофеина бензоат натрия для п/к введения. 6. Переодеть пациента. 7. Введение лек.средств, назначенные врачом. 8. Помощь в осуществлении личной гигиены после улучшения самочувствия. |
ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА В ПОДМЫШЕЧНОЙ ОБЛАСТИ
(В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА)
Цель: диагностическая
Показания: плановое измерение температуры утром и вечером, у больных с лихорадкой - по назначению врача
Оснащение: часы, медицинский максимальный термометр, ручка, температурный лист, полотенце или салфетка, емкость с дезинфицирующим раствором
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре 1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться, уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые | Установление контакта с пациентом |
2. При незнании пациентом цели и последовательности процедуры объяснить их ему | Психологическая подготовка пациента к процедуре |
3. Получить согласие пациента на процедуру | Соблюдение прав пациента |
4. Вымыть и осушить руки | Профилактика внутрибольничной инфекции |
5. Подготовить необходимое оснащение. Убедиться в целостности термометра и в том, что показания на шкале не превышают 35 °С. В противном случае встряхнуть термометр так, чтобы столбик ртути опустился ниже 35 °С | Обеспечение безопасности пациента и достоверности результата измерения температуры |
II. Выполнение процедуры 1. Осмотреть подмышечную область, при необходимости протереть ее насухо салфеткой или попросить пациента сделать это. Внимание! При наличии гиперемии, местных воспалительных процессов измерение температуры проводить нельзя | Обеспечение достоверности результата |
2. Поместить резервуар термометра в подмышечную область так, чтобы он со всех сторон плотно соприкасался с телом пациента (прижать плечо к грудной клетке) | Обеспечение условий для получения достоверного результата |
3. Оставить термометр не менее чем на 10 мин. Пациент должен лежать в постели или сидеть | Обеспечение достоверности результатов |
4. Извлечь термометр. Оценить показатели, держа термометр горизонтально на уровне глаз | Оценка результатов измерения |
5. Сообщить пациенту результаты термометрии | Обеспечение права пациента на информацию |
III. Окончание процедуры 1. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар | Подготовка термометра к последующему измерению температуры тела |
2. Погрузить термометр в дезинфицирующий раствор | Обеспечение инфекционной безопасности |
3. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Сделать отметку показателей температуры в температурном листе. О пациентах с лихорадкой сообщить дежурному врачу | Обеспечение преемственности наблюдения за пациентом |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
«ТЕРМОМЕТРИЯ, ВИДЫ И УСТРОЙСТВО ТЕРМОМЕТРОВ. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА»
(фронтальный опрос)
1. Что такое термометрия? Какие способы измерения температуры существуют?
2. Какие существуют приборы для измерения температуры?
3. Что представляет собой химическая терморегуляция человека?
4. Что такое физическая терморегуляция человека?
5. Что такое гипертермия?Что такое гипотермия?
ЗАДАНИЕ НА ДОПОЛНЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«ЛИХОРАДКА. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В КАЖДОМ ПЕРИОДЕ ЛИХОРАДКИ»
Инструкция: вставьте недостающий показатель
1. В развитии лихорадки различают _____периода лихорадки.
2. Озноб, головная боль, слабость, цианоз – симптомы ___________периода лихорадки.
3. Преобладание теплопродукции над теплоотдачей характерно для _______периода лихорадки.
4. Равновесие между теплоотдачей и теплопродукцией характерно для ________ периода лихорадки.
5. Лихорадка – повышение температуры тела выше ___ °С.
6. Температура тела при умеренной лихорадке – ______ °С.
7.Пиретическая лихорадка – температура тела _________ °С.
8. Температура тела при субфебрильной лихорадке – __________ °С.
9. Температура тела при гиперпиретической лихорадке свыше _______ °С.
10. При гектической лихорадке суточные колебания температуры в пределах – ______°С.
11. При постоянной лихорадке суточные колебания температуры в пределах – ______°С.
12. Ремитирующая лихорадка – суточные колебания температуры в пределах ____ °С без снижения до нормального уровня.
13. При повышении температуры тела на 1 градус пульс учащается на _____ ударов в минуту.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ
«ЛИХОРАДКА. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В КАЖДОМ ПЕРИОДЕ ЛИХОРАДКИ»
ЗАДАЧА № 1
Пациентка пульмонологического отделения не в состоянии обслужить себя, так как в течение недели наблюдалась лихорадка и температура тела достигала 38,8-39,6°C.
На данное время состояние стабилизировалось, температура постепенно снижается.
Пациентке неприятно несвежее постельное и нательное белье, резкий запах пота, исходящий от тела. Она говорит, что помылась бы сама, но у нее совсем нет сил.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки.
3. Составьте план ухода за пациенткой.
ЗАДАЧА № 2
В терапевтическом отделении на лечении находиться больная с гипертонической болезнью.
При очередном контакте с пациенткой медицинская сестра обратила внимание на побледнение кожных покровов, синюшное окрашивание ногтевых пластин и похолодание конечностей. При измерении температура тела пациентки 37,7°.
Больная предъявляет жалобы на сильную головную боль, неприятное ощущение холода, сопровождающееся дрожью во всем теле. Пациентка говорит, что накануне приходила проведать подруга, которая чихала и, видно, занесла инфекцию.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки.
3. Составьте план ухода за пациентом
ЗАДАЧА № 3
Медицинская сестра проводит наблюдение за Никулиной Светланой Анатольевной. Два часа назад у нее отмечалась температура 40,3°. Состояние пациентки тяжелое.
Принятое жаропонижающее средство хорошо снижает температуру. На данный момент сестра обратила внимание на появление обильного пота, которым пропиталось все нательное и постельное белье. Пациентка очень слаба, на вопросы отвечает с трудом.
При обследовании: пульс учащенный, слабого наполнения, АД 90/50 мм.рт.ст., температура тела 37,1°.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки.
3. Составьте план ухода за пациенткой.
ЗАДАЧА № 4
Пятый день у Маши Куликовой температура не снижается ниже 38,1°. Колебание температуры в пределах 1 градуса, очень тяжело переносится больной.
Она почти ничего не ест, пьет очень мало. Масса тела ее за эти дни значительно уменьшилась. Мама девочки говорит, что она всегда была очень худенькой, а сейчас стала совсем легкой как «пушинка».
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки.
3. Составьте план ухода за пациенткой.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ «ЛИХОРАДКА. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В КАЖДОМ ПЕРИОДЕ ЛИХОРАДКИ»
Вариант1
Инструкция: выберите один правильный ответ
1. Гиперпиретическая лихорадка – это температура тела (в °С):
а) 39,0-41,0;
б) выше 41,0;
в) 38,0-39,0;
г) 37,0-38,0.
2. Тип лихорадки с правильной сменой нормальной и высокой температуры в течение 1-2 дней:
а) послабляющая;
б) волнообразная;
в) перемежающая;
г) гектическая.
3. Фебрильная температура тела (в °С):
а) 39,0-40,0;
б) 38,1-39,0;
в) 37,1-38,0;
г) 36,0-37,0.
4. Температура тела в норме, измеряемая на слизистых оболочках (в °С):
а) 39,0-41,0;
б) 38,0-39,0;
в) 37,0- 38,0;
г) 36,0-37,0.
5. Температура тела в течение дня колеблется в пределах (°С):
а) 1,0-1,5;
б) 0,8-1;
в) 0,3-0,8;
г) 0,1-0,3.
6. Кратность измерений температуры тела пациента в течение дня:
а) 4;
б) 3;
в) 2;
г) 1.
7. Качественное изменение сознания пациента возможно при температуре (в °С):
а) 41,0-42,0;
б) 39,0-41,0;
в) 38,0-39,0;
г) 37,0-38,0.
8. В развитии лихорадки различают периоды:
а) четыре;
б) три;
в) два;
г) один.
9. Учащение пульса в 1 мин. при повышении температуры тела на 1 град. (в ударах):
а) 20;
б) 10;
в) 5;
г) 2.
10. Продолжительность измерения температуры тела на слизистых (в мин.):
а) 5-7;
б) 3-4;
в) 2-3;
г) 8-10.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ «ЛИХОРАДКА. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В КАЖДОМ ПЕРИОДЕ ЛИХОРАДКИ»
Вариант 2
Инструкция: выберите один правильный ответ
1. В III периоде лихорадки (кризис) возможно применение:
а) пузыря со льдом;
б) прохладного витаминизированного питья;
в) обильного питья крепкого, сладкого чая;
г) влажного обертывания.
2. Субфебрильная температура тела (в °С):
а) 39,0-39,5;
б) 38,3-38,7;
в) 38,1-38,2;
г) 37,1-38,0.
3. Тип лихорадки, при которой утренняя температура выше вечерней:
а) послабляющая;
б) волнообразная;
в) перемежающая;
г) извращенная.
4. В первом периоде лихорадки возможно применение:
а) влажного обертывания;
б) грелки;
в) холодного компресса;
г) пузыря со льдом.
5. Тип лихорадки у больного при суточных колебаниях температуры тела в пределах 37-40°С:
а) постоянная;
б) перемежающаяся;
в) гектическая;
г) послабляющая.
6. Физиологическая температура тела пациента чаще бывает ниже:
а) утром;
б) в обед;
в) вечером;
г) ночью.
7. Продолжительность измерения температуры тела в подмышечной области не менее (в мин.):
а) 10;
б) 5;
в) 3;
г) 2.
8. Основной признак I периода лихорадки:
а) озноб;
б) жажда;
в) чувство жара;
г) рвота.
9. Правило хранения термометров:
а) после дезинфекции в сухом виде;
б) в 3% растворе перекиси водорода;
в) в 3% растворе хлорамина;
г) в дистиллированной воде.
10. Продолжительность измерения температуры тела на слизистых (в мин.):
а) 5-7;
б) 3-4;
в) 2-3;
г) 8-10.
ЭТАЛОН ОТВЕТОВНА ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
«ТЕРМОМЕТРИЯ, ВИДЫ И УСТРОЙСТВО ТЕРМОМЕТРОВ. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА»
1) Термометрия — это измерение температуры тела человека.
Обычно измерение температуры тела проводится 2 раза в день (в 7-9 часов утра и в 17-19 часов вечера). Как правило, систематическое измерение температуры тела 2 раза в день даёт возможность получить представление об её суточных колебаниях, поэтому измерять температуру через более короткие промежутки (6-4-2 часа) нет необходимости.
Температуру тела можно измерять разными способами:
•в подмышечной впадине,
•в паховой складке,
•в ротовой полости,
•в ушном канале,
•в прямой кишке,
•во влагалище.
Результаты могут различаться: температура в ротовой полости обычно на 0,5 градуса ниже ректальной (измеренной в прямой кишке) и на 0,5 градуса выше температуры тела, измеренной под мышкой. Температура тела в ушном канале, равна или несколько выше ректальной. Температура тела, измеренная в паховой складке, близка температуре в полости рта.
Нормальная температура тела при измерении в подмышечной ямке: 36,3-36,90 С.
Нормальная температура тела при измерении в полости рта: 36,8-37,30 С.
Нормальная температура тела при измерении в прямой кишке: 37,3-37,70 С.
Нормальная температура тела при измерении во влагалище (зависит от фазы менструального цикла): 36,7-37,50 С.
2) В медицинской практике наибольшее распространение получили следующие типы термометров:
- ртутный;
- электронный;
- инфракрасный.
Достоинства ртутного термометра:
• Ртутный термометр по своим показателям наиболее близок к газовому термометру, который признан эталонным термометром. Поэтому считается, что ртутный термометр точнее остальных термометров измеряет температуру тела.
• Доступен по цене практически любому покупателю (обычно цена ртутного термометра не превышает 25-50 рублей).
• Допускает дезинфекцию с полным погружением в дез.раствор, поэтому подходят для медицинских учреждений.
Недостатки ртутного термометра:
• Долгое время измерения — не менее 10 минут.
• Главный недостаток, который легко перечёркивает все достоинства, — содержит опасную для здоровья ртуть (около 2 граммов) и при этом легко разбивается.
Именно по этой причине ртутный термометр для измерения температуры тела в некоторых странах запрещён. Запрет касается также комнатных термометров, барометров и приборов для измерения артериального давления. Данная мера позволяет существенно сократить количество токсичной ртути, попадающей с мусором в окружающую среду.
Электронный термометр предназначен для аксиллярного (относящийся к подмышечной впадине), орального или ректального измерения температуры. Он прост и удобен в употреблении. Воспринимающим устройством у электронного термометра является термопара.
Электронный термометр может обладать следующими характеристиками:
• автотестирование при включении на работоспособность;
• быстрота измерения (от 10 секунд до 5 минут максимум);
• подача звукового сигнала по окончании измерения: например, одни модели подают сигнал, если в течение 15 секунд дальнейший подъём температуры не превышает 0,1 градуса; другие — если в течение 8 секунд температура не изменяется более, чем на 0,01 градуса;
• отражение хорошо видимого результата измерения на дисплее;
• возможность измерения по шкале Цельсия или Фаренгейта;
• ударопрочный и водонепроницаемый корпус;
• жесткий или гибкий пластиковый наконечник;
• память, содержащая результаты предыдущих измерений;
• автовыключение (обычно через 10 минут).
Инфракрасные термометры бывают:
- ушные;
- лобные;
- бесконтактные.
Инфракрасный термометр измеряет температуру практически мгновенно (от 2 до 7 секунд). Поскольку далеко не каждого малыша можно заставить держать термометр под мышкой на протяжении нескольких минут, инфракрасный термометр идеально подходит для измерения температуры у детей.
Ушной инфракрасный термометр пользуется малым спросом, поскольку обладает определёнными недостатками:
• Ушной инфракрасный термометр показывает точную температуру только при отсутствии у пациента воспаления среднего уха. Кроме того, если при замере температуры ребёнок будет кричать, то термометр также покажет повышенную температуру тела.
• При каждом измерении необходимо использовать одноразовый чехол, который защищает мембрану ушного измерительного наконечника. То есть надо дополнительно ещё тратить деньги на сменный комплект "колпачков" и это при условии, что стоимость ушного инфракрасного термометра составляет около 1000 рублей.
• Были зафиксированы крайне редкие случаи повреждения барабанной перепонки.
Бесконтактный лобный инфракрасный термометр позволяет измерить температуру, не касаясь тела пациента. Основное достоинство бесконтактного метода измерения — полная гигиеничность. Если контактные термометры необходимо дезинфицировать перед каждым замером температуры у разных людей, то бесконтактный термометр не нуждается ни в какой обработке.
3) Терморегуляция - совокупность физиологических процессов, поддерживающих внутреннюю температуру тела на постоянном уровне.
Температура тела человека поддерживается на постоянном уровне, несмотря на значительные колебания температуры окружающей среды.
Процессы, связанные с образованием тепла в организме, объединяют понятием химическая терморегуляция, а процессы, обеспечивающие отдачу тепла — физическая терморегуляция.
Химическая терморегуляция. Химическая терморегуляция обеспечивает определенный уровень теплопродукции, необходимый для нормального осуществления ферментативных процессов в тканях. Образование тепла в организме происходит вследствие непрерывно совершающихся экзотермических реакций, которые протекают во всех органах и тканях, но с различной интенсивностью. Наиболее интенсивное образование тепла происходит в мышцах. Если даже человек лежит неподвижно, но с напряженной мускулатурой, то теплообразование повышается на 10%. Незначительная двигательная активность приводит к повышению теплообразования на 50-80%, а тяжелая мышечная работа — на 400-500%.
В условиях холода теплообразование в мышцах резко возрастает. Это обусловлено тем, что охлаждение поверхности тела приводит к рефлекторному беспорядочному сокращению мышц — мышечной дрожи.В процессах теплообразования, кроме мышц, значительную роль играют печень и почки. При охлаждении тела теплопродукция в печени возрастает.
4) Физическая терморегуляция. Физическая терморегуляция осуществляется путем изменения отдачи тепла организмом. Теплоотдача осуществляется следующими путями:
• излучением (радиацией);
• проведением (кондукцией);
• конвекцией;
• испарением.
Теплоизлучение (радиация) обеспечивает отдачу тепла организмом окружающей его среде при помощи инфракрасного излучения с поверхности тела. Путем радиации организм отдает большую часть тепла. В состоянии покоя и в условиях температурного комфорта за счет радиации выделяется более 60% тепла, образующегося в организме.
Теплопроведениепроисходит при контакте с предметами, температура которых ниже температуры тела. Путем теплопроведения организмом теряется около 3% тепла.
Конвекция обеспечивает отдачу тепла прилегающему к телу воздуху или жидкости. В процессе конвекции тепло уносится от поверхности коки потоком воздуха или жидкости. Путем конвекции организмом отдается около 15% тепла.
Отдача тепла организмом осуществляется также путем испарения воды с поверхности кожи и со слизистых оболочек дыхательным путей в процессе дыхания. Испарение воды с поверхности тела происходит при выделении пота. Даже в условиях температурного комфорта и при отсутствии видимого потоотделения через кожу испаряется до 0,5 л воды в сутки. Испарение 1 л пота у человека может понизить температуру тела на 10°С. Путем испарения из организма удаляется около 20% тепла. При температуре окружающей среды, равной или выше температуры тела человека, когда другие способы отдачи тепла резко уменьшаются, испарение воды становится главным способом отдачи тепла. Отдача тепла испарением уменьшается при увеличении влажности воздуха н полностью прекращается при 100% относительной влажности.
5)При снижении температуры окружающей среды включаются нервно-гуморальные механизмы, которые приводят к значительному усилению теплообразования и уменьшению теплоотдачи, в результате чего температура тела в этих условиях остается постоянной.
При повышении температуры окружающей среды имеют противоположный характер. Если человек длительное время находится в условиях значительно высокой или низкой температуры окружающей среды, то регуляторные механизмы, с помощью которых в обычных условиях поддерживается изотермия, могут оказаться недостаточными. Если не применить поведенческие способы регуляции температуры, направленные на охлаждение или согревание организма, то может наступить перегревание — гипертермия — или переохлаждение — гипотермия.
Гипертермия — состояние, при котором температура тела повышается выше 37 °С. Она возникает при продолжительном действии высокой температуры окружающей среды, особенно при высокой влажности воздуха. Резкая гипертермия, при которой температура тела достигает 40-41°С сопровождается тяжелым общим состоянием организма и носит название теплового удара. Гипертермия может наступить под влиянием некоторых эндогенных факторов, усиливающих процессы теплообразования (тироксин, жирные кислоты и др.), а также под влиянием микроорганизмов, так как гипоталамические центры терморегуляции обладают высокой чувствительностью к бактериальным токсинам.
Гипотермия — состояние, при котором температура тела снижается ниже 35° С. Быстрее всего гипотермия наступает при погружении в холодную воду. При этом вначале наблюдается возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы и рефлекторно ограничивается теплоотдача и усиливается теплопродукция, особенно за счет мышечной дрожи. Но через некоторое время температура тела все же начинает падать, при этом наблюдается состояние, подобное наркозу: исчезновение чувствительности, ослабление рефлекторных реакций, снижение возбудимости нервных центров, резкое снижение интенсивности обмена веществ, замедление дыхания, урежение сердечной деятельности, понижение артериального давления. В настоящее время искусственная гипотермия с охлаждением тела до 24-28°С находит применение в хирургии при операциях на сердце и ЦНС. Гипотермия значительно снижает обмен веществ головного мозга и, следовательно, уменьшает потребность его в кислороде. Поэтому мозг в таких условиях способен переносить более длительное обескровливание (вместо 3-5 мин при нормальной температуре до 15-20 мин при 25-28° С), а это значит, что при гипотермии организм может легче переносить временное выключение сердечной деятельности и остановку дыхания. Гипотермию прекращают путем быстрого согревания тела.
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ЗАДАНИЕНА ДОПОЛНЕНИЕПО ТЕМЕ
«ЛИХОРАДКА. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В КАЖДОМ ПЕРИОДЕ ЛИХОРАДКИ»
1. В развитии лихорадки различают три периода лихорадки.
2. Озноб, головная боль, слабость, цианоз – симптомы первого периода лихорадки.
3. Преобладание теплопродукции над теплоотдачей характерно для первого периода лихорадки.
4. Равновесие между теплоотдачей и теплопродукцией характерно для второго периода лихорадки.
5. Лихорадка – повышение температуры тела выше 37 °С.
6. Температура тела при умеренной лихорадке – 38,1 – 39,0 °С.
7.Пиретическая лихорадка – температура тела 39,1-41,0 °С.
8. Температура тела при субфебрильной лихорадке – 37,1-38,0 °С.
9. Температура тела при гиперпиретической лихорадке свыше 41,0 °С.
10. При гектической лихорадке суточные колебания температуры в пределах – 3-5°С.
11. При постоянной лихорадке суточные колебания температуры в пределах – 1 °С.
12. Ремитирующая лихорадка – суточные колебания температуры в пределах 1-1,5 °С без снижения до нормального уровня.
13. При повышении температуры тела на 1 градус пульс учащается на 8-10 ударов в минуту.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ ПО ТЕМЕ
«ЛИХОРАДКА. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В КАЖДОМ ПЕРИОДЕ ЛИХОРАДКИ»
ЗАДАЧА № 1
Нарушены потребности:
- в поддержании температуры тела;
- в инфекционной безопасности;
- комфортного состояния.
Проблемы пациента:
- Дефицит самоухода, вызванный повышенной слабостью, развившейся на фоне перенесенной лихорадки.
Индивидуальный план ухода
Проблемы пациента | Цель/ ожидаемые результаты | Сестринские вмешательства | Оценка эффективности ухода |
Кратность оценки | Оценочные критерии | Итоговая оценка |
Дефицит самоухода, вызванный повышенной слабостью, развившейся на фоне перенесенной лихорадки. | Получает весь комплекс гигиенических процедур с помощью сестры в период реабилитации. | 1. Создать комфортные условия в постели. 2. Расширить объем гигиенических услуг в постели помимо обтирания кожи и подмывания (помыть голову, вымыть ноги, почистить зубы и т.д.). 3. Осуществить смену нательного и постельного белья. 4. Организовывать усиленное питание для восстановления утраченных сил. 5. Поощрять активность пациента при приеме гигиенических процедур. | Ежедневно. | Удовлетворение гигиенических потребностей. | Цель достигли. |
ЗАДАЧА № 2
Нарушены потребности:
- в поддержании температуры тела;
- в инфекционной безопасности;
- комфортного состояния.
Проблемы пациента:
- Озноб, сопровождающий период подъема температуры тела.
- Головная боль, вызванная токсическим состоянием.
Индивидуальный план ухода
Проблемы пациента | Цель/ ожидаемые результаты | Сестринские вмешательства | Оценка эффективности ухода |
Кратность оценки | Оценочные критерии | Итоговая оценка |
Озноб, сопровождающий период подъема температуры тела. | Период повышения температуры, не вызывающий неприятных ощущений у пациентки после вмешательств сестры. | 1. Создать комфортные условия в постели: ■ грелку к ногам; ■ теплое витаминизированное питье; ■ дополнительное одеяло при необходимости. 2. Контролировать уровень подъема температуры. | Каждый 30 минут. | Кожные покровы естественной окраски. нижние конечности теплые на ощупь, - отсутствие дрожи во всем теле. | Цель достигли. |
Головная боль, вызванная токсическим состоянием. | Головная боль отсутствует в результате медикаментозной терапии. | 1. Ввести обезболивающее средство по назначению врача. | Через 30 минут после инъекции. | -Отсутствие жалоб пациента. | Цель достигли |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
ЗАДАЧА № 3
Нарушены потребности:
- в поддержании температуры тела;
- в инфекционной безопасности;
- комфортного состояния.
Проблемы пациента:
- Угроза развития сосудистой недостаточности на фоне критического снижения температуры тела.
Индивидуальный план ухода
Проблемы пациента | Цель/ ожидаемые результаты | Сестринские вмешательства | Оценка эффективности ухода |
Кратность ценки | Оценочные критерии | Итоговая оценка |
Угроза развития сосудистой недостаточности на фоне критического снижения температуры тела. | Стабильное состояние, не угрожающее жизни пациентки на фоне терапевтических мероприятий. | 1. Осуществлять постоянный контроль за показателями сердечнососудистой и дыхательной системы. 2. Проводить гигиенические мероприятия в постели (смена белья, обтирание). 3. Вводить по назначению врача средства, повышающие тонус сосудистой стенки. 4. Контролировать водно-солевой обмен (поить, вводить кровезаменители внутривенно капельно). | Постоянное наблюдение. | Температура тела 36,6- 37,0°. АД 110/70- 120/80 мм рт.ст. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения. | Цель достигли. |
ЗАДАЧА № 4
Нарушены потребности:
- в поддержании температуры тела;
- в безопасности;
- в питании;
- комфортного состояния.
Проблемы пациента:
- Длительная гипертермия.
- Потеря массы тела в результате недостаточного питания, провоцируемого лихорадочным состоянием.
Индивидуальный план ухода
Проблемы пациента | Цель/ ожидаемые результаты | Сестринские вмешательства | Оценка эффективности ухода |
Кратность оценки | Оценочные критерии | Итоговая оценка |
Длительная гипертермия. | Состояние, не вызывающее угрозу для жизни на фоне адекватной терапии. | 1. Увеличить водную нагрузку. 2. Контролировать гемодинамические показатели (АД, Ps, ЧДД). 3. Проводить антибактериальную терапию по назначению врача. 4. Вводить по назначению врача жаропонижающие средства. 5. Проводить местное охлаждение при высоких цифрах температуры (пузырь со льдом, холодные компрессы и т.д.). 6. Осуществлять гигиенический уход за телом, контролировать состояние нательного и постельного белья. | При каждом контакте. | Стабильные показатели АД, пульса, ЧДД, температуры | Цель достигли |
Потеря массы тела в результате недостаточного питания, провоцируемого лихорадочным состоянием. | Краткосрочная: ■ стабилизация массы тела, без дальнейшего снижения на фоне лихорадки. Долгосрочная: ■ увеличение массы тела до первоначальных цифр. | 1. Осуществлять гигиенические мероприятия в постели. Обратить внимание на состояние полости рта и восприятие рецепторами ощущения вкуса пищи. 2. Определить набор продуктов и способ обработки по рекомендациям, данным для диеты № 13. 3. Кормить не реже 5-6 раз в сутки, малыми дозами, витаминизированной пищей. 4. Контролировать массу тела. | Ежедневно. | Отсутствие уменьшения масса тела. | Цель достигли. Увеличение массы тела до первоначальных цифр. |
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ
«ЛИХОРАДКА. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В КАЖДОМ ПЕРИОДЕ ЛИХОРАДКИ»
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 |
1 – б | 1 – в |
2 – в | 2 – г |
3 – б | 3 – г |
4 – в | 4 – г |
5 – в | 5 – в |
6 – в | 6 – а |
7 – а | 7 – а |
8 – б | 8 – а |
9 – б | 9 – а |
10 - а | 10 - а |
Критерии оценки фронтального опроса по теме
«Термометрия, виды и устройство термометров. Основные способы измерения температуры тела»
«5»(отлично)- полностью усвоил учебный материал;умеет изложить его своими словами;самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
«4»(хорошо)- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;подтверждает ответ конкретными примерами;правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
«3»(удовлетворительно)-не усвоил существенную часть учебного материала;допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2»(неудовлетворительно)- практически не усвоил учебный материал;не может изложить его своими словами;не может подтвердить ответ конкретными примерами;не отвечает на большую часть дополнительных вопросов преподавателя.
Критерии оценки задания на дополнение по теме
«Лихорадка. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки»
-
Определено не менее 10 терминов и понятий- 4 балла
-
Определено не менее 9 терминов и понятий- 3 балла
-
Определено 8 и менее понятий- 2 балла
Критерии оценки тестовых заданий по теме
«Лихорадка. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки»
Оценка | Правильныхответов, % |
5 («отлично») | 90-100 |
4 («хорошо») | 80-89 |
3 («удовлетворительно») | 70-79 |
2 («неудовлетворительно») | |
Критерии оценки решения ситуационной задачи по теме«Лихорадка. Сестринская помощь в каждом периоде лихорадки»
5 баллов«отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации, знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий.
4 балла «хорошо»- комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения в ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагогов; последовательное уверенное выполнение практических манипуляций, оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий.
3 балла«удовлетворительно»- затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога; правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий.
2 балла«неудовлетворительно»- неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации; неумение оказать неотложную помощь.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№ | ФИО студента | Фронтальный опрос | Задание на дополнение | Ситуационная задача | Тестовые задания |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
| Максимальное кол –во баллов | 5 | 13 | 10 | 10 |
Критерии оценки:
38 – 35 баллов - «5» (отлично)
34 – 30 баллов - «4» (хорошо)
29 –25 баллов- «3» (удовлетворительно)
Менее 25 баллов - «2» (неудовлетворительно)