СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛИНЕЙКА поэты о Великой Отечественной войне

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

С первых дней войны вся советская поэзия вступила на солдатскую дорогу. Все наши поэты стали воинами, проявили себя как истинные патриоты своей Отчизны, кровно связанные с народом. Именно поэтому голос их музы  «…звучал как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Музы не молчали. Василий Иванович  Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война» - стихотворение-призыв к борьбе.

 

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Священная война!

 

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Они - за царство тьмы.

 

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

 

Просмотр содержимого документа
«ЛИНЕЙКА поэты о Великой Отечественной войне»

С первых дней войны вся советская поэзия вступила на солдатскую дорогу. Все наши поэты стали воинами, проявили себя как истинные патриоты своей Отчизны, кровно связанные с народом. Именно поэтому голос их музы «…звучал как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Музы не молчали. Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война» - стихотворение-призыв к борьбе.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!


Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Священная война!


Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Они - за царство тьмы.


Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!


24 июня 1941 года стихотворение было опубликовано в «Красной звезде» и «Известиях» и звучала по радио песня как призыв к борьбе народа в священной войне, а Лебедев-Кумач был объявлен фашистами врагом рейха.

Александр Твардовский развернул поэтические широкие полотна. Его Василий Теркин был как бы главным героем войны, ее главным персонажем.

Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этого шедевра, но и сейчас оно излучает неиссякаемую теплоту человечности.

Главным героем этой поэмы является Василий Теркин - простой солдат русской армии, воевавший во времена Великой Отечественной войны. Александр Трифонович подчеркивает различными литературными приемами характер и внешность Теркина:

«И чтоб знали, чем силен,

Скажем откровенно:

Красотою наделен

Не был он отменной.

Не высок, не то, чтоб мал,

Но герой – героем.»

Каждая глава поэмы является новой историей из воинских будней.

Василий Теркин – это истинный русский характер, хороший работник, храбрый воин, славный товарищ, человек, не унывающий в любых обстоятельствах, способный поспорить с самой смертью. Теркин – патриот, который ради жизни на земле готов вынести непомерные тяготы воинских будней.

Главный герой этой книги - народ на войне. В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Василий Теркин олицетворяет все лучшие черты советского народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость, смекалку, открытую и щедрую душу, готовую прийти на помощь в любой ситуации. Александр Трифонович Твардовский писал эту поэму во времена войны и сам был солдатом, что помогло ему очень реалистично описать все чувства и действия своего героя.

Поэзия Великой Отечественной войны — это хор. Как в полифоническом хоре звучат голоса разных и все же в чем-то близких друг другу поэтов и таких разных в своей индивидуальности, их объединяет искренность и потрясение.

«Жди меня» К. Симонова потрясло со страниц газеты всю Россию. Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось с эстрады, звучало по радио.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой

. Буквально с первых дней войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.

Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Во время войны стала явственней связь с землей, со своей землей, где ты родился, с историей России, с исторической преемственностью, с предками,— вдруг поняли, что связь кровная, связь между сменяющимися поколениями — вещь не простая, а глубинная, еще во многом непонятная, но страшно важная.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.


Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,


За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Неозаренная молодость, молодость, не согретая романтизмом, без света, мерцающего где-то впереди, что это за молодость. Что может быть выше в юности? Фронтовая юность со всем ее неустройством и горячим патриотизмом, пылкостью первой любви и невозвратимыми утратами, самоотверженностью дружбы и силой сострадания – основная тема произведений Юлии Друниной

И откуда

Вдруг берутся силы

В час, когда

В душе черным-черно?..

Если б я

Была не дочь России,

Опустила руки бы давно,

Опустила руки

В сорок первом.

Помнишь?

Заградительные рвы,

Словно обнажившиеся нервы,

Зазмеились около Москвы.

Похоронки,

Раны,

Пепелища...

Память,

Душу мне

Войной не рви,

Только времени

Не знаю чище

И острее

К Родине любви.

Лишь любовь

Давала людям силы

Посреди ревущего огня.

Если б я

Не верила в Россию,

То она

Не верила б в меня.

Или такие строки

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! - Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас. (ЗАПАС ПРОЧНОСТИ)

В госпитале, после ранения, в 1943 году Юлия Владимировна Друнина написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Поэзия Отечественной войны — это энциклопедия жизни народа. Люди, победившие в себе инстинкт самосохранения, преодолевшие страх смерти,— вот что в основе почти всей лирики,— и это чувство лучше всего передал поэт Павел Шубин в стихотворении «Полмига»:

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только

До той вон канавы

Полмига,

Полшага прожить:

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только,

Вот эту гранату

Злорадно поставив на взвод,

Всадить ее.

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!

Па́вел Никола́евич Шу́бин — русский советский поэт, журналист, переводчик. Уроженец с. Чернава (ныне Измалковского района). Наш земляк.

В годы Великой Отечественной войны служил фронтовым корреспондентом на Волховском, Карельском направлениях. Тогда же создал стихи о русских воинах: «Полмига», «Битва на Дону», «Идёт на родину солдат»,

«Мы устоим». В 1943 году в Ленинграде вышла книга стихов «Во имя жизни», а в 1944 в Беломорске — сборник «Люди боя».

За мужество и отвагу награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и медалями.

Стихи Шубина яростные, стремительные, моментально мобилизующие читателя.

В Великую Отечественную войну Шубин храбро защищал Ленинград не только оружием, но и стихотворениями, живописуя битвы и разгром врага. Метафоры Шубина яркие и меткие.

Шубин не только яростный публицист, но и проникновенный лирик. Главная направленность его стихов — любовь к Родине, защита Родины на войне, в мирное время.

В декабре 1941 года в Москве П. Шубин написал знаменитое свое стихотворение «Санная дорога до Чернавска…», в котором уже в разгар смертельного единоборства с вероломным и сильным врагом воскресил и художественно запечатлел светлый лик малой родины. Возвысив его до зримого облика своего Отечества.

Родина! В подробностях простых

Для меня открылась ты однажды,

И тебе я внял кровинкой каждой,

И навек запомнил, словно стих.

Поэзия Великой Отечественной войны - явление почти необозримое. Небывалое в истории человечества напряжение родило поэзию — этот интеллектуальный и эмоциональный документ переживания всего многонационального советского народа, и в первую очередь русского народа. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре, как стихи:

Потрясение, которое пережил народ, отлилось в бронзу; эта бронза — высокая стихотворная мощь, поэзия, полная пафоса и боли, ненависти и грусти.

Поэты-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.