Неделя русского языка и литературы
«ИЗУЧАЙТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК!!!»
Учитель русского языка и литературы Калинина Наталья Николаевна
2017 – 2018 учебный год
Цели:
воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
развитие интереса к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время; развитие личностных особенностей учащихся, их стремления к самореализации, планированию и самоконтролю, к реализации интеллектуальной сферы своего развития;
формирование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции учащихся;
пробуждение желания самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно - популярной литературой;
ФОНЕТИКА
Графика. Орфография. Орфоэпия
МОРФЕМИКА
Словообразование. Орфография
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
НЕМНОГО ИСТОРИИ происхождения фразеологизмов
Почему мы так говорим
Казанская cирoтa
После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград.
Прикидываться казанским сиротой — притворяться бедняком.
Попасть в переплёт
Переплёт - сплетённая из веток ловушка для рыб.
Попасть в переплёт – попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение.
Коломенская верста
В своё время царь Алексей Михайлович расставил от Москвы до своей любимой летней дачи в селе Коломенском высокие столбы — вёрсты, которых в России тогда ещё не бывало.
Позже и о высоком, долговязом человеке стали говорить: ростом с коломенскую версту.
Лить колокола
В старину считалось: чем больше сплетен, сказок и небылиц будет рассказано при литье колокола, тем громче он будет звучать.
Лить колокола – распускать сплетни, врать.
Гол как сокол
Сокол - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях.
Гол как сокол – очень бедный, нищий.
Точить балясы (лясы)
Выражение это происходит от слова балясины (так назывались фигурные столбики для лестничных перил, которые вытачивались на токарных станках). Занятие это считалось нетрудным и весёлым, мастера шутили, балагурили, пели.
Балясы точить - балагурить, пустословить для потехи.
Тёртый калач
На самом деле был такой сорт хлеба – «тёртый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица : «Не тёрт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды.
Тёртый калач - так называют опытного человека, которого трудно провести.
Бить баклуши
Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия . Колоть (бить) баклушу считалось лёгким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Баклушей называли деревянную чурку, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось лёгким делом, которое обычно поручалось старикам или детям.
Отсюда « бить баклуши » — заниматься пустяками, бездельничать.
Тянуть канитель
Канитель - это металлическая нить для вышивания. Её вытягивали клещами из раскалённой металлической проволоки. Ею вышивали по бархату, сафьяну или сукну. Тянуть канитель - работа крайне медленная и скучная.
Тянуть канитель - тянуть время, делать что-либо медленно.
Затрапезный вид
Пётр I в своё время передал основанную им ткацкую фабрику одному купцу — Ивану Затрапезникову. Фабрика изготовляла грубую и дешёвую ткань.
С тех пор о человеке в измятом, потрёпанном и грязном платье говорят: у него затрапезный вид.
МОРФОЛОГИЯ. Орфография
СИНТАКСИС. Пунктуация
Составьте предложение, выполнив предварительные
действия и используя формообразующие окончания:
1.Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2.Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают дни и ночи».
3.Из предложения «Пушкин очень любил золотую осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской и нежит солнцем».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна-красавица выстлала на лугу разноцветный ковер».
6.Из предложения «Куда ведете нас, дороги, в какую даль заветную?» возьмите существительное, которое является обращением.
Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги.