СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая игра по фразеологии "Перлы, самородки и самоцветы родного языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие-лингвистическая игра по фразеологии "Перлы, самородки и самоцветы родного языка" составлена для ребят 5-9 классов. Поможет и в подготовке к ОГЭ, и в привитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая игра по фразеологии "Перлы, самородки и самоцветы родного языка"»

МКОУ «Подъеланская СОШ»


Лингвистическая игра по фразеологии


Перлы, самородки и самоцветы родного языка


Мойсеева Е.И., учитель

русского языка и литературы


Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, экран, музыка, бумага, карандаши, фломастеры.


Ход игры:


  1. Приветствие игроков.


  1. Объявление темы и её анализ – 1 слайд

- Какие слова профессор А.И.Ефремов назвал «перлами, самородками и самоцветами родного языка»? Почему вы так думаете?


  1. Обговаривание этапов игры: 2 слайд

1 шаг. Создаём команды.

2 шаг. Даём командам

названия.

3 шаг. Тянем жребий.

4 шаг. Начинаем и

заканчиваем игру.

5 шаг. Подводим итоги.


  1. Работа по 1-3 этапам.


  1. Разминка: 3 слайд

Дать толкование фразеологизмам:

  1. Волчий аппетит –

  2. Заморить червячка –

  3. Точить лясы -

  4. Каши не сваришь –

  5. Море по колено –

  6. Во весь дух –

  7. Спустя рукава –

  8. Выйти из терпения –

  9. В один голос –


  1. В двух словах: 4 слайд

1. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (редко, да метко)

2. Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер. Как можно назвать дядю Мишу? (мастер на все руки)

5 слайд

3. Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае? (лёгок на помине)

4. Наш классный руководитель говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, а уж если пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко? (слов на ветер не бросает)

6 слайд

5. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (вышел сухим из воды)

6. Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем? (выведем на чистую воду)


  1. Назовите фразеологизм – 7 слайд

1. Из евангельской притчи о зарытых и неиспользованных деньгах произошло крылатое выражение. Вспомните его, расскажите, что оно обозначает. (зарыть талант в землю)

2. По библейскому преданию, когда еврейский народ шёл по пустыне в землю обетованную, Бог каждое утро посылал ему пищу с неба. Это предание породило фразеологизм. Вспомните – какой, его современное значение. (ждать манны небесной)

3. И.А.Крылов в одной из своих басен рассказал о том, как подружившись с диким зверем, монах-отшельник сам пострадал от неразумной преданности четвероногого друга и тем самым ввёл в употребление фразеологизм. Какой? (медвежья услуга)

8 слайд

4. В XIX веке в Москве открылась водолечебница Лодера, в которой аристократическую публику лечили искусственными минеральными водами и продолжительными прогулками. Это заведение, точнее его основатель, упоминается во фразеологизме. Каком? (лодыря гонять)

5. Это выражение восходит к древнегреческому преданию о том, как Зевс придал рогу вскормившей его своим молоком козы Амалфеи чудодейственную силу наполняться всем, что только пожелает его владелец. Какое это выражение? (как из рога изобилия)

6. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? (игра не стоит свеч)


  1. 9 слайд - Прятки и превращения

Найдите в данных предложениях такие сочетания слов, которые могут являться фразеологизмами. Докажите примерами.

  1. Разграфите лист сначала вдоль, затем поперёк.

  2. Я не нашёл себе места и встал в проходе.

  3. За едой малыш прикусил язык и заплакал.


10 слайд - Прятки и превращения

  1. Немало было забот у отца, пока он поставил на ноги сына.

  2. Этот особняк в Западном Берлине - осиное гнездо шпионов и диверсантов.

  3. Они трудились не разгибая спины до самого вечера.


  1. 11 слайд - Фразеологизмы-антонимы (подобрать антонимы-фразеологизмы):

Ответы после клика мышкой

  1. Жить душа в душу –

  2. Чуть свет –

  3. Хоть пруд пруди –

  4. Рукой подать –

  5. Дать волю языку –

  6. На край света –

  7. Как день и ночь –

  8. Рот не закрывается –

  9. Гладить по головке –


  1. 12 слайд - Русская аналогия

  1. как две горошины

как две ягоды

как яйцо и яйцо Как две капли воды

  1. когда у кур будут зубы

когда полетят свиньи

когда собаки залают хвостами Когда рак на горе свистнет

  1. живет в клевере

сидит, как личинка, в сале

как петух в тесте Катается как сыр в масле



  1. 13 слайд - Русская аналогия английским

  1. Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

  2. Для каждой собаки наступит её день

  3. Не стоит пороха и дроби.

  4. Чёрная овца в семье.

  5. Хранить в вате.

  6. Называть лопату лопатой.

  7. Убить двух птиц одним камнем.

  8. Просто, как упасть с бревна.

  9. На другой стороне холма трава зеленее.

  1. 14 слайд - Фразеологический зверинец: 9 фотографий животных – игроки должны назвать фразеологизмы, в которых есть названия данных животных.


  1. 15 слайд - Имена во фразеологизмах: на слайде даны имена, встречающиеся во фразеологизмах, которые надо назвать.

Ерёма – ему про Фому, а он про Ерёму,

Емеля – мели Емеля – твоя неделя,

Фома – Фома неверующий,

Сидор – сидорова коза,

Авгий – авгиевы конюшни,

Ахиллес - ахиллесова пята.


  1. 16 слайд - Выбор всегда есть (тест)

1. Что означает фразеологизм "пряжа Пенелопы"?

А. помощь, подсказка в чём-либо

Б. тянуть резину

В. радостное ожидание


2. Что означает фразеологизм "Троянский конь"?

А. желанный подарок

Б. вещь, поразившая воображение

В. подарок с подвохом


3. Что означает фразеологизм "медуза Горгона"?

А. образец женской красоты

Б. смешное изображение кого-либо

В. устрашающее видение

17 слайд

4. Что означает фразеологизм "Танталовы муки"?

А. муки неразделенной любви

Б. видит око, да зуб неймет

В. попытка разрешить неразрешимую задачу


5. Что означает фразеологизм "между Сциллой и Харибдой"?

А. попасть в безвыходное положение

Б. погнаться за двумя зайцами

В. заманчивое предложение с одной и с другой стороны


6. Что означает фразеологизм "песня Сирены"?

А. ложное обещание

Б. предупреждение о чём-либо

В. любовное признание


18 слайд

7. Что означает фразеологизм "Cизифов труд"?

А. плодотворная работа

Б. труд на благо государства

В. тяжелый бесцельный труд


8. Что означает фразеологизм "Авгиевы конюшни"?

А. место для родовитых жеребцов

Б. грязное, запущенное помещение

В. новый отремонтированный офис


9. Что означает фразеологизм "яблоко раздора"?

А. повод к ссоре

Б. предмет, привлекательный для нескольких человек

В. то, что помогает избежать конфликта

Ответ: 1. б, 2. в, 3.в, 4.в, 5. а, 6. а, 7. в, 8.б, 9. а (после клика)


  1. 19 слайд - Фразеологизмы в картинках - 9 картинок


  1. 20 слайд - Следствие ведут знатоки – найти ошибки во фразеологизмах и исправить.

  1. Уморить червячков

  2. Оса носа не подточит

  3. Клевать клювом

  4. Цыплятам на смех

  5. Тянуть кота за уши

  6. Не в чужой тарелке

  7. Глаз вопиющего в пустыне

  8. Довести до белого кипения

  9. Луч света в тёмном мире

  10. Не тяни дело в долгий ящик


  1. 21 слайд - Инсценировка фразеологизма: инсценировать любой фразеологизм, другая команда отгадывает.


  1. 22 слайд - Сел в галошу - Подсчитайте количество фразеологизмов в тексте.

День я начал спустя рукава. Поводив маму за нос насчёт уроков и покраснев до кончиков ушей, когда она меня вывела на чистую воду и махнула на меня рукой, я сломя голову помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница неожиданно вызвала меня к доске, я вылез из кожи, чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки и не ударить лицом в грязь. Но в конце концов я сел в галошу.

Ребята, читайте дома книжки от корки до корки, не считайте ворон и не бейте баклуши, а то сядете в галошу, как я. (14)


  1. 23 слайд - Конкурс капитанов – каждому капитану дано 9 предложений с купюрами, вместо которых надо быстро вставить слово, соответствующее фразеологизму (на скорость и правильность).


  1. 24 слайд - Сами с усами - Составьте психологический портрет человека, используя любые фразеологические обороты…



  1. 25 слайд – Спасибо за игру! Подведение итогов игры

Лингвистическая игра Страница 9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!