Лингвистические игры «Поле чудес»
Мною разработан цикл дидактических игр по русскому языку по всем темам, изучаемым в 5-7 классах. Следует отметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала.
Я решила разработать цикл контрольных уроков по всем темам, облаченных в необычную форму, спрятанных за принимаемой всеми игрой. А в результате контрольный урок проходит без лишнего ненужного волнения со стороны учеников, без строгого довлеющего учителя. Игра предлагается на заключительном этапе обучения, то есть после изучения каждого раздела, и ставит своей целью обобщить и систематизировать полученные знания по полученным разделам. Задания – упражнения направлены на закрепление, отработку и совершенствование полученных навыков. Кроме того, ряд заданий нацелен на «открытие» важных лингвистических понятий: этимология, аффикс, флексия, префикс, граффити, топонимика и др.
Форма игры была позаимствована у известной телеигры «Поле чудес». Она также состоит из трех туров, игры со зрителями, заключительного тура игры. В каждом туре участвуют по три игрока. Чтобы стать участником игры, нужно правильно и быстро выполнить одно из предложенных заданий. При проведении лингвистических туров могут решаться не только грамматические, фонетические и лексические задачи, но могут быть предложены и упражнения на сообразительность, вопросы – шутки, шарады, ребусы и т.п., которые окажутся по плечу детям, слабо успевающим по предмету. А серьезные задания, требующие прочного усвоения материала, будут «привлекательны» для более «сильных» учеников. Так как практически все задания требуют смекалки, сообразительности, то содействуют еще развитию логического мышления школьников. «Игра,- писал М. Горький,- путь детей к познанию мира». «Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»,- пишет языковед Н.Г. Ильинская.
И естественно, дети любят выигрывать, а чтобы стать победителем игры, нужно стать, как минимум, игроком одного из туров, а для этого нужно быстрее всех и правильно выполнить одно из предложенных заданий. А это возможно, если ученик систематически и добросовестно осваивает изучаемый материал. И он старается это делать, т.к. знает, что в конце каждого раздела его ждет игра.
Кроме того, форма игры позволяет сделать урок довольно насыщенным, т.к. за время игры дети успевают выполнить 15 заданий. Эти задания не выходят за рамки школьной программы. Постоянно принимая участие в подобных играх, у детей появляется интерес к предмету, который рассматривается как мощный стимул обучения, как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющее учителю сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками более целенаправленным и более успешной учебную деятельность.
Луи де Бройль сказал: « Знания – дети удивления и любопытства». Я считаю, что наша задача – постараться «удивить» детей как можно сильнее.
Литературная игра «Поле чудес»
на тему «Ай да Пушкин!»
Цели урока: (Слайды 1-2)
Обучающие:
вспомнить основные сведения о Пушкине, познакомить с некоторыми малоизвестными страницами биографии поэта.
Развивающие:
развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина;
способствовать развитию творческого воображения;
развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
развивать у учащихся познавательную активность, формировать умение работать с информацией, используя возможности компьютера, Интернет;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность;
продолжить работу по формированию чувства патриотизма у обучающихся на материале литературного краеведения, связанного с именем А.С. Пушкина;
воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Задачи:
1. Показать величие поэта, исключительность его дарования.
2. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству А.С.Пушкина и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, речь, навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения, интеллект.
3. Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности, толерантность, коллективизм.
Оборудование:
мультимедийный проектор с экраном; портреты А.С. Пушкина, государя – императора Николая, поэтов Пушкинского круга, адресатов любовной лирики Пушкина, детей Пушкина, фотографии мест, связанных с жизнью Пушкина, презентация к уроку.
Эпиграфы урока:
… Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!
Ф.И. Тютчев.
Мы знаем это иль не знаем,
Хотим того иль не хотим,
Но он никем не заменяем
И навсегда необходим.
Михаил Дудин
Тип урока: урок повторения и обобщения материала.
Метод: сдвоенный урок - игра, рассчитанный на 2 часа.
Ход урока:
Прочитать эпиграфы к уроку, рассказать о целях и задачах урока и приступить к отбору игроков для первой игровой тройки.
Первый отборочный тур
Вопрос № 1.(Слайды 3-4)
В августе 1826 года Пушкин, находившийся в это время в Михайловском, в ссылке, получает "по высочайшему государя повелению» срочный вызов в Москву. Что ждет его там? 8сентября они прибыли в Москву прямо в канцелярию дежурного генерала, которым был тогда генерал Потапов. Небритый, в пуху, измятый, в дорожном костюме, кажется, даже не совсем здоровый, Пушкин был представлен к дежурному генералу Потапову. И далее следует диалог Пушкина с неким действующим лицом, которое необходимо вам отгадать:
- Я давно ничего не пишу противного правительству, а после «Кинжала» и вообще ничего не писал.
- Вы были дружны со многими из тех, которые в Сибири?
- Правда, я многих из тех людей любил и уважал, и продолжаю питать к ним те же чувства!
- Можно ли любить такого негодяя, как Кюхельбекер?
- Мы, знавшие его, считали его всегда за сумасшедшего, и теперь нас может удивлять только одно, что и его с другими, сознательно действовавшими и умными людьми, сослали в Сибирь!
- Я позволю вам жить, где хотите, пиши и пиши, я буду твоим цензором,- кончил он и, взяв поэта за руку, вывел в смежную комнату. – Господа, вот вам новый Пушкин, о старом забудем.
Вопрос: кто был личным цензором Пушкина?
Ответ: государь – император Николай I.
(Продемонстрировать портреты А.С. Пушкина, В.К. Кюхельбекера, Николая Первого).
Вопрос № 2.(Слайды 5-9)
А.С. Пушкин родился и провел свое детство в Москве, откуда его дядя, известный в те годы поэт Василий Львович Пушкин, перевез будущего поэта в Петербург для поступления в открывающийся в Царском Селе Лицей. Здесь ему предстояло пробыть целых шесть лет. Среди товарищей Пушкина по лицею были представители самых различных территорий России. Были среди них и смоляне. Среди них – сын умершего в 1810 году отставного генерал – майора Григория Гавриловича и его жены Каролины Семеновны, имение которых находилось в Сычевском уезде Смоленской губернии. Эта семья была в близких отношениях с дядей поэта Василием Львовичем Пушкиным, который в своих письмах в лицей к племяннику непременно передавал приветы Сергею.
По окончании лицея Сергей Григорьевич служил в Коллегии Иностранных дел с А.С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым, В.К. Кюхельбекером. Дипломатическое поприще стало делом всей его жизни, на котором он в течение сорока лет занимал самые различные должности: был секретарем русского посольства в Вашингтоне, Париже, Копенгагене, посланником в Англии, Испании, Бразилии. Во время своих нечастых приездов в Россию он встречался с Пушкиным и другими лицеистами. В 1828 году поэт переслал ему в Лондон шесть глав «Евгения Онегина» и ряд других своих произведений. Художник Карл Брюллов в 1849 году написал акварельный портрет Сергея Григорьевича. Умер он во Флоренции в возрасте 58 лет.
Вопрос: назовите фамилию этого лицейского друга Пушкина. Может быть, вам поможет этот портрет, где Сергей Григорьевич изображен в лицейские годы?
Ответ: Сергей Григорьевич Ломоносов.
(Продемонстрировать портреты В.Л. Пушкина, С.Г. Ломоносова и А.С. Пушкина в лицейские годы, здание лицея).
ВОПРОС № 3. (Слайды 10- 19)
Сколько детей было в семье Александра Сергеевича и Натальи Николаевны Пушкиных? Назовите их имена и что вы можете рассказать о каждом из них?
Ответ: старшая дочь – Мария ( в замужестве Гартунг), старший сын – Александр,
Младшая дочь – Наталья (в замужестве Дубельт), младший сын - Григорий.
Дополнение учителя: Старшая дочь Мария родилась 19 мая 1832 года. Образование Мария Александровна получила дома. Ее отличали аристократические манеры, умение держать себя в обществе. Удивительная красота Марии восхищала окружающих.В 1852 году она была пожалована во фрейлины. В 1860 году Мария Александровна вышла замуж за генерала Леонида Николаевича Гартунга. В 1877 году Гартунг, несправедливо обвиненный в хищении, застрелился, с тех пор Мария Александровна больше замуж не выходила, детей у нее не было, она жила в Москве, заботясь о своих племянниках. Памятным событием в ее жизни осталась встреча с Л.Н. Толстым. Ее внешний облие так поразил писателя, что ее черты он запечатлел в образе Анны Карениной. Старшей дочери Пушкина суждена была долгая жизнь. Она умерла в Москве 7 марта 1919 года. Похоронена Мария Александровна Гартунг на кладбище Донского Монастыря.
Старший сын поэта Александр родился 6 июля 1833 года. Получив первое домашнее воспитание, Александр поступил сначала во вторую Петербургскую гимназию, а затем в Пажеский корпус, который окончил с отличием. Его ждала военная карьера, которая завершилась званием генерал – лейтенанта. Среди боевых наград у А.А. Пушкина была золотая сабля с надписью «За храбрость». А.А. Пушкин бережно хранил вещи, связанные с памятью об отце, его рукописи и книги. Он был дважды женат, у него было 7 дочерей и 4 сына. Умер Александр Александрович 19 июля 1914 года в Тульской губернии.
Второй сын поэта, Григорий, родился 14 мая 1835 года. Окончив гимназию, поступил в Пажеский корпус. Службу начал в лейб-гвардии конном полку. В 1860-е годы он перешел на гражданскую службу и имел чин надворного советника. В 1866 году он стал владельцем Михайловского. И внешностью, и характером он очень напоминал отца. В 1883 году Григорий Александрович женился на В.А. Мошковой, урожденной Мельниковой; детей у них не было. Умер Григорий Александрович 15 августа 1905 года и похоронен в парке Маркучай (под Вильнюсом).
Последним ребенком в семье была Наталья. Она родилась 23 мая 1836 года. Самостоятельная в своих решениях, она на семнадцатом году жизни, вопреки воли матери, вышла замуж за полковника Михаила Леонтьевича Дубельта, сына управляющим 3 отделением имперской канцелярии. У них было трое детей, но через 8 лет после замужества Наталья Александровна оставила мужа, человека жестокого, неуравновешенного, способного на пьяные разгулы. Вторым мужем Натальи Александровны Пушкиной стал принц Николай Нассаусский. Наталья Николаевна получила титул графини Меренберг. Во второй семье Натальи Александровны было четверо детей. Умерла она в Каннах 10 марта 1913 года. По ее воле прах ее рассыпали на могиле мужа в Висбадене.
(Продемонстрировать портреты детей А.С. Пушкина).
Дополнительный вопрос № 1. (Слайд 20)
Старый дядька Никита – преданный друг Пушкина. Приставлен был к нему в детские годы в Москве. Доморощенный стихотворец, сочинявший стихи о соловье-разбойнике, Еруслане Лазаревиче, состоял при Пушкине и в послелицейские годы. В беспокойные апрельские дни 1820 года политический сыщик Фогель пытался подкупить старого дядьку, чтобы тот дал ему прочесть рукописные стихи Пушкина, но верный старик отказал ему в этом. О нем строки неоконченного стихотворения Кишиневской поры:
Дай, Никита, мне одеться:
В метрополии звонят.
После женитьбы Пушкина он продолжает быть его камердинером и верным слугой. В апреле 1836 года он сопровождал в Святогорский монастырь Пушкина, ехавшего с телом матери для погребения. Старик оказывал ему помощь при издании «Современника»: часто приходилось посылать старого слугу в цензуру и типографию. В трагический день 27 января 1837 года на долю Никиты выпала «печальная честь» перенести раненого поэта из кареты в квартиру. «Грустно тебе нести меня?»- спросил его Пушкин. В начале февраля 1837 года старик вместе с Тургеневым выехал с телом Пушкина в Святогорский монастырь. По свидетельству тургенева, преданный слуга желал «проводить останки егодоброго барина к последнему его жилищу… стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы».
Вопрос: назовите полное имя преданного слуги Пушкина.
Ответ: Козлов Никита Тимофеевич (1778- около 1851г.)
(Продемонстрировать портрет Пушкина того периода, Святогорский монастырь и могилу А.С. Пушкина в Святогорском монастыре).
Дополнительный вопрос № 2. (Слайд 21)
Дружба их началась в годы пребывания Пушкина в лицее. О своем юном друге он, в ту пору известный русский писатель – романтик, напишет в письме к Вяземскому: «Милое, живое творение- это надежда нашей словесности…Нам всем надо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Пройдет несколько лет, и , как бы уступая российский поэтический престол, он подарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя…» Он помог Шевченко освободиться от крепостной зависимости, спас от солдатчины Баратынского, способствовал возвращению из ссылки Лермонтова и Герцена, помогал ссыльным декабристам…Верной была его дружба с Пушкиным. Писатель предотвратил его первую дуэль с Дантесом в ноябре 1836 года. Отстоял у постели смертельно раненного поэта до последнего вздоха. Навеки прощаясь с другом, писатель положил в изножье гроба свою перчатку. До конца своих дней он будет преданно и трогательно заботиться о семье Пушкина.
Вопрос: о каком замечательном поэте - романтике идет речь?
Ответ: Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)
(Продемонстрировать портрет В.А. Жуковского кисти Брюллова).
Задание для первой игровой тройки. (Слайды 22 - 24)
Ганнибалы – потомки знаменитого арапа Петра, многие из них по старому помещичьему праву прижили от своих крепостных крестьян и дворовых людей «женска пола» детей. Сын Ибрагима Ганнибала, Петр Абрамович, завел у себя в Петровском целый гарем крепостных дев, присвоив себе право первой ночи. Своих наложниц и их детей он потом поселял в особую деревню, названную Арапово, существующую и поныне. Брат его, Иосиф, при живой жене женился на другой и имел от нее незаконно рожденных детей. Многие из этих бесправных потомков вышли , как говорится, в люди и, тяготясь своим «подлым сословием», всячески добивались у правительства разрешения носить фамилию Ганнибал.
Однажды летом 1845 года Николай I, рассматривая прошение незаконных потомков Ганнибалов, впал в сомненье: почему так часты такие прошения, в чем дело, кто это такие? Из Пскова был срочно вызван губернатор для объяснений. Царь сделал ему нагоняй. Спросил губернатора, в каких городах и уездах ныне проживают Ганнибалы и много их вообще? Удивился тому, что живут они повсюду – и в Пскове, и в Опочке, и в Порхове, и в Великих Луках, Новоржеве и Острове, в Санкт- Петербурге и Москве… И добавил: «Да, фамилия знатная, целая Ганнибальщина получается». Потом , взяв перо, собственноручно высочайшею рукою начертал: «Присвоить просителям фамилию, но только не Ганнибал. История эта невыдуманная, «Дело» и сегодня находится в государственном историческом архиве.
Вопрос: какую фамилию присвоил царь незаконнорожденным отпрыскам Ганнибалов?
Ответ: «Присвоить просителям фамилию Ганнибал, но только задом-наперед- сиречь Лабиннаг, а не Ганнибал. Николай.»
(Продемонстрировать портрет Абрама Петровича Ганнибала, крестника Петра Великого, Ганнибала Петра Абрамовича, село Петровское).
Второй отборочный тур. (Слайд 25)
Поэты Пушкинской поры…
Само название печально,
Оно, как луч, не изначально,
Как отблеск солнечной игры.
А каждый сам,- какой поэт,
А каждый сам,- звезда, светило!
Пусть солнце звезды осветило,
И отраженный льется свет,
Они горят своим огнем
В ночи поэзии туманной,
Строкой высокой, необманной,
Воспоминанием о нем.
Феликс Чуев.
Вопрос № 1. (Слайд 26 )
В последней петербургской квартире Пушкина на Мойке над письменным столом висит портрет лицейского друга Пушкина. Вместе они входили в литературу. Еще в 1815 году он в стихотворении «Пушкину» предсказал своему лицейскому другу великое будущее. В 1920 году он провожал Пушкина в изгнание на юг России, а затем, рискуя своей карьерой, приезжал в Михайловское к опальному поэту. Широкую известность ему принесли песни и романсы: «Соловей», «Пела, пела пташечка», «Не осенний мелкий дождичек». На его стихи писали Глинка, Алябьев, Варламов, Даргомыжский, Рубинштейн. За напечатание стихотворения о жертвах революции во Франции шеф жандармов Бенкендорф пригрозил ему ссылкой в Сибирь. Нервное потрясение ускорило раннюю смерть поэта. Тяжело переживая, Пушкин писал: «Вот первая смерть, мною оплаканная. Никто на свете не был мне ближе его».
Вопрос: о ком писал Пушкин?
Ответ: Дельвиг Антон Антонович (1798-1831)
(Продемонстрировать портрет А.А.Дельвига).
Вопрос № 2. (Слайд 27)
Они познакомились с Пушкиным в 1816 году в Царском Селе и сразу подружились. Оба становятся активнейшими участниками литературного общества «Арзамас» и с этих пор на протяжение почти двух десятилетий выступают плечом к плечу во всех издательских начинаниях. Переписка Пушкина с ним - это нескончаемый диалог очень умных людей. Пушкин особенно ценил литературно - критические статьи своего друга, его работы по истории литературы (например, «Книгу о Фонвизине»). Пушкину нравились такие его стихотворения – «Первый снег», «Унынье». С 1830 года, Когда он поселился в Петербурге, они с Пушкиным видятся едва ли не каждый день, дружат семьями, тесно сотрудничают в «Литературной газете», а затем в «Современнике» встречаются в гостиных Карамзиных, на «субботах» и Жуковского. Вместе с Жуковским он неотлучно дежурил в квартире умирающего друга. Он горько оплачивал кончину Пушкина.
Вопрос: о ком шла речь?
Ответ: Вяземский Петр Андреевич (1792 – 1878).
(Продемонстрировать портрет Вяземского П.А.)
Вопрос № 3 .(Слайды 28 – 29)
Личное знакомство поэтов началось еще со времен «Арзамаса», членами которого они состояли. В 1820-е годы он жил в Москве, и Пушкин в свои приезды сюда встречался с ним. Он был в середине февраля 1831 года среди близких друзей поэта на «мальчишнике» накануне его свадьбы с Н.Н. Гончаровой. Первую половину 1830-х годов он жил в своем Симбирском имении и в переписке с Вяземским и другими современниками непременно интересовался Пушкиным. Пушкин подарил ему «Историю Пугачева», сопроводив ее обращением к этому поэту:
Тебе певцу, тебе герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном, в огне
Скакать на бешеном коне…
Вот мой Пугач: при первом взгляде
Он видит, плут, казак прямой;
В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.
«Это для меня диплом на бессмертие»,- сказал растроганный поэт. В это время Пушкин привлек его к участию в «Современнике».
Вопрос: о каком поэте идет речь?
Ответ: Давыдов Денис Васильевич (1784 – 1839)
(Продемонстрировать портрет Дениса Давыдова).
Дополнительный вопрос № 1.(Слайды 30-31)
Расскажу вам историю гогель – могеля, которая сохранилась в летописях Лицея. Шалость приняла серьезный характер, и могла иметь пагубное влияние и на Пушкина, и на меня, как вы сами увидите. Мы, то есть я, Малиновский и Пушкин, затеяли выпить гогель – могелю. Я достал бутылку рому, добыли яиц, натолкали сахару – и началась работа у кипящего самовара. Разумеется, кроме нас были и другие участники в этой вечерней пирушке, но они остались за кулисами по делу, а, в сущности, один из них, был причиной, по которой дежурный гувернер заметил какое-то необыкновенное оживление, шумливость, беготню. Сказал инспектору. Тот, после ужина, всмотрелся в молодую свою команду и увидел что-то взвинченное. Тут же начались спросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше дело и что мы одни виноваты. Исполнявший тогда должность директора профессор Гауеншильд донес министру. Разумовский приехал из Петербурга, вызвал нас из класса и сделал нам формальный строгий выговор. Этим не кончилось,- дело поступило на решение конференции, которая постановила следующее:
две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы;
сместить нас на последние места за столом, где мы сидели, по поведению;
занести фамилии наши, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске.
Вопрос: итак… неразлучных друзей было трое – Пушкин, Малиновский, а кто был третьим участником этой пирушки?
Ответ: Иван Иванович Пущин (1798- 1859)
(Продемонстрировать портреты Пущина И.И., директора Царскосельского Лицея-отца Ивана Васильевича Малиновского, Пушкина – лицеиста, фотографию комнаты лицеиста, лицея).
Задание для второй игровой тройки. (Слайды 32-33)
В залу вошли два молодых человека, один – высокий блондин, другой – среднего роста брюнет, с черными курчавыми волосами и резко – выразительным лицом. «Смотрите,- сказали нам,- Пушкин». Они шли рядом, им уступали дорогу. Этот поэт, один из близких друзей Пушкина, был представителем старинного Смоленского рода, владевшего вотчинами в Бельском уезде Смоленской губернии. Его отец, генерал – лейтенант, сенатор, женился на смолянке Александре Федоровне Черепановой. Их первенец стал известным русским поэтом. Первая встреча Пушкина с ним произошла в Петербурге в 1819 году, когда их познакомил общий друг Дельвиг. В это время стали печататься его элегии, в которых Пушкин увидел «стройность и зрелость», образец «грации, изящества и чувства». Находясь в ссылке, Пушкин переписывался с ним, посвятил ему ряд своих стихотворений, в том числе «Я жду обещанной тетради». Их общение возобновилось после возвращения поэта из ссылки и продолжалось до его смерти.
Вопрос: назовите фамилию этого замечательного поэта.
Ответ: Баратынский Евгений Абрамович (1800 – 1844).
(Продемонстрировать портрет Баратынского Е.А.
Пусть нас увидят без возни,
Без козней, розни и надсады.
Тогда и скажется: «Они
Из поздней пушкинской плеяды».
Я нас возвысить не хочу.
Мы - послушники ясновидца.
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.
Давид Самойлов
Третий отборочный тур.(Слайд 34)
Что надобно мужчине?
Ты этот миг лови:
Суворовым быть в чине
И Пушкиным в любви.
Сергей Островой
Он часто влюблялся. Как справедливо заметила впоследствии Мария Николаевна Раевская (в замужестве Волконская): «В качестве поэта он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девущек, которых встречал… В сущности, он любил лишь свою музу…». Состояние влюбленности ему было необходимо. Его не всегда заботило то, что многочисленные предметы минутных увлечений не разделяли его чувств, в лучшем случае платили приветливостью, симпатией. Он дорожил самим чувством, тем душевным подъемом, тем радостным ощущением полноты бытия, тем приливом вдохновенья, которые неизменно сопутствовали влюбленности. Дорожил он и грустью неразделенной любви, и всеми теми движениями человеческого сердца, которые предстояло ему изведать и разгадать. Большинство своих увлечений он тотчас же забывал. Немногие хранил в глубине души. Они питали его музу. Вспомним некоторых, оставивших глубокий след в душе Пушкина.
Вопрос №1. (Слайды 35- 38)
В один из весенних дней 1819 года у Олениных собрались гости: среди них был Крылов, читавший свои басни. Пушкин слушал его. Но вдруг внимание поэта привлекла вошедшая в это время в гостиную красивая девятнадцатилетняя женщина. Ее сопровождал пятидесятилетний генерал, за которого она только что вышла замуж. Пушкин не отрывал от нее глаз и весть вечер находился под обаянием ее красоты… Он пытался привлечь к себе внимание молодой женщины, но она смущалась и избегала его. Когда она, покидая Олениных, садилась в экипаж, Пушкин, стоя на ступеньках крыльца, провожал ее долгим взглядом. «Мимолетным видением» пронеслась она перед поэтом, чтобы снова появиться перед ним спустя шесть лет в Михайловской ссылке.
А вот отрывок из письма Пушкина к этой женщине: «Перечитывая ваше письмо вдоль и поперек, говорю: божественная… Простите, прекрасная и нежная, но это так. Нет никакого сомнения в том, что вы божественны, но всегда вам не хватает здравого смысла, еще раз простите и утешьтесь, потому что от этого вы еще прелестнее… Как поживает подагра вашего супруга? Если бы вы знали, какое отвращение, смешанное с почтительностью, испытываю я к этому человеку! Божественная, ради бога, постарайтесь, чтобы он играл в карты и чтобы у него сделался приступ подагры». Ей посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Вопрос: назовите фамилию этого увлечения Пушкина периода жизни в Михайловском.
Ответ: Анна Петровна Керн.
(Продемонстрировать портрет А.П. Керн, прочесть стихотворение Марка Лисянского).
Ах, какая счастливая женщина Анна Керн!
Все, что было судьбою завещано, не забыто никем.
…Дружат старые липы с подростками, над прудами сады.
Из Михайловского в Тригорское убегают следы.
По знакомой дороге проселочной
Шли они не спеша.
Как смеялась она безоблачно!
Как сияла душа!
Он ей - сердце свое, не подспудное никакому ярму,
А она лишь мгновение чудное подарила ему.
Не попало бы сердце поэтово в удивительный плен –
Мы не знали бы имени этого: Анна Керн!
Нет любви, если нет удивления,
Тут ничем не помочь.
Ночь над островом Уединения,
И над Соротью ночь!
Лодка движется рядышком с месяцем, лодка делает крен,
А вода повторяет и светится: Анна Керн! Анна Керн!
И гремит вся округа окрестная в двадцать девять колен
Соловьями, садами, оркестрами: Анна Керн! Анна Керн!
Анна Керн! Ей на счастье не сетовать-
Получила сполна.
А пожалуй, что именно этого
И не знала она.
Марк Лисянский
Вопрос № 2. (Слайды 39- 44)
Пушкин познакомился с ней 6 сентября 1823 года в Одессе. Она – дочь любимой племянницы Потемкина и великого коронного гетмана Браницкого. Писатель Соллогуб так отзывался о ней: «Елизавета Ксаверьевна была одной из современнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою грациею, такой приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко себе объяснить, как Пушкин, Раевский и многие другие без памяти влюблялись в нее…» Гуляя по берегу моря, она любила повторять строки из баллады Жуковского:
Не белеет ли ветрило,
Не бегут ли корабли?
И Пушкин назвал ее «принцессой Бельветриль». Он посвятил ей много своих стихов. А на мужа поэт написал эпиграмму:
Полу- милорд, полу- купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Ее муж платил опальному поэту такой же ненавистью. Вот отрывок из его письма графу Нессельроде: «… Кстати, повторяю мою просьбу,- избавьте меня от Пушкина; это, может быть, превосходный малый и хороший поэт, но мне бы не хотелось иметь его дольше ни в Одессе, не в Кишиневе…».
Перед отъездом из Одессы она подарила Пушкину перстень – печатку (талисман) и золотой медальон с ее портретом. Пушкин отправился в ссылку в Михайловское. Вот отрывки из стихов Пушкина «Талисман»:
…Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан…»
… Милый друг, От преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!
Этот перстень на смертном одре поэт подарил Жуковскому, от него он перешел к его сыну, затем к писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу; после его смерти Полина Виардо подарила перстень Пушкинскому музею. В 1917 году он был украден, судьба его неизвестна.
Вопрос: Назовите фамилию этой музы Пушкина.
Ответ: Елизавета Ксаверьевна Воронцова.
(Продемонстрировать портреты Е.К. Воронцовой, графа Воронцова с детьми и Пушкина, прочитать стихотворение Юлии Друниной).
Графиня Воронцова
Какое тонкое и гордое лицо!
Не забываются такие лица…
Светает. Пушкин вышел на крыльцо.
Не Сороть – море Черное дымится.
Прикрыл глаза: уединенный грот,
И женщина, забывшая гордыню-
Графиня Воронцова… Нежный рот,
Покорный умный взгляд, бровей разлет…
Когда же наваждение пройдет,
Когда же страсть, когда любовь остынет?
Когда освободится от оков
Незащищенная душа поэта?
Ведь ныне даже лепет ручейков
Ему напоминает моря лепет.
И лепет женщины. Уединенный грот,
Он, обнимающий ее колена…
Когда же наваждение пройдет,
Когда же вырвется душа из плена?
Когда, когда? Присел он на крыльцо,
Не Сороть – море Черное дымится.
А в дымке тонкое и гордое лицо-
Не забываются такие лица.
Юлия Друнина
Вопрос №3. (Слайды 45- 49)
Из мемуаров Нащекиной: «Пушкина называли ревнивым мужем. Я этого не замечала: Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда.. даже намеком на какое – либо подозрение не допускал оскорбить ее. Надо было видеть радость и счастье поэта, когда он получал письма от жены. Он весь сиял и осыпал эти исписанные листочки бумаги поцелуями. В одном из писем каким-то образом оказалась булавка. Присутствие ее удивило Пушкина, и он воткнул эту булавку в отворот своего сюртука. В последние годы клевета, стесненность в средствах и гнусные анонимные письма омрачали семейную жизнь поэта, однако мы в Москве видели его всегда неизменно веселым, как и в прежние годы, «никогда не допускавшим дурной мысли о своей жене».
Из воспоминаний Даля: «В 1832 году Пушкин женился на Гончаровой. Все думали, что он влюблен в Ушакову, но он ездил, как после сам говорил, всякий день к сей последней, чтобы два раза в день проезжать мимо окон первой!
Женитьба была его несчастием, и все близкие друзья сожалели, что он женился. Семейные обязанности должны были неминуемо отвлечь его много от занятий, тем более, что, не имея собственного имения, живя произведениями своего пера и женясь на девушке, не принесшей ему никакого состояния, он приготовлял себе в будущем грустные заботы о необходимости для существования. Так и случилось. Я уверен, что беспокойствия о будущей судьбе семейства, долги и вечные заботы о существовании были главною причиной той раздражительности, которую он показал в происшествиях, бывших причиной его смерти».
Гессен в книге «Жизнь поэта» пишет: « Пушкин видел, как росло и крепло увлечение жены Дантесом, знал из ее доверчивых и простодушных рассказов подробности их встреч на балах и вечерах, но, убежденный в ее чистоте, до времени лишь наблюдал и не принимал никаких решений. Равнодушным он, конечно, оставаться не мог, но до удобного случая откладывал свое вмешательство. 4 ноября 1836 года момент этот наступил. Группа светских бездельников занимались тогда рассылкой анонимных писем мужьям – рогоносцам - так шутливо называли мужей, чьи жены изменяли им. Пушкин получил по почте три экземпляра анонимного пасквиля, оскорбительного для чести его самого и его жены».
Вопрос: где и когда состоялась дуэль Пушкина с Дантесом?
Ответ: 27 января 1837 года на Черной Речке (Петербург), где в 1937 году установлен обелиск с барельефом Пушкина.
(Продемонстрировать портреты Гончаровой, Дантеса, фотографию места гибели Пушкина, картину со сценой дуэли Пушкина).
У Жуковского есть замечательные строчки:
«О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говорю с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были».
Красивая и печальная история любви великого поэта и его обворожительной жены легла в основу очень многих произведений. Вот одно из них:
Летят, летят волшебные веснушки
На самых первых школьных королев…
В одной из школ учился Саша Пушкин,
Как тезка, он на алгебре горел.
И был вообще-то парень бестолковый,
Но на литературе воскресал:
В девятый «б» Наташе Гончаровой
Амурные записочки писал.
У той печальной церкви у Никитских,
Где гению венчаться суждено,
Они шагали рядом, очень близко,
В «Повторный», на запретное кино.
И школа эту дружбу одобряла
Интригам света подлого назло,
И школа вся восторженно желала,
Чтоб Пушкину, хоть раз, да повезло.
Кружилась Натали, смеялся Пушкин,
Никто к нему со шпильками не лез.
И только восьмиклассник Лев Кадушкин
Жалел, что он зовется не Дантес.
Феликс Чуев
Задание для третьей игровой тройки. (Слайды 50- 51)
Среди знакомых Пушкина в послелицейский период были талантливые актрисы сестры Екатерина и Нимфодора. Они были дочерьми крепостных смоленского помещика Путяты – Дарьи и Семена, подаренных в качестве прислуги учителю кадетского корпуса Жданову, который определил десятилетних девочек в Петербургское театральное училище. Екатерина – выдающая трагическая актриса.
Пушкин, неоднократно видевший ее в спектаклях, писал: «Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собой». Поэт часто встречался с ней в доме князя Гагарина, у которого она проживала гражданской женой. Ее имя стало для поэта знаком высокого искусства, на его рукописях встречаются зарисовки ее портрета, с нею он связывал возможность воплощения своей драматургии. Пушкин подарил актрисе автограф своей статьи «Мои замечания об русском театре». На нем сохранилась надпись Гнедича: «Пьеса, написанная Пушкиным, когда он приволакивался, но бесполезно, за…»
Вопрос: Назовите фамилию этой актрисы.
Ответ: Семенова Екатерина Семеновна
(Показать портрет Семеновой Е.С.)
Игра со зрителями. (Слайды 52- 53)
Няня Пушкина
…На стареньком диване
У мерзлого окна
Дремотный голос няни,
Как плеск веретена.
В руках мелькают спицы,
Трясется голова,
И вьются небылица-
Волшебные слова:
Про лешего Антипку,
Про батрака Балду,
Про золотую рыбку,
Про кузнеца в аду…
Зарделось в зале лето,
Шумит – шумит травой.
В простенке тень поэта
С курчавой головой…
А кот все горбит шубу,
Не тот ли это кот,
Что был прикован к дубу
У синих- синих вод?
«Распелась… Вот чечетка!
Смотри – в саду светло».
И крестит няня кротко
Любимое чело.
Саша Черный, 1927 год
Вопрос: какая фамилия была у няни Пушкина Арины Родионовны и когда она скончалась?
Ответ: Арина Родионовна Яковлева Скончалась в 1928 году в возрасте семидесяти лет. Могила ее затерялась на одном из Петербургских кладбищ.
(Показать портрет Арины Родионовны, памятник Пушкину и няне в Пскове, фотографию домика няни в деревне Кобрино и комнаты в доме няни).
Заключительный тур игры. (Слайд 54)
(Победителям первых трех туров занять места за игровым столом).
В основу этого вопроса положен случай, произошедший с Пушкиным.
Вопрос: Попробуйте представить себя Пушкиным. Знакомый Пушкину офицер Кандыба как-то решил проверить сообразительность поэта и попросил его мгновенно подобрать рифму на «рыба» и «рак». Попробуйте быстро сообразить, какую рифму подобрал Пушкин?
Ответ: В приятельской беседе один знакомый Пушкину офицер, некий Кандыба, спросил его:
-Скажи, Пушкин, рифму на рак и рыба.
-Дурак Кандыба.
-Нет, не то,- сконфузился офицер.- Ну, а рыба и рак?
-Кандыба дурак,- подтвердил Пушкин.
(подведение итогов, награждение победителей).
Творческое задание: (Слайд 55)
Написать синквейн на тему «Пушкин».
Домашнее задание: (Слайд 56)
Написать сочинение «Пушкин в моей жизни», закончить его готовым синквейном.